УИД: 47RS0009-01-2023-001789-79 Дело № 2а-275/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кировск Ленинградская область 4 апреля 2024 года
Кировский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Коротких А.Г.,
при секретаре судебного заседания Паращенко А.И.,
с участием: административного истца Номерова В.В.,
заинтересованных лиц Меликовой Т.С., Крюкова А.С.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Номерова Владимира Вячеславовича к Совету депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва о признании незаконным решения Совета депутатов от 17.02.2023 №161,
УСТАНОВИЛ:
Номеров В.В., являющийся депутатом Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, обратился с административным иском к Совету депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва о признании незаконными решения Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва от 17.02.2023 №161 «Об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, должностей, не являющихся должностями муниципальной службы муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и должностных окладов в Совете депутатов МО Город Шлиссельбург», с момента его принятия. По мнению административного истца, указанное решение является незаконным, нарушает его право как депутата, поскольку оно было принято с нарушением установленного порядка и регламента Совета депутатов.
В судебном заседании судом на обсуждение поставлен вопрос о прекращении производству по настоящему административному делу на основании п. 1 ч.1 ст. 194 КАС РФ.
Административный истец Номеров В.В., заинтересованные лица Меликова Т.С. и Крюков А.С. возражали против прекращения производства по настоящему административному делу.
Другие лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 96 КАС РФ, в суд не явились.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 128 КАС РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства, и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Предметом административного иска выступают требования о признании незаконным решения Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва от 17.02.2023 №161 «Об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, должностей, не являющихся должностями муниципальной службы муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и должностных окладов в Совете депутатов МО Город Шлиссельбург», с момента его принятия.
Обращаясь в суд с административным иском Номеров В.В. в обоснование требований незаконности оспариваемого решения указывал на его принятие с нарушением установленного порядка и регламента Совета депутатов. Оспариваемое решение несет материальный ущерб и создает дополнительную угрозу вреда муниципалитету, нарушает интересы жителей (избирателей) муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Совет депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области является представительным органом местного самоуправления, обладает правами юридического лица, реализует свои полномочия в соответствии с Уставом МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района, принятым решением Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области от 23.05.2016 №105 с учетом последних изменений, принятых решением Совета депутатов от 13.11.2017 №184.
Согласно Уставу МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, формируемый из 16 депутатов сроком на пять лет.
Решением Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области №3 от 10.02.2020 главой муниципального образования избран Лашков М.В. сроком на пять лет.
На дату оспариваемых событий в Совете депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва состояли депутаты, в числе которых состоял административный истец Номеров В.В.
Советом депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва 17.02.2023 принято решение №161 «Об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, должностей, не являющихся должностями муниципальной службы муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и должностных окладов в Совете депутатов МО Город Шлиссельбург».
Согласно протоколу внеочередного заседания Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва от 17.02.2023 на повестке заседания в числе иных был поставлен вопрос об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, должностей, не являющихся должностями муниципальной службы муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и должностных окладов в Совете депутатов МО Город Шлиссельбург.
Решением Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва от 16.10.2023 № 190 признано утратившим силу оспариваемое административным истцом решение Совета депутатов МО Город Шлиссельбург от 17.02.2023 №161.
Главой 22 КАС РФ регламентировано производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; в частности, частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности; статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ определены обстоятельства, подлежащие доказыванию по данной категории административных дел.
Установленный КАС РФ порядок производства по административным делам представляет собой дополнительную гарантию, направленную на наиболее быстрое и наименее обременительное обеспечение защиты прав от незаконных решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Рассмотрение спора в порядке публичного судопроизводства, подразумевает правовую ситуацию, не основанную на равенстве воли их участников, а именно, когда один участник (административный ответчик) обладает элементами публичной власти, а другой (административный истец) нет.
В обоснование административного иска и в ходе судебного разбирательства административным истцом указывалось, что оспариваемое решение нарушает его права, как депутата Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, ответственного перед избирателями за незаконно принятое решение.
Между тем, Совет депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, как представительный орган власти, не наделен административными и иными публично-властными полномочиями в отношении депутатов Совета муниципального образования, которым на день обращения в суд являлся Номеров В.В., в связи с чем, нарушения, допущенные по мнению истца, при принятии оспариваемого решения, о которых указывал административный истец в обоснование заявленных требований, не могут являться предметом рассмотрения в рамках Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также не могут выступать предметом рассмотрения судом в рамках иного судебного порядка.
Как указывалось выше, административный истец является депутатом Совета депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и в силу положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" является членом представительного органа муниципального района.
Номеров В.В. принимал участие в указанном заседании Совета депутатов 17.02.2023 и участвовал в голосовании при решении вопроса об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области, должностей, не являющихся должностями муниципальной службы муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области и должностных окладов в Совете депутатов МО Город Шлиссельбург.
Предусмотренное статьями 46, 133 Конституции Российской Федерации, статьями 3, 4, 128 КАС РФ право на доступ к правосудию не предполагает возможности обращения в суд любого лица по любому поводу, а реализация