24OS0000-01-2023-000405-70
Дело № 3а-422/2023
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Красноярского края – Даценко О.А.,
представителя ООО «Ванаварская энергетическая компания»- Анучиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» о признании не действующими в части решения Ванаварского сельского Совета депутатов от 18 ноября 2020 года № 1222 «Об утверждении правил благоустройства территории сельского поселения село Ванавара» (в редакции решения Ванаварского сельского Совета депутатов от 22 декабря 2021 года № 1320) и решения Ванаварского сельского Совета депутатов от 06 сентября 2023 года № 1473 «Об утверждении правил благоустройства территории сельского поселения село Ванавара»,
установил:
решением Ванаварского сельского Совета депутатов от 18.11.2020 года № 1222 утверждены Правила благоустройства территории сельского поселения село Ванавара (приложение к Решениею) (далее Правила благоустройства от 18.11.2020 года).
Решение от 18.11.2020 года № 1222 подписано председателем Совета депутатов и главой села Ванавара, опубликовано 19.11.2020 года в периодическом печатном издании «Ванаварский информационный вестник», являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ванаварского сельского Совета депутатов, № 144.
В соответствии с пунктом 3 данного Решения от 18.11.2020 года № 1222 оно вступило в силу, со дня его официального опубликования.
Пунктом 12.1. Правил благоустройства предусмотрено, что наружные инженерные коммуникации (электросети, и другие) должны находиться в исправном состоянии, а прилегающая к ним территория- содержаться в чистоте.
В соответствии с пунктом 12.2. Правил благоустройства, ответственные хозяйствующие субъекты должны содержать в исправном состоянии переходы через инженерные коммуникации, а также расчищать их от снега и мусора.
23 августа 2023 года административный истец обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими пунктов 12.1. и 12.2. Правил благоустройства.
Требования мотивированы тем, что между Красноярским краем, в лице Губернатора Красноярского края, администрацией Эвенкийского муниципального района Красноярского края, с одной стороны и с административным истцом с другой стороны 24.08.2017 года заключено Концессионное соглашение № 13 в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Эвенкий муниципальный район».
При этом, переходы через инженерные коммуникации не передавались административному истцу на каком-либо праве и не являются предметом указанного концессионного соглашения, самостоятельно общество данные переходы не создавало.
Общество считает, что пунктом 12.2. Правил благоустройства, на него неправомерно возложена обязанность содержать в исправном состоянии переходы через инженерные коммуникации, а также расчищать их от снега и мусора.
Кроме того, понятие «содержаться в чистоте», содержащееся в пункте 12.1. Правил благоустройства, не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, что допускает его неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, в силу чего не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с разъяснения данными Верховным Судом Российской Федерации в пункте 35 постановления Пленума от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
После обращения административного истца в суд с указанным административным иском 23.08.2023 года, Ванаварским сельским Советом депутатов 06.09.2023 года принято решение № 1473 «Об утверждении правил благоустройства территории сельского поселения село Ванавара», которым отменено решение № 1222 от 18.11.2020 года и утверждены новые Правила благоустройства территории сельского поселения село Ванавара, согласно приложению № 1 к данному решению (далее Правила благоустройства от 06.09.2023 года).
Решение от 06.09.2023 года № 1473 подписано председателем Совета депутатов и главой села Ванавара, опубликовано 07.09.2023 года в периодическом печатном издании «Ванаварский информационный вестник», являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов Ванаварского сельского Совета депутатов, № 53 (588).
В соответствии с пунктом 3 данного Решения оно вступило в силу, со дня его официального опубликования.
Пунктом 2.4.1. Правил благоустройства предусмотрено, что наружные инженерные коммуникации (электросети, и другие) должны находиться в исправном состоянии, а прилегающая к ним территория- содержаться в чистоте.
В соответствии с пунктом 2.4.2. Правил благоустройства, ответственные хозяйствующие субъекты должны содержать в исправном состоянии переходы через инженерные коммуникации, а также расчищать их от снега и мусора.
