Дело № 2а-2289/2023
УИД 52RS0009-01-2023-002375-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2023 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Алымовой Т.В.,
при помощнике судьи Буланкиной Е.В.,
с участием административного истца Закон В.И. (посредством системы ВКС),
помощника Арзамасского городского прокурора Любушкиной С.А. (по доверенности представляющей интересы Нижегородской областной прокуратуры, на основании удостоверения представляющей интересы Арзамасской городской прокуратуры)
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Закон В.И. к Арзамасской городской прокуратуре, Нижегородской областной прокуратуре, заместителю Арзамасского городского прокурора Рудакову Д.А. о признании действий незаконными, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Закон В.И. обратился в суд с иском к к Арзамасской городской прокуратуре, Нижегородской областной прокуратуре, заместителю Арзамасского городского прокурора Рудакову Д.А. о признании действий незаконными, о возложении обязанности.
Просит о признании незаконными действий со стороны государства, совершенных прокуратурой г.Арзамас Нижегородской области при рассмотрении и разрешении заявления о совершенном преступлении от <дата> № и вынесении ответа-уведомления от <дата> №; возложении обязанности на органы прокуратуры исполнить требования п.2 ч.2 ст.37, ст.144-145 УПК РФ, п.1.5, 1.9, 2.2, 3.3, 3.7 инструкции утвержденной приказом генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45, п.1.1, 1.2, 1.6, 1.8 Приказа генерального прокурора РФ 27.12.2007 № 212, п.2.4.3.11 инструкции утвержденной приказом генерального прокурора РФ от 29.12.2011 № 450, п.1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13 указания генерального прокурора РФ от 06.03.2020 № 137/9; возложении обязанности на органы прокуратуры РФ исполнить требования ст.10, 17, 21, 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Закон В.И. <дата> № обратился в Арзамасскую городскую прокуратуру за государственной защитой (ст.18, 45, 33 Конституции РФ) с заявлением в порядке ст. 140-141 УПК РФ (сообщение) о совершенном преступлении, фальсификации протокола допроса обвиняемого В.И. Закон от <дата>, с приложением в качестве доказательства, с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления, протокол допроса обвиняемого Закон В.И. от <дата>.
<дата> № заместителем городского прокурора Рудаковым Д.А. непроцессуальным актом уведомлен, что на основании п.3.5 инструкции, утвержденной приказом генерального прокурора РФ от 3,.01.2013 № 45, направлено ИО руководителя СО по г.Арзамас СУСК по Нижегородской области С. заявление осужденного Закон В.И. о фальсификации протокола допроса обвиняемого для рассмотрения по существу изложенных доводов. При принятии данного решения должностное лицо заместитель городского прокурора Рудаков Д.А. нарушил п.1.2 ч.2 ст.37 УПК РФ; п.2 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ». В протоколе допроса обвиняемого от 20.04.2012 отсутствует подпись обвиняемого В.И. Закон, подтверждающая, что ему были разъяснены положения п.3 ч.4 ст.47 УПК РФ, вместо него подпись в протоколе поставило неизвестное лицо. В протоколе отсутствует подпись В.И.Закон о том, что протокол был им прочитан лично и не имеет замечаний, подпись поставило неизвестное лицо, предположительно защитник.
Несмотря на то, что в заявлении от <дата> говорится о совершенном преступлении, сведения о преступлении не носит характер предположения, указывается на конкретные обстоятельства совершения преступления; в нарушение п.2.2 инструкции утвержденной приказом ген.прокурора РФ от30.01.2013 № 45, п.1.2 приказа ген.прокурора РФ от 27.12.2007 №212, п.2.4.3.11 инструкции утвержденной приказом ген.прокурора РФ от 29.12.2011 № 450, не было зарегистрировано как сообщение о преступлении в книге КУСП, не передано в следственные органы мотивированным постановлением, не осуществляется контроль за проведением проверки в СО, о перенаправлено как обычное обращение граждан.
Согласно п.4.2 инструкции утвержденной приказом ген.прокурора РФ от30.01.2013 № 45: при необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дела, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, должностных лиц. Сотрудник прокуратуры обязан был получить объяснения от В.И.Закон и только после этого принять решение.
