Дело №3а-208/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Архангельск 17 мая 2023 г.
Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Комякова А.Н. к Финансовому управлению Администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск», Администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск» о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Комяков А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 288 640 рублей.
В обоснование требований указал, что решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 1 ноября 2018 г. удовлетворены его исковые требования к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении ему во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего указанным в решении суда характеристикам. Судебное постановление исполнено лишь 26 января 2023 г. Полагает, что неисполнение вступившего в силу судебного постановления на протяжении длительного времени привело к нарушению права на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, что является основанием для выплаты соответствующей компенсации. Также просил взыскать расходы на представителя в размере 5 000 рублей.
Административный истец Комяков А.Н. в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен.
Административные ответчики Финансовое управление администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск», администрация Городского округа Архангельской области «Северодвинск», заинтересованное лицо Министерство образования Архангельской области о времени и месте извещены, в судебное заседание представителя не направили.
В письменном отзыве администрация Городского округа Архангельской области «Северодвинск» с иском не согласилась. Заявленный к взысканию размер компенсации считала чрезмерно завышенным. Решение суда исполнено 26 января 2023 г. путем предоставления административному истцу жилого помещения.
Министерство образования Архангельской области направило суду письменный отзыв, в котором указало на недостаточное финансирование на покупку жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
По смыслу частей 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон №68-ФЗ) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.
В силу части 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.
Согласно пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
По смыслу части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация не присуждается, если длительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта вызвана исключительно действиями административного истца, заявителя либо чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами (непреодолимой силой) (пункт 59 указанного Постановления).
Как следует из материалов дела, истец как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ) и пункта 2 статьи 11 закона Архангельской области от 17 декабря 2012 г. №591-36-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» (далее – Закон Архангельской области №591-36-ОЗ) имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Судом установлено, что вступившим в законную силу 20 февраля 2019 г. решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 1 ноября 2018 г. по делу №2-3693/18 удовлетворены исковые требования Комякова А.Н. к администрации муниципального образования «Северодвинск» о предоставлении ему во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. На ответчика возложена обязанность предоставить истцу по договору найма жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 14 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г. Северодвинска, расположенное в границах г.Северодвинска за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
20 мая 2019 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г.Северодвинску УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем взыскан исполнительский сбор в связи с неисполнением исполнительного документа в установленный срок, выносились требования об исполнении судебного решения.
Решение суда исполнено 26 января 2023 г. путем предоставления административному истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда.
С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона №68-ФЗ, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
Продолжительность исполнения судебного решения составляет 3 года 11 месяцев 6 дней (с 20 февраля 2019 г. по 26 января 2023 г.).
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.
Поведение истца не влияло на длительность исполнения судебного акта.В соответствии со статьей 5, пунктом 8 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Финансирование мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в части предоставления им жилых помещений осуществляется также в форме субсидий из федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 закона Архангельской области №591-36-ОЗ). Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 г. №84-5-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» (далее - Закон Архангельской области №84-5-ОЗ) органы местного самоуправления городских округов Архангельской области наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона Архангельской области №84-5-ОЗ в целях осуществления государственных полномочий по предоставлению детям-сиротам жилых помещений органы местного самоуправления муниципальных образований, в частности, осуществляют следующие государственные полномочия: приобретают жилые помещения либо осуществляют организацию строительства жилых домов, либо приобретают не завершенные строительством жилые помещения и организуют проведение работ по завершению строительства данных жилых помещений; включают жилые помещения в специализированный жилищный фонд; заключают с детьми-сиротами договоры найма специализированных жилых помещений и т.д. Финансирование расходов на указанные цели осуществляется путем предоставления министерством образования Архангельской области органам местного самоуправления Архангельской области, в том числе, администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск», субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем перечисления указанных сумм в порядке межбюджетных отношений на лицевые счета, открытые соответствующим получателям в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. По сведениям администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск» для муниципального образования «Северодвинск» были утверждены субвенции на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, с помощью которых в г.Северодвинске приобретались квартиры. В настоящее время Комякову А.Н. предоставлено жилое помещение. Изложенное свидетельствует о том, что предпринимаемых мер недостаточно для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда даже тех лиц указанной категории, в отношении которых состоялись судебные постановления о предоставлении жилья. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для присуждения компенсации за неисполнение принятого в пользу административного истца судебного акта в разумный срок. В тоже время, суд отмечает, что в силу положений части 3 статьи 1 Федерального закона №68-ФЗ обязанность выплатить компенсацию в случае установления факта нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок возникает независимо от вины органов государственной власти, местного самоуправления, на которые возложена обязанность по исполнению вступившего в законную силу судебного акта. В связи с изложенным, несмотря на недостаточность денежных средств, выделяемых уполномоченным органом государственной власти Архангельской области на цели предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, оснований для освобождения Городского округа Архангельской области «Северодвинск» от ответственности в виде возложения обязанности по выплате компенсации на основании Федерального закона №68-ФЗ суд не усматривает. Так, согласно пункту 2 статьи 46 Закона Архангельской области №84-5-ОЗ, пункту 3 статьи 14 Закона Архангельской области №591-36-ОЗ именно органы местного самоуправления городского округа принимают решение о предоставлении конкретному лицу, относящемуся к указанной льготной категории граждан, жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключают с ним договор найма такого жилого помещения. Федеральный закон №159-ФЗ, как и Закон Архангельской области №591-36-ОЗ связывают возникновение права указанной категории лиц на предоставление жилого помещения с наступлением восемнадцатилетнего возраста либо приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. При этом благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда подлежит предоставлению таким гражданам во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на такое же обеспечение. Аналогичная правовая позиция выражена и в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г. С учетом изложенных обстоятельств и с учетом того, что обязанность по предоставлению административному истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда решением суда возложена на администрацию муниципального образования «Северодвинск», на органы государственной власти Архангельской области такая обязанность не возложена, то суд приходит к выводу о необходимости возложения обязанности выплатить административному истцу требуемую компенсацию на Городской округ Архангельской области «Северодвинск». По смыслу пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона №68-ФЗ настоящее судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должно быть исполнено соответствующим финансовым органом, каковым является Финансовое управление администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск», за счет средств местного бюджета. При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона №68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя. Суд считает, что разумный срок исполнения судебного акта о предоставлении жилого помещения являлся значимым для истца. Учитывая приведенные выше обстоятельства производства по исполнению судебного акта, недостаточность и неэффективность принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебных актов по делам данной категории, мер, продолжительность нарушения и значимость его последствий для истца, поведение сторон на протяжении всего периода исполнения судебного акта, суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Определяя размер такой компенсации, подлежащей выплате за счет средств бюджета Городского округа Архангельской области «Северодвинск», суд полагает необходимым взыскать 60 000 рублей.В силу части 4 статьи 4 Федерального закона №68-ФЗ, части 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению.В связи с тем, что административным истцом не предоставлен документ о наличии у представителя Денисова П.Л. высшего юридического образования, что необходимо в соответствии с частью 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствии оснований для отложения судебного разбирательства, вопрос о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей может быть разрешен по заявлению административного истца в порядке статьи 114.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем вынесения отдельного определения. В соответствии с положениями части 1 статьи 103, части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 15 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Финансового управления администрации Городского округа Архангельской области «Северодвинск» за счет средств местного бюджета в пользу административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в возврат в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. № <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░