... Дело № 3а-143/2023
25OS0000-01-2022-000358-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2023 года г. Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Внуковой О.Н.,
при секретаре Джафаровой В.Э.,
с участием представителя КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шер А.Г. к КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» о признании незаконными действий по перерасчету в сторону увеличения кадастровой стоимости земельного участка, признании пункта 84 Акта об определении кадастровой стоимости № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12,2021 недействующим;
к Управлению «ФКП Росреестра» по Приморскому краю о признании незаконными действий по внесению в ЕГРН недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, о возложении обязанности на Управление «ФКП Росреестра» по Приморскому краю внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере установленной решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, взыскании с Управления «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в пользу административного истца расходов по оплате госпошлины
установил:
Шер А.Г. ( с учетом уточненных требований) обратился в Приморский краевой суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований административный истец в своих пояснениях указал, что постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15.10.2020 № 87-п была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего ему на праве аренды, в размере 4 890 362,96 руб. по состоянию на 01.01.2020г.
Решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ г. кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена равной его рыночной стоимости в размере 2 461 980,72 руб. Арендная плата по договору аренды земельного участка рассчитывалась исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Приморского краевого суда.
Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером №, акта прием-передачи в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок с кадастровым номером № всегда имел площадь 780 м2, сведения из выписки из ЕГРН на земельный участок от 17.12.2021г. свидетельствуют о том, что ни каких изменений его площади в ЕГРН не вносилось.
Акт № A3Y-25/2021/000304 от 23.12.2021 принят в нарушение порядка проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке», в связи с чем данный акт является незаконным.
Оспариваемый акт содержит в себе кадастровую стоимость конкретных земельных участков, тем самым, фактически данным актом императивно осуществляется воздействие на неопределенный круг лиц, является обязательным для неопределенного круга лиц, установленная государственная кадастровая оценка рассчитана на многократное обязательное применение, к тому же целью деятельности КГБУ «ЦКО» является определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края, и составлении отчета об итогах государственной кадастровой оценки. Акты об определении кадастровой стоимости является обязательным для применения. Таким образом, Акт об определении кадастровой стоимости от 23.12.2021 № АЗУ/2021/000304 является нормативно-правовым, однако при принятии указанного нормативного правового акта не соблюдены требования ч. 1 ст. 6, ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от 03.07.2016 № 237- ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЭ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которые устанавливают процедуру принятия, оспариваемого нормативного правового акта.
Оспариваемый пункт 84 Акта об определении кадастровой стоимости № АЭУ/2021/000304 от 23.12.2021 непосредственно затрагивает права, обязанности и законные интересы административного истца, поскольку установленная, вышеуказанным Актом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 890 362,96 руб., непосредственно влияет на размер суммы арендной платы, уплачиваемой административным истцом ежемесячно.
В связи с тем, что в полномочия КГБУ «ЦКО» входит определение кадастровой стоимости, действия данной организации по определению кадастровой стоимости земельного участка спустя год с момента установления предыдущей кадастровой стоимости, а не по истечении трех лет, являются незаконными, а действия Управления «ФКП Росреестра» по внесению изменений в ЕГРН о кадастровой стоимости также являются незаконными, так как основаны на незаконно принятом Акте № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12.2021.
В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, о дате и времени проведения судебного заседания извещены, от представителя административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, уточненные требования поддержала в полном объёме.
Представитель административного ответчика – КГБУ «ЦКО» в судебном заседании исковые требования административного истца не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменных отзывах, а также пояснила, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена Учреждением в ходе государственной кадастровой оценки в 2020 году в размере 4 338 415,28 руб. и утверждена постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15.10.2020 № 87-п. Согласно сведениям ЕГРН по состоянию на 01.01.2020 площадь указанного земельного участка составляла 678 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Приморским краевым судом принято решение по делу № по административному исковому заявлению ИП Шер А.Г. об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка общей площадью 678 кв. м в размере его рыночной стоимости, которая составила 2 461 980,72 руб.
01.12.2021 в ЕГРН внесены сведения об изменении площади земельного участка с кадастровым номером № в сторону увеличения (с 678 кв. м до 780 кв. м), указанная информация была направлена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в КГБУ «ЦКО». В связи с чем, определение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 890 362,96 руб. обусловлено изменением его характеристик, оспариваемый Акт № АЗУ/2021/000304 составлен КГБУ «ЦКО» не в рамках проведения государственной кадастровой оценки, а по результатам определения кадастровой стоимости в порядке статьи 16 ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кроме того, полагает что срок обращения административного истца в суд с административным иском пропущен.
Представитель Управления муниципальной собственности города Владивостока и администрации города Владивостока в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен, ранее представлен отзыв, согласно которого требования административного истца не признал указав, что административным истцом пропущен срок исковой давности, поскольку Акт об определении кадастровой стоимости от 23.12.2021 № АЗУ-25/2021/000304 размещен на официальном сайте в сети «Интернет» и направлен в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН 28.12.2021. Кроме того, в связи с внесением сведений в ЕГРН об изменении площади земельного участка с кадастровым номером № в сторону увеличения, его кадастровая стоимость была определена КГБУ «ЦКО» в соответствии со ст. 16 Закона о кадастровой стоимости а не в рамках проведения государственной кадастровой оценки.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в судебное заседание также не явился, о дате рассмотрения дела был извещен.
Руководствуясь статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом установлено, что Шер А.Г. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 84 акта КГБУ «Центра кадастровой оценки Приморского края» от 23.12.2021г. № АЗУ-25/2021/000304 об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: №, общей площадью 780 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации станции автосервиса в сборно-разборных конструкциях, принадлежащего ему на праве аренды.
Ранее Шер А.Г. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» и Управлению Росреестра по Приморскому краю о признании незаконными действий по перерасчету в сторону увеличения кадастровой стоимости земельного участка, и принятию акта об определении кадастровой стоимости № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12,2021; о признании незаконными действий Управления Росреестра по Приморскому краю по внесению в ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № в размере 4 890 362,96 руб.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2023г. дело было направлено в Приморский краевой суд для рассмотрения по подсудности.
Определением Приморского краевого суда от 10.08.2023г. указанные административные дела объединены в одно производство.
В порядке подготовки по делу административный истец уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконными действия КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» по перерасчету в сторону увеличения кадастровой стоимости земельного участка, признать пункт 84 Акта об определении кадастровой стоимости № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12,2021 недействующим; признать незаконными действия Управления «ФКП Росреестра» по Приморскому краю по внесению в ЕГРН недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, возложить обязанность на Управление «ФКП Росреестра» по Приморскому краю внести в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере установленной решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № №, взыскать с Управления «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в пользу административного истца расходы по оплате госпошлины.
Верховный Суд РФ в постановлении Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Требования административного истца хоть и связаны с неправомерными действиями КГБУ «ЦКО» и Управления «ФКП Росреестра» по Приморскому краю, подлежащих рассмотрению по правилам главы 22 КАС РФ, по существу направлены на изменение кадастровой стоимости объекта, поскольку результатом удовлетворения административного искового заявления является изменение кадастровой стоимости спорного объекта.
В этой связи, настоящее дело подлежит рассмотрению по правилам главы 22 КАС РФ (оспаривание действий), с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 КАС РФ (оспаривание кадастровой стоимости).
Согласно положениям части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, а также с заявлением об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения, если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.
В силу п. 2 части 1 статьи 7 Закона о государственной кадастровой оценке определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости.
При этом из положений частей 3, 5 названной статьи следует, что бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Полномочиями, связанными с организацией проведения кадастровой оценки объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Приморского края наделено КГБУ «ЦКО».
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что административному истцу Шер А.Г. на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером №, акта прием-передачи в аренду земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., принадлежит земельный участок, с кадастровым номером №, общей площадью 780 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ очередная государственная кадастровая оценка проводится через четыре года с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, указанных в ч. 1 настоящей статьи, в городах федерального значения в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующего решения - через два года.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (ч.5).
Во исполнение распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15.02.2019 № 42-ри «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Приморского края» КГБУ «ЦКО» в 2020 году была проведена государственная кадастровая оценка в отношении указанного земельного участка и определена кадастровая стоимость, которая утверждена постановлением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 15.10.2020 № 87-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Приморского края».
Решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена равной его рыночной стоимости в размере 2 461 980,72 руб.
Арендная плата по договору аренды земельного участка рассчитывалась исходя из кадастровой стоимости, установленной решением Приморского краевого суда.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Публично-правовая компания в течение трех рабочих дней со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости формирует и направляет в бюджетное учреждение такие сведения в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости (часть 2 ст. 16 названного Закона).
Таким образом, приведенная статья Федерального закона № 237-ФЗ
не допускает произвольного пересмотра кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости и связывает возможность установления новой кадастровой стоимости в период между турами государственной кадастровой оценки для объектов, внесенных в Единый государственной реестр недвижимости, только в случае, если в отношении данных объектов произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, влияющих на размер кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 16 Порядка формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0283, перечни объектов недвижимости формируются в электронном виде в виде файлов в формате XML, созданных с использованием актуальных на дату формирования перечня XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Соответствующие сведения были направлены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в бюджетное учреждение письмом от 10.12.2021г. за №21-10342.