Также прокурор обязан соблюдать Конституцию РФ, Федеральные законы, международные обязательства РФ, не допускать малейшего от них отступления.
Закон В.И. указывает, что на основании ст. 227 КАС РФ надлежит возбудить административное производство по факту имеющихся нарушений:
- не зарегистрировано в книге КУСП (приказ 45,212,450);
- не направлен документ заявителю о принятии и регистрации заявления о преступлении (п.4 ст.144 УПК РФ, приказ 212, 450);
- при принятии решения не установлены прокурором нарушения закона (п.1.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, приказ 45, 212,450);
- не принято постановление о передаче сообщения о преступлении в соответствующий СО с конкретными указаниями о проведении проверки в соответствии со ст.144, 145 УПК РФ (ст.37 УПК РФ, приказ 45, 212, 450; ч.2 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ»);
- не принято решение (постановление) в соответствии с УПК РФ (ст.1145, 146, 148, 151 УПК РФ);
- не рассмотрено и не разрешено в разумный срок уголовного судопроизводства (ст.6.1, 144 УПК РФ; приказ 45, 212, 450; ФЗ «О прокуратуре РФ»);
- направлено в СО без постановления и без конкретных поставленных задач перед следственными органами (ст.37 УПКРФ, приказ 45, 212, 450).
Принятым решением прокуратура г.Арзамас Нижегородской области от <дата> № В.И.Закон уведомлен о том, что на основании п.3.5 инструкции утвержденной приказом ген.прокурора РФ от 30.01.2013№ 45 направляет ИО руководителя СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области Суханову П.И. заявления осужденного Закон В.И. о фальсификации протокола допроса обвиняемого от <дата> для рассмотрения по существу изложенных доводов. О результатах рассмотрения заявления прошу уведомить заявителя в установленный законом срок, что является незаконным. Прокурор не вправе разрешать сообщения о преступлениях Сообщение (заявление) о преступлении, поступившее по почте, учитывается в книге КУСП, проверяется и устанавливается нарушение закона, после чего мотивированным постановлением безотлагательно передается в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии с УПК РФ орган дознания, следственный орган (ст.37, 144 УПК РФ, Приказ 45, 212, 450; ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Вышеизложенными действиями были нарушены:
Ч.2 ст.21 УПК РФ;
П.1,2 ч.2 ст.37 УПК РФ;
П.4 ст.144 УПК РФ;
Указание ген.прокурора РФ от <дата> №: п.1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13
Приказ ген прокурора РФ от <дата> №: п.1.5, 1.9, 3.3, 2.2
Приказ ген прокурора РФ от <дата> №: п. 1.1, 1.2, 1.6, 1.8
Приказ ген прокурора РФ от <дата> №: п.2, 2.2.2, 2.2.4, 2.4.3.11
Приказ ген прокурора РФ от <дата> №: п.2, 5
ФЗ «О прокуратуре РФ»: п.2 ст.1, ст.10, п.2 ст.21, п.2 ст.27
Оспариваемое действие (бездействие) прокуратуры г.Арзамас Нижегородской области заключается в том, что уведомление от <дата> №, что заявление о совершенном преступлении от <дата> № было направлено и.о.руководителя СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области без мотивированного постановления в порядке, установленном п.21 ч.2 ст.37 УПК РФ. Так как действующим законодательством на органы прокуратуры не возложены полномочия по рассмотрению сообщений о преступлении и принятию по ним процессуальных решений, по <дата> заявление В.И.Закон не рассмотрено и не разрешено, процессуальное решение не вынесено. Таким образом, при полной совокупности доказательств действий (бездействий), нарушений инструкций, приказов, указаний Ген.прокурора РФ, УПК РФ, ФЗ, Конституции РФ, прокуратура г.Арзамас Нижегородской области при рассмотрении и разрешении заявления Закон В.И. о совершенном преступлении от <дата> и ответа-уведомления от <дата> не могут являться законными и обоснованными ввиду несоответствия и нарушения вышеприведенных нормативно-правовых актов, что нарушает его права, свободы и законные интересы, создало непреодолимые препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, переложив на Закон В.И. свои обязанности, что лишило Закон В.И. государственной и судебной защиты и является основанием признать в административном судебном разбирательстве действия (бездействия) со стороны государства незаконным.