Поскольку пункты 2.4.1. и 2.4.2. Правил благоустройства, утвержденных решением от 06.09.2023 года № 1473 аналогичны по содержанию пунктам 12.1. и 12.2. Правил благоустройства, утвержденных решением от 18.11.2020 года № 1222, административный истец в соответствии с разъяснениями данными в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" уточнил требования административного искового заявления, просит также признать не действующими пункты 2.4.1. и 2.4.2. Правил благоустройства, утвержденных решением от 06.09.2023 года № 1473.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных требований административного искового заявления, по основаниям и доводам изложенным в нем.
Ванаварский сельский Совет депутатов извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, представил письменные возражения, в соответствии с которыми просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
И.о. Главы села Ванавара обратился к суду с письменным ходатайством о рассмотрении административного дела в его отсутствие.
Прокурор в своем заключении полагала административный иск не подлежащим удовлетворению.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления регулируются Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 2 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно пунктов 36 и 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (п. 36); прилегающая территория – это территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, чтоправила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Частью второй данной статьи предусмотрен круг вопросов, которые могут регулироваться Правилами благоустройства, в том числе вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Устава сельского поселения с. Ванавара (далее Устав), к вопросам местного значения поселения относится, в том числе утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (подпункт 9 пункта 1).
Согласно статьи 25 Устава, в компетенции представительного органа сельского поселения находится, в том числе утверждение правил благоустройства территории муниципального образования (подпункт 12 пункта 1).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статья 28 Устава, к полномочиям Главы сельского поселения относится, в том числе подписание и обнародывание в порядке установленном настоящим Уставом, нормативных правовых актов, принятых представительным органом.
Согласно статьи 40 Устава, представительный орган сельского поселения по вопросам своего ведения принимает решения - правовые акты нормативного и иного характера. Решенияпринимаются на заседании представительного органа открытым, в том числе поименным или тайным голосованием.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Ванаварского сельского Совета депутатов, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу. По данным основаниям административным истцом Правила благоустройства, утвержденные решениями Ванаварского сельского Совета депутатов от 18.11.2020 года № 1222 и от 06.09.2023 года № 1473 не оспариваются.
Проверяя оспариваемые положения Правил благоустройства на их соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу суд исходит из следующего.
В соответствии с Правилами благоустройства от 06.09.2023 года, последние устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории сельского поселения село Ванавара Эвенкийского муниципального района Красноярского края, перечень мероприятий по благоустройству территории села Ванавара, порядок и периодичность их проведения (пункт 1.1.).
Правила являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами в границах села Ванавара (пункт 1.2.).
Ответственными за содержание территории, прилегающей территории и элементов благоустройства: на территориях общего пользования- организации, осуществляющие работы по договору с Администрацией согласно утвержденной спецификации и в пределах средств, предусмотренных в бюджете сельского поселения; на предприятиях, организациях и учреждениях- их руководители, если иное не установлено внутренним распорядительным документам (пункт 1.6.3.).
Прилегающая территория- территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован. Границы прилегающей территории определены Правилами в соответствии с порядком, установленным законом Красноярского края от 23.05.2019 года № 7-2784 «О порядке определения границ прилегающих территорий в Красноярском крае» (пункт 1.5.).
Аналогичные положения закреплены в Правилах благоустройства от 18.11.2020 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 закона Красноярского края от 23.05.2019 года № 7-2784 «О порядке определения границ прилегающих территорий в Красноярском крае», в границы прилегающих территорий не могут быть включены территории парков, скверов, бульваров, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, земельные участки, занятые проездами, автомобильными дорогами общего пользования, иными линейными объектами.
Оспаривая пункт 2.4.1. Правил благоустройства от 06.09.2023 года административный истец указывает на то, что понятие «содержаться в чистоте» не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, что допускает его неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, в силу чего не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, из содержания данного пункта Правил благоустройства от 06.09.2023 года не следует, что положениями данного пункта на административного истца возлагаются какие-либо обязанности. Доказательств нарушения прав административного истца, вытекающих из данного пункта Правил благоустройства от 06.09.2023 года, последним суду не представлено.
Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего административного дела суд не установил, что положения данного оспариваемого пункта противоречат нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу. Вопреки доводам административного истца оспариваемая часть пункта 2.4.1. Правил благоустройства от 06.09.2023 года, также как и пункта 12.1. Правил благоустройства от 18.11.2020 года (имеющего аналогичное содержание) имеет однозначное толкование и не носит неопределенного характера.
В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не действующим пункта 2.4.1. Правил благоустройства от 06.09.2023 года и пункта 12.1. Правил благоустройства от 18.11.2020 года, в части слов «содержаться в чистоте».
Проверяя на соответствие нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу пункт 2.4.2. Правил благоустройства от 06.09.2023 года и пункт 12.2. Правил благоустройства от 18.11.2020 года (имеющего аналогичное содержание) суд исходит из следующего.
В соответствии с концессионным соглашением № 13 от 24.08.2017 года, в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в собственности муниципального образования «Эвенкий муниципальный район» административному истцу переходы через инженерные коммуникации (тепловые сети), не передавались. Административный истец отрицает нахождение данных переходов через инженерные коммуникации у него на каком-либо праве. Административными ответчиками не представлено доказательств нахождения у административного истца данных переходов, на каком-либо праве.
Из содержания уведомления от 19.06.2023 года № 536 Администрации села Ванавара в адрес административного истца следует, что переходы через инженерные коммуникации (тепловые сети) сооружены без согласования с органами местного самоуправления села Ванавара. Данные переходы используются жителями села Ванвара для переходя через тепловые сети (эксплуатируемые административным истцом), в том числе для посещения социально значимых объектов: КГКУ «Ванаварский детский дом», почтовый узел связи, детский сад «Ягодка», а также для прохода по пешеходным тротуарам по улицам Увачана, Метеоритная.
Таким образом, данные переходы являются местами общего пользования и их использование не требует согласования с административным истцом, как с организацией использующей тепловые сети, в соответствии с «Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160.
Следовательно, исходя из положений статей 14 и 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что обязанность организации пешеходных коммуникаций лежит на органах местного самоуправления села Ванавара.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1.6.3. Правил благоустройства от 06.09.2023 года и пунктом 9.4. Правил благоустройства от 18.11.2020 года обязанность по содержанию тротуаров (пешеходных дорожек), а следовательно и переходов через тепловые сети, соединяющие между собой тротуары (пешеходные дорожки) лежит на организациях, заключивших соответствующие договоры с Администрацией села Ванавара, а не на хозяйствующих субъектах, в пользовании (собственности) которых находятся инженерные коммуникации (тепловые сети).
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая изложенное, пункт 2.4.2. Правил благоустройства от 06.09.2023 года и пункт 12.2. Правил благоустройства от 18.11.2020 года следует признать не действующими, как противоречащие вышеприведенным нормам законодательства в сфере местного самоуправления.
Несмотря на то, что пункт 12.2. Правил благоустройства от 18.11.2020 года утратил свою силу с 07.09.2023 года, суд считает необходимым признать его не действующим с даты его принятия, поскольку и после 07.09.2023 года он применялся к административному истцу, исходя из указанного уведомления от 19.06.2023 № 536, в подтверждение чего административным истцом представлен акт осмотра пешеходных переходов от 18.09.2023 года, свидетельствующий о выполнении административным истцом работ, указанных в уведомлении Администрации села Ванавара.
Пункт 2.4.2. Правил благоустройства от 06.09.2023 года суд считает необходимым признать не действующим, также с даты его принятия, поскольку признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В данном случае суд считает, что отсутствуют основания для возложения на административных ответчиков обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, поскольку признание не действующими нормативных правовых актов, в оспариваемой части не повлекет правовой неопределенности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░»– ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 12.2 ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1222 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 1320) ░ ░░░░░ 2.4.2. ░░░░░░░░░░ №1 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ № 1473.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12.1. ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1222 (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ № 1320) ░ ░░░░░░ 2.4.1. ░░░░░░░░░░ №1 «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ № 1473- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 03 ░░░░░░ 2023 ░░░░