XML-схема содержит в своем составе раздел о дате возникновения оснований для включения сведений о соответствующем объекте недвижимости в указанный выше перечень – 1.12.2021г. – внесение в ЕГРН сведений об изменении площади земельного участка с кадастровым номером № в сторону увеличения, с 687 кв.м до 780 кв.м.
Определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, направленных публично-правовой компанией.
Согласно частям 1 и 4 статьи 14 Федерального закона № 237 определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 12.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226, определение кадастровой стоимости было осуществлено по алгоритмам, предусмотренным Указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
В результате актуализации бюджетным учреждением кадастровой стоимости объекта недвижимости и ее перерасчета кадастровая стоимость земельного участка составила 4 890 362,96 руб.
Таким образом, при наличие поступившей из Управления «ФКП Росреестра» по Приморскому краю информации о внесении в ЕГРН изменений в отношении спорного земельного участка, кадастровая стоимость обоснованно была определена в ином размере на основании положений статьи 16 Закона о кадастровой оценке.
Определение бюджетным учреждением кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ не является очередной государственной кадастровой оценкой
По результатам определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости в форме электронного документа, включающий в том числе систематизированные сведения об определении кадастровой стоимости.
КГБУ «ЦКО» является бюджетным учреждением, а не госорганом, утвердившим оспариваемый результат кадастровой стоимости, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с актом.
По итогам определения кадастровой стоимости КГБУ «ЦКО» был составлен Акт № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12.2021г., являющийся ненормативным правовым актом с юридической силой.
Частью 7 Закона № 237-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящей статьей, размещает акт об определении кадастровой стоимости на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляет данный акт в орган регистрации прав для внесения сведений о кадастровой стоимости, указанных в данном акте, в Единый государственный реестр недвижимости, а также включения сведений о кадастровой стоимости, перечень которых определяется федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки, при установлении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, в фонд данных государственной кадастровой оценки.
Сведения относительно изменения кадастровой стоимости земельного участка внесены Управлением «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в ЕГРН.
Внесение изменений в ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости было осуществлено в рамках исполнения норм статьи 16 Закона № 237-ФЗ
Что касается довода административного истца о том, что площадь спорного земельного участка всегда составляла 780 кв.м. и ни каких изменений его площади в ЕГРН не вносилось, то суд полагает, что данные доводы являются несостоятельными в силу следующего.
Так, согласно представленным административным истцом, в рамках рассмотрения судом административного дела №, сведениям из ЕГРН (выписка от 05 марта 2021 года № КУВИ -№), площадь земельного участка с кадастровым номером № составляла 678 кв. м.
В своем административном исковом заявлении истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 678 кв.м. в размере его рыночной стоимости – 2 461980, 72 руб.
Из представленного в материалы административного дела № Отчёта № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного оценщиком ООО «ОЦЕНКА-ПАРТНЕР», объектом оценки являлся объект кадастрового учета - земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 678 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации станции автосервиса в сборно-разборных конструкциях, имеющий статус- ранее учтенный. Для целей оценки использовались значения площади земельного участка, указанного в данных кадастрового учета - 678 кв.м.
Решением Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 678 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: Земли населённых пунктов, разрешенное использование: для строительства и дальнейшей эксплуатации станции автосервиса в сборно-разборных конструкциях, установлена в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2020 года, в размере 2461980,72 рублей.
01.12.2021 в ЕГРН внесены сведения об изменении площади земельного участка с кадастровым номером № в сторону увеличения (с 678 кв. м до 780 кв. м), указанная информация 10.12.2021г. была направлена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю в КГБУ «ЦКО». На момент заказа административным истцом выписки из ЕГРН (от ДД.ММ.ГГГГ) уже имелись сведения об изменении площади земельного участка (780 кв.м.).
Таким образом доводы о том, что земельный участок всегда имел площадь 780 кв.м. опровергаются сведениями из ЕГРН и материалами дела.
Как указывалось выше, определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ, осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня поступления в бюджетное учреждение сведений об объекте недвижимости, по итогам определения кадастровой стоимости был составлен Акт № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12.2021г.
Новые сведения о кадастровой стоимости внесены 3.01.2022г. на основании вышеуказанного Акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, что событием, послужившим поводом для обращения с настоящим административным иском в суд и с которым Шер А.Г. связывает нарушение своих прав, является ответ Управления муниципальной собственности № от 30.03.2023г. на его заявление об устранении технической ошибки в части площади земельного участка и перерасчете его кадастровой стоимости КГБУ «Центр кадастровой оценки Приморского края» отраженной в Акте об определении кадастровой стоимости № АЗУ-25/2021/000304 от 23.12.2021.
Административное исковое заявление подано в суд 12 апреля 2023 года, то есть в пределах установленного срока.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░