В судебное заседании принимает участие административный истец Закон В.И. посредством видео-конференц связи, помощник Арзамасского городского прокурора Любушкина С.А. (по доверенности представляющей интересы Нижегородской областной прокуратуры, на основании удостоверения представляющей интересы Арзамасской городской прокуратуры).
Иные лица, надлежащим образом извещенные о судебном заседании, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявляли.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Административный истец Закон В.И., поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, дал пояснения по существу административного иска.
Помощник Арзамасского городского прокурора Любушкина С.А. (по доверенности представляющей интересы Нижегородской областной прокуратуры, на основании удостоверения представляющей интересы Арзамасской городской прокуратуры) административный иск не признала, дала пояснения по существу предъявленных требований.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАСРФ, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что <дата> Закону В.И. направлено уведомление о направлении обращения И.о. руководителя СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области обращения Закона В.И. для рассмотрения по существу изложенных доводов. Сведений о дате получения Законом В.И. данного уведомления не имеется. С административным исковым заявлением Закон В.И. обратился <дата>, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (25).
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 33 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования принятого решения.
Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 года № 45.
Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 года № 45.
Как следует из материалов дела, <дата> Закон В.И. направил прокурору г.Арзамас заявление в порядке ст.ст. 140-141 УПК РФ о совершенном преступлении, фальсификации протокола допроса обвиняемого В.И. Закон от <дата>, в котором просил заявление в порядке ст.140-141 УПК РФ (сообщение) о совершенном преступлении, фальсификации протокола допроса обвиняемого В,И.Закон от <дата> с приложенными в виде доказательства, имеющие достаточные данные, указывающие на признаки преступления, протокол допроса обвиняемого Закон В.И. от <дата> (копия) принять и зарегистрировать в книге сообщений о преступлениях (КУСП); рассмотреть и в соответствии п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ и приказов Ген.прокурора РФ № 45, 212, 450, указания ген.прокурора РФ от <дата> № передать для проведения проверки в порядке ст.144-145 УПК РФ; по результатам проведенной проверки вынести постановление в соответствии ст.145, 146, 148, 151 УПК РФ; возбудить уголовное дело и привлечь виновных должностных лиц к уголовной ответственности.
Данное заявление поступило в Арзамасскую городскую прокуратуру <дата>, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции (30).
Исходя из ответа Арзамасской городской прокуратуры от <дата>, В соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от <дата> № обращение Закона В.И. направлено И.О. руководителя СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области для рассмотрения по существу изложенных доводов.
Исходя из ответа Арзамасской городской прокуратуры от <дата> на запрос суда, заявление осужденного Закон В.И. о фальсификации протокола допроса обвиняемого от <дата> для рассмотрения по существу изложенных доводов передано <дата> в адрес СО по г.Арзамас СУ СК РФ по Нижегородской области. В книге учета сообщений о преступлениях Арзамасской городской прокуратурой указанный факт не регистрировался, постановление о направлении заявления о преступлении в порядке п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ не выносилось.
Из ответа на запрос суда от СО по г.Арзамас СУ СК России по Нижегородской области следует, что в распоряжении следственного отдела находится обращение Закона В.И. от <дата>, поступившее в следственный отдел по г.Арзамас <дата> из Арзамасской городской прокуратуры, а также копия ответа руководителя следственного отдела на обращение от <дата>.
Доводы административного истца о нарушении порядка рассмотрения и разрешения заявления от <дата>, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» органами прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, установленные федеральным законодательством.
В соответствии с приведенными требованиями закона Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года №45 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке рассмотрения обращений).
Исходя из Инструкции, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 45 от 30.01.2013, 1.5. Порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция по делопроизводству), иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры - организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора. В п. 1.9. определены основные термины, используемые в Инструкции. 2.2. Поступившие в органы прокуратуры сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях подлежат учету и рассматриваются в порядке, установленном соответствующим приказом Генерального прокурора Российской Федерации. 2.5. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством. 3.3. Поступившие в органы прокуратуры обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении. Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. Копии обращений не позднее 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы следствия или дознания с обязательным уведомлением заявителя. 3.5. Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокурором нижестоящей прокуратуры или его заместителем. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение 5 дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в п. 2.11 настоящей Инструкции. При поступлении таких обращений в прокуратуры городов и районов, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры они незамедлительно передаются в прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры для дальнейшего направления в соответствующие органы и должностным лицам. Сопроводительное письмо с переадресованием обращения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, подписывается начальником отдела управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старшим помощником прокурора или начальником управления (отдела) прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной и иной специализированной прокуратуры, а высшему должностному лицу соответствующего субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором и прокурором иной специализированной прокуратуры либо лицами, их замещающими. Уведомление заявителю подписывается начальником отдела или исполнителем. 4.2. Поступившие в органы прокуратуры обращения, в том числе по поводу решений нижестоящих прокуроров, разрешаются с изучением копий судебных решений, материалов прокурорских проверок и иных материалов. При необходимости обращения могут быть разрешены с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, истребованием нормативных документов, получением объяснений от граждан, а также должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
Из приказа Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях" следует, что 1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур: 1.1. Организовать учет и рассмотрение поступающих в органы прокуратуры сообщений о преступлениях в строгом соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и настоящим Приказом. 1.2. При осуществлении этой деятельности исходить из того, что прокуроры не вправе разрешать сообщения о преступлениях. Поступающие в органы прокуратуры подобные сообщения по почте или иными средствами связи незамедлительно фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях согласно прилагаемому образцу, а сами сообщения безотлагательно передавать в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии со ст. 144, 151 УПК РФ. 1.6. О принятом решении по заявлению, содержащему сведения о совершенном или готовящемся преступлении, безотлагательно направлять заявителю письменное уведомление с указанием наименования и адреса того органа предварительного следствия или дознания, в который сообщение о преступлении передано для проведения проверки. 1.8. В случаях непосредственного обнаружения признаков преступления в ходе проверок исполнения законов и служебных проверок в порядке, установленном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, которое фиксировать в Книге учета сообщений о преступлениях. Осуществлять дальнейший надзор за результатами рассмотрения постановления прокурора, своевременно изучать законность вынесенных по материалам решений.
Из Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации", утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29.12.2011 N 450 следует, что 2.2.2. Заявления, жалобы и иные обращения, поступающие от граждан, организаций, предприятий и учреждений, дела, надзорные и наблюдательные производства, другие документы передаются на рассмотрение и исполнение только через службу делопроизводства с обязательной отметкой в регистрационных формах бумажных или электронных носителей. При традиционной (бумажной) регистрации работниками службы делопроизводства передача документов из одного подразделения в другое осуществляется в обязательном порядке через эту службу. За документы, переданные минуя службу делопроизводства, ее работники ответственности не несут. В органах и организациях прокуратуры, где функционирует АИК "Надзор", корреспонденция регистрируется в электронном виде, передача документов происходит непосредственно между структурными подразделениями минуя отдел по рассмотрению обращений. При этом отмечается направление документа в АИК "Надзор" в "Журнале передачи" и РК в "Журнале пересылки". 2.2.4. Прохождение, рассмотрение и исполнение документов удостоверяется отметками о поступлении, регистрации, направлении, порядке исполнения, контроле, передаче, списании в дело, которые размещаются на бумажном и (или) электронном носителе (АИК "Надзор"). Все отметки датируются и подписываются, подпись расшифровывается. 2.4.3.11. Сообщения о преступлениях, поступающие в органы прокуратуры по почте или иными средствами связи, учитываются в книге согласно приложению N 11, после чего безотлагательно передаются в орган, уполномоченный рассматривать их в соответствии с УПК РФ.
Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ», ч.2 ст.1 В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. Ст.10: 1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. 2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. 3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. 4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. 5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются. Ч.2 ст.21: При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Ч.2 ст.27: При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
Согласно Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9 "О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", 1.7. Исключить факты оставления обращений граждан без рассмотрения по существу по формальным основаниям. При отсутствии в обращении сведений, достаточных для его разрешения, либо в случае неясности изложения существа вопроса принимать исчерпывающие меры к восполнению недостающих данных. 1.8. Добиваться объективного и окончательного разрешения каждого обращения в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса, реального устранения нарушений закона и привлечения к ответственности лиц, их допустивших. Обеспечить полную и всестороннюю проверку каждого довода обращения. 1.11. Не допускать фактов волокиты и бездействия при рассмотрении обращений, продления сроков без достаточных для этого оснований. В исключительных случаях при проведении дополнительной проверки, истребовании материалов устанавливать оптимальный срок для завершения проверки, но не более чем на 30 дней. 1.12. Ответы с результатами рассмотрения обращений излагать в доступной для понимания форме со ссылкой на нормы действующего законодательства по всем затрагиваемым вопросам и доводам. Практиковать личный прием гражданина с его согласия руководителем прокуратуры, подписавшим ответ, для разъяснения требований законодательства, оснований и мотивов принятого решения по жалобе, поступившей на личном приеме. 1.13. Решать вопрос о персональной ответственности виновных должностных лиц за ненадлежащее рассмотрение обращений.
Таким образом, в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № от <дата>, обращение Закон В.И., зарегистрированное в Арзамасской городской прокуратуре <дата> в установленный семидневный срок направлено в СО по г.Арзамасу СУ СК РФ по Нижегородской области, о чем Закон В.И. уведомлен <дата>.
Доводы административного истца Закона В.И. о том, что его заявление в порядке ст.140-141 УПК РФ (сообщение) о совершенном преступлении, фальсификации протокола допроса обвиняемого В.И.Закон от <дата> с приложением в качестве доказательства, с наличием достаточных данных, указывающих на признаки преступления со ссылкой на тот факт, что в заявлении от <дата> прямо и недвусмысленно говорится о совершенном преступлении, указывается на конкретные обстоятельства совершения преступления не было зарегистрировано как сообщение о преступлении в книге КУСП, не передано в следственные органы мотивированным постановлением, не осуществляется контроль за проведением проверки в СО, а перенаправлено как обычное обращение не могут свидетельствовать о том, что административными ответчиками нарушены нормы действующего законодательства РФ и инструкции, а также нарушен порядок работы с обращениями и заявлениями граждан, поскольку эти доводы носят оценочный характер.
Действия Закон В.И. по направлению заявления от <дата> в Арзамасскую городскую прокуратуру нацелены на получение конкретного результата, что обусловлено характером и содержанием данного обращения. Однако, прокурор или лицо, его замещающее (в данном случае – заместитель городского прокурора Рудаков Д.А.) вправе самостоятельно оценивать необходимый объем совершаемых действий, руководствуясь в своей деятельности Федеральными законами, инструкциями и приказами.
Понуждение прокурора к даче нужного заявителю ответа является недопустимым, поскольку в силу статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обладает собственной компетенцией и независим при осуществлении соответствующих полномочий. Какая-либо форма вмешательства в деятельность прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора, действующим законодательством не предусмотрена.
Доводы административного истца Закона В.И. о том, что в протоколе допроса обвиняемого от 20.04.2012 отсутствует подпись обвиняемого В.И. Закон, подтверждающая, что ему были разъяснены положения п.3 ч.4 ст.47 УПК РФ, вместо него подпись в протоколе поставило неизвестное лицо; в протоколе отсутствует подпись В.И.Закон о том, что протокол был им прочитан лично и не имеет замечаний, подпись поставило неизвестное лицо, предположительно защитник не свидетельствуют о том, что Арзамасской городской прокуратурой совершены нарушения, допущены бездействия в части организации работы с обращениями (заявлениями) граждан.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 62 постановления Пленума от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти,, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении настоящего административного дела не установлена.
Принимая во внимание изложенное, в удовлетворении предъявленного административного искового заявления Закона В.И. должно быть отказано в полном объеме.
Руководствуясь ст.180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> № ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░> №; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.2 ░.2 ░░.37, ░░.144-145 ░░░ ░░, ░.1.5, 1.9, 2.2, 3.3, 3.7 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ 30.01.2013 № 45, ░.1.1, 1.2, 1.6, 1.8 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 27.12.2007 № 212, ░.2.4.3.11 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ 29.12.2011 № 450, ░.1.7, 1.8, 1.11, 1.12, 1.13 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░> №; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.10, 17, 21, 27 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.11.2023