Дело № 2а-13/2024 (2а-690/2023) (УИД 72RS0007-01-2023-000848-55)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Аромашево 25 января 2024 года
Голышмановский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Шааф А.Н.,
при секретаре Валенцевой О.В.,
с участием представителя административного истца - прокурора Аромашевского района Тюменской области Ракитина Д.А.,
представителей административных ответчиков: администрации Аромашевского района Тюменской области – Шумова А.А., ООО «Коммунальное хозяйство» - Пеховкина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-13/2024 (2а-690/2023) по административному исковому заявлению прокурора Аромашевского района Тюменской области к администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области, ООО «Коммунальное хозяйство» о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по организации снабжения населения сельских поселений Аромашевского района Тюменской области водой надлежащего качества,
установил:
прокурор Аромашевского района Тюменской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области, ООО «Коммунальное хозяйство» о признании незаконными бездействия ответчиков, выразившееся в непринятии мер, направленных на организацию снабжения населения: <адрес>, <номер>. <адрес> водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, возложении на ответчиков обязанности по организации снабжения населения <адрес>, <адрес> водой надлежащего качества в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей требованиям Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Аромашевского района Тюменской области проведена проверка исполнения законодательства органами местного самоуправления при реализации полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области, в ходе которой было установлено, что в собственности администрации Аромашевского муниципального района <адрес> находятся объекты водоснабжения, в том числе блочные станции подготовки питьевой воды и водозаборных скважин в <номер>, которые переданы в аренду ООО «Коммунальное хозяйство». В связи с чем ООО «Коммунальное хозяйство» в настоящее время выступает в качестве водоснабжающей организации во всех поселениях Аромашевского муниципального района <адрес>, которая обязана обеспечивать холодное водоснабжение путем эксплуатации переданного муниципального имущества-объектов коммунальной инфраструктуры, необходимых для предоставления коммунальных услуг. В месте с тем, подаваемая жителям <адрес>. <адрес> Аромашевского района Тюменской области питьевая вода не соответствует предъявляемым к ней требованиям. В связи с чем прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Протокольной формой определения от 19.01.2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрации Русаковского, Сорочинского, Юрминского сельских поселений Аромашевского муниципального района Тюменской области (том 1 л.д.154-157).
Прокурор Аромашевского района Тюменской области Ракитин Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме с учетом их увеличения.
Представитель административного ответчика администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области – Шумов А.А. действующий по доверенности от 09.01.2023 года № 2 (том 1 л.д.84, 150-151), возражал против удовлетворения требований, указывая на то, что полномочия по снабжению населения водой надлежащего качества передано ООО «Коммунальное хозяйство» (том 1 л.д.82-83).
Представитель административного ответчика ООО «Коммунальное хозяйство» - Пеховкин С.В., действующий на основании доверенности от 20.09.2021 года № 4 (том 1 л.д.98-99), против удовлетворения требований возражений не высказал.
Заинтересованные лица: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области администрации <номер> сельских поселений <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении дела не просили.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) явка не явившихся лиц не является обязательной и не признана судом обязательной, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика и представителя заинтересованного лица.
Выслушав стороны, огласив административное исковое заявление и заявление об увеличении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться - защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей и определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Требования к качеству питьевой воды регламентированы Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение с использованием централизованных систем, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила), коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, исполнитель обязан, в том числе, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Нормативы качества и безопасности воды установлены разделом 3 Санитраных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденных и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения населения организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Аромашевского района Тюменской области проведена проверка соблюдения законодательства в сфере в сфере водоснабжения и водоотведения.
Проверкой установлено, что на балансе администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области находится недвижимое имущество -объекты водоснабжения, в том числе 9 блочных станций подготовки питьевой воды и водозабрных скважин в <адрес>, что не оспаривается сторонами.
Постановлением администрации Аромашевского муниципального района Тюменской области от 20.07.2021 года № 41 «Об определении для централизованной системы холодного водоснабжения поселения гарантирующей организации» объекты водоснабжения д. <адрес>, <адрес>, <номер> переданы в аренду ООО «Коммунальное хозяйство» (том 1 л.д.32-33).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку, в силу приведенных норм права администрации Аромашевского района Тюменской области в любом случае обязана обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной ей территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.
Таким образом, передача администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области системы холодного водоснабжения поселения в аренду ООО «Коммунальное хозяйство» не освобождает ее, как собственника данного имущества, от ответственности по его содержанию и надлежащему функционированию.
Согласно протоколам лабораторных испытаний испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области», пробы питьевой воды, отобранных из павильонов чистой воды: ДД.ММ.ГГГГ Аромашевского района Тюменской области, по исследованным показателям не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (том 1 л.д.46-70).
В адрес главы Аромашевского муниципального района Тюменской области прокурором Аромашевского района Тюменской области от 14.08.2023 года № 77-2023 внесено представление в связи с допущенными нарушениями (том 1 л.д.10-18).
Представление было рассмотрено администрацией Аромашевского муниципального района Тюменской области с участием прокуратуры района, согласно ответа на представление централизованные системы водоснабжения, переданные в аренду гарантирующим поставщикам, включают в себя водозаборные станции, станции подготовки питьевой воды, водопроводные сети. В 2022 году администрацией Аромашевского муниципального района на подготовку к зиме на ремонт объектов централизованного водоснабжения израсходовано 4 163 тыс. рублей. По состоянию на 01.09.2023 года на подготовку к зиме объектов централизованного водоснабжения администрацией израсходовано 4 315 тыс. руб. Кроме того, в 2023 году дополнительно в местном бюджете предусмотрены денежные средства на содержание 5 блочных станций подготовки питьевой воды, находящихся в муниципальной собственности, не подключенные к сетям водоснабжения в размере 586 тыс. руб. В 2022 году техническое обслуживание 13 блочных станций подготовки питьевой воды (из них 7 в сеть,5 розлив в тару) проводилось за счет средств, предусмотренных по подготовке к зиме, на сумму 1174 тыс. руб. (том 1 л.д.19-21).
Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что качество питьевой воды в населенных пунктах: <адрес>, <адрес> <адрес> не соответствует не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» по причине отсутствия контроля за качеством питьевой воды в системе централизованного водоснабжения. Ненадлежащее выполнение функции ответчиков по снабжению населения водой ненадлежащего качества следует рассматривать как незаконное бездействие.
При этом административными ответчиками не представлено доказательств того, что ими принимались конкретные действенные меры для улучшения качества поставляемой населению воды. Суд также учитывает, что обеспечение подачи воды ненадлежащего качества и в количестве не достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей может негативно сказываться на жизни и здоровье населения.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым административное исковое заявление прокурора Аромашевского района Тюменской области удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░ <░░░░░>), ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░> <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░ <░░░░░>), ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░ <░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30.03.1999 ░░░░ № 52-░░ «░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░ 1.2.3685-21 «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░», ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░