Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-708/2023 ~ М-644/2023 от 26.10.2023

Дело №2а-708/2023

Уникальный идентификатор дела

44RS0004-01-2023-000733-95

Мотивированное решение

изготовлено 24 ноября 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Мантурово 20 ноября 2023 года

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Громовой С.А.,

при секретаре Смирновой А.Б.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации городского округа город Мантурово Костромской области к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Аверкиевой Н.Н., Специализированному отделению судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России, Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №98044/23/492838 от 13.09.2023 года,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась администрация городского округа город Мантурово Костромской области (далее по тексту – администрация г.о.г.Мантурово) с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Аверкиевой Н.Н. (далее по тексту – СПИ СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России Аверкиевой Н.Н.), Специализированному отделению судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России (далее по тексту – СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России), Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП России (далее по тексту – ГМУ ФССП России) об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению №98044/23/492838 от 13.09.2023 года. Требования мотивированы тем, что СОСП по Костромской области 02.08.2022г. возбуждено исполнительное производство №45758/23/98044-ИП на основании исполнительного листа ФС №021116907 от 03.03.2021г., выданного Мантуровским районным судом по делу №2-69/2021, вступившему в законную силу 03.03.2021 года, о возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, г.Мантурово ул.Южная, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,961 км, идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-164 в срок до 31.12.2022 года. В срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем, СПИ СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 13.09.2023 года №98044/23/492838 от 13.09.2023 года в размере 50000 рублей и установлен новый срок исполнения до 14.09.2023 года. Администрация г.о.г. Мантурово согласна с вынесенным постановлением, однако просит освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора ввиду следующего. В неисполнении административным истцом решения Мантуровского районного суда о регистрации в срок до 31.12.2022 года права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу отсутствует виновное, противоправное бездействие должника, поскольку для регистрации права муниципальной собственности на данный объект недвижимости требуется постановка объекта на кадастровый учет, учитывая требования действующего законодательства. Администрацией предпринимаются меры для исполнения решений Мантуровского районного суда, с 2019 года заключаются договоры с кадастровым инженером ИП Ивановым Д.А. на выполнение кадастровых работ и подготовку технических планов сооружений(дорог) для проведения мероприятий по регистрации права муниципальной собственности указанной автодороги, кадастровые работы ведутся, но выполнены с задержкой и не в полной мере. Причиной задержки стала особенность осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений(линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения. Всего судебными решениями Мантуровского районного суда на администрацию г.о.г. Мантурово возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на 320 дорог. При ходатайстве об установлении срока исполнения на стадии рассмотрения гражданского дела в суде было учтено только количество дорог, подлежащих регистрации до определенной даты, однако не был учтен территориальный разброс дорог, подлежащих регистрации. Кадастровому инженеру при составлении технических паспортов и межевых планов требуется постоянно перемещаться по территории всего муниципалитета(ранее Мантуровский муниципальный район г.о.г. Мантурово), что приводит к увеличению сроков выполнения работ. Таким образом, административным истцом принимались все меры для скорейшего исполнения решения Мантуровского районного суда, отсутствует бездействие со стороны администрации по исполнению решения суда.

Представитель административного истца Грачевская О.Н. (действующая на основании доверенности от 13.03.2023 года б/н) в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что административный истец находит возможности для исполнения решения суда, однако финансовые возможности администрации очень ограничены, поскольку муниципальный долг на 01.11.2023 года составляет 134652,0 тыс. рублей, что подтверждается справкой от 20.11.2023 года б/н и сводным реестром муниципальных долговых обязательств г.о.г.Мантурово Костромской области.

Административный ответчик СПИ СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России Аверкиева Н.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, направив возражения на административное исковое заявление администрации г.о.г.Мантурово, в которых указала, что каких либо нарушений норм материального, процессуального права, а так же специального законодательства об исполнительном производстве должностными лицами СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России в результате вынесения вышеуказанного постановления не допущено. В случае полного освобождения должника от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера у судебного пристава-исполнителя не остается иных способов воздействия на него для обеспечения своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа, во исполнение которого оно возбуждено. Полагала, что у административным истцом не представлены бесспорные и достоверные доказательства, свидетельствующие об отсутствии у него объективной возможности исполнения требований исполнительного листа (л.д.21-23)

Административные ответчики СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России, ГМУ ФССП России, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, что подтверждается уведомлением о вручении почтовых отправлений и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.19,20), в суд не явились, каких либо заявлений или ходатайств суду не направили.

Мантуровский межрайонный прокурор просил рассмотреть административное дело без его участия, указав, что права и обязанности прокурора при разрешении административного дела не затрагиваются (л.д.18).

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело по существу рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, поскольку суд не признавал их явку обязательной.

Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту – Закона об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Согласно ч.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч. 7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст.401 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в п.75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений п.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п.3 ст.401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений п.1 ст.401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено и подтверждается исследованными материалами, что решением Мантуровского районного суда от 01.02.2021 года по гражданскому делу №2-69/2021 на административного истца возложена обязанность зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу, расположенную по адресу: Костромская область, г.Мантурово ул.Южная, относящуюся к V категории дорог, протяженностью 0,961 км, идентификационный номер 34-414 ОП МГ 34-164 в срок до 31.12.2022 года.

Заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А. 02.08.2023 года возбуждено исполнительное производство №71390/23/44014-ИП на основании исполнительного листа ФС №021116907 от 03.03.2021г., выданного Мантуровским районным судом по делу №2-69/2021.

Постановлением заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава ОСП по Мантуровскому району УФССП России по Костромской области Соколовой Г.А. от 02.08.2023 года исполнительное производство №71390/23/44014-ИП передано в СОСП по Костромской области.

Постановлением СПИ СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России Аверкиевой Н.Н. от 07.09.2023г. исполнительное производство №71390/23/44014-ИП принято к производству с присвоением исполнительному производству №45758/23/98044-ИП.

13.09.2023 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Аверкиевой Н.Н. вынесено постановление №98044/23/492838 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера с должника администрации г.о.г.Мантурово в размере 50000 рублей.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с подп. 5 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон №131-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

28.08.2023г. заключен договор №39 между ИП Ивановым Д.А.(Подрядчик) и Отделом имущественных и земельных отношений администрации г.о.г. Мантурово (Заказчик). Согласно договора Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению кадастровых работ согласно ФЗ от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с подготовкой технического плана сооружения. Объекты недвижимости, в отношении которых проводились работы, определены сторонами в Перечне объектов работ согласно Приложения №1 к договору, где указан автодорога ул. Южная (л.д.7-9).

Довод административного ответчика СПИ СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России Аверкиевой Н.Н., об отсутствии иных способов воздействия на должника для обеспечения своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа, во исполнение которого оно возбуждено, суд отклоняет как необоснованный.

Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрация г.о.г.Мантурово не уклонялась от исполнения решения суда, в пределах выделенных лимитов бюджетных средств проводила кадастровые работы и последующую регистрацию автомобильных дорог.

В данном случае обстоятельством, препятствующим своевременному исполнению судебного акта, послужил большой объем проведения кадастровых работ и территориальный разброс автомобильных дорог.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ №98044/23/492838 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №45758/23/98044-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-708/2023 ~ М-644/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.о. г. Мантурово
Ответчики
Судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Аверкиева Надежда Николаевна
Главное межрегиональное (специализированное) управление ФССП России
Специализированное отделение судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России
Другие
Мантуровский межрайонный прокурор
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Громова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
manturovsky--kst.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация административного искового заявления
26.10.2023Передача материалов судье
27.10.2023Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2024Дело оформлено
24.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее