Дело №10RS0011-01-2023-002151-06 (2а-4918/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2023 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н. Картавых,
при секретаре
М.О. Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вересова ФИО3 к Федеральной службе исполнения наказания России, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Карелия, о присуждении компенсации морального вреда,
установил:
Административный иск Вересова Е.А. к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН по РК о признании незаконным действий (бездействия) ответчика ФКУ СИЗО-1, заявлены по тем основаниям, что ФКУ СИЗО-1 получали одну сумму денег, зачисляли на счет административного истца другую, на заявление от июля 2023 г. не отвечают. Также разнятся перечисленные суммы с отделения судебных приставов г.Печора и направленных ФКУ СИЗО-1 Вересову Е.А., просит взыскать с ответчика ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК компенсацию морального вреда за ненадлежащие условия содержания и незаконные действия в сумме 100000 рублей.
Определением суда от 21.07.2023 привлечены к участию в деле в качестве соответчиков ФСИН России, в качестве заинтересованных лиц УФСИН России по РК, УФССП России по Республике Карелия, УФССП России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец не присутствовал, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в заявлении указал, что просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель ФСИН России, УФСИН по Республике Карелия Дагданова А.А., действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК Кутузов А.А., действующий на основании доверенности, просил иск оставить без удовлетворения.
Иные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу положений статей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие сторон и их представителей.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд учитывает выбранный административным истцом способ защиты нарушенных прав, а поэтому принимает решение исключительно по заявленным требованиям, не усматривая оснований для выхода за пределы предмета административного искового заявления.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов личного дела Вересова Е.А., <данные изъяты> года рождения, административный истец ранее судим: 21.05.1998 Петрозаводским городским судом Республики Карелия по ст. 158 ч. 2 п. «а, в» УК РФ, срок 1 год лишения свободы, в соответствии ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 1 год; 10.06.2002 Петрозаводским городским судом Республики Карелия по ст. 158 ч.2 п. «а, б» УК РФ, срок 3 года лишения свободы, в силу ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком 3 года; 31.08.2005 Красносельским федеральным районным судом г. Санкт- Петербурга по ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч.2 п. «а, в» УК РФ, срок 2 года лишения свободы, в соответствии со ст. 74, 70 УК РФ присоединено неотбытое наказание по приговору Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10.06.2002, к отбытию 3 года лишения свободы. Освобожден 26.10.2007 по отбытии срока наказания из ФБУ ИК-26 УФСИН России по Архангельской области; 06.05.2010 Верховным Судом Республики Карелия по ст. 105 ч. 2 п. «з» УК РФ, 158 ч.3, 69 УК РФ по ст. 105 ч. 2 п. «з» (в ред. ФЗ от 21.07.2014 № 73-ФЗ), срок 17 лет лишения свободы с отбыванием наказания в ПК строгого режима. Осужден 10.10.2017 Плесецким районным судом Архангельской области по ст. 30 ч.3, 159 ч. 3 УК РФ, срок 4 года лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ частично присоединено наказание по приговору Верховного Суда Республики Карелия от 06.05.2010, окончательно к отбытию 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительную колонию строгого режима, приговор вступил в законную силу 22.01.2018. Начало срока отбывания наказания -<данные изъяты>, конец срока - <данные изъяты>
В качестве нарушений условий содержания в административном иске Вересов Е.А. в период с 20.04.2022 по 26.08.2022 и с 06.04.2023 по 06.06.2023 содержался в СИЗО-1 в котором условия содержания не соответствовали предъявляемым требованиям, а именно: по исполнительным производствам, взыскателем по которым является Вересов Е.А., отделением судебных приставов по г.Печора и отделением судебных приставов по г.Кондопога были произведены перечисления денежных средств, которые ответчик не переслал на счет административного истца. Истец просит признать указанные условия содержания под стражей ненадлежащими, в связи, с чем присудить компенсацию морального вреда.
В соответствии со ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 УИК РФ, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Осужденные содержатся в следственных изоляторах, согласно ст. 77 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) а именно: при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе - исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев. При необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года № ЮЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»), и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Согласно ст.15 Федерального закона от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении Преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.16 Федерального закона от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утверждены Приложением №1 к Приказу Минюста России от 04.07-2022 N 110 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы".
Согласно п.104 ПВР СИЗО, деньги подозреваемым и обвиняемым переводятся в адрес СИЗО и зачисляются на их лицевые счета.
Вересов Е.А. был этапирован из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия 05.02.2022, на основании постановления судьи Петрозаводского городского суда Носовой М.А. от 26.01.2022 № <данные изъяты> на основании ст.77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. Выбыл в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия 25.02.2022, 20.04.2022 прибыл из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, 27.08.2022 выбыл из ФКУ СИЗО-1. 07.04.2023 прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, 14.06.2023 выбыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК.
По данным бухгалтерии ФКУ СИЗО-1 за период с 01.01.2022 по 03.08.2023 на лицевой счет Вересова Е.А. поступали денежные средства от ОСП по Кондопожскому району УФССП России по Республике Карелия 18.07.2022 в размере <данные изъяты> руб.
От ОСП по г. Печере УФССП России по Республике Коми, денежные средства поступали 26.07.2022 в размере <данные изъяты> руб.
Справкой, представленной ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, и реестром перечисленных денежных средств, представленных ОСП по г. Печере УФССП России по Республике Коми, по запросу суда, подтверждается факт зачисления на личный счет Вересова Е.А. денежных средств, поступивших из ОСП по Кондопожскому району УФССП России по Республике Карелия и ОСП по г.Печоре УФССП России по Республике Коми, в полном объеме.
Таким образом, доводы административного иска, о неперечислении ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия на счет Вересова Е.А. денежных средств, объективно ничем не подтверждены.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пп. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пп. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно статье 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
С ФСИН России, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа, обеспечивающего условия содержания под стражей, за счет казны Российской Федерации подлежит взысканию компенсация за нарушение условий содержания административного истца. У суда отсутствуют основания в удовлетворении иска Вересова Е.А.
Суд не находит оснований для опубликования в печатном издании решения по данному административному делу, связанному с нарушением условий содержания (часть 13 статьи 226, пункт 4 части 3, часть 10 статьи 227 Кодекса административного производства Российской Федерации, пункт пункты 25 - 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227.1 КАС РФ суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;
– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 08.09.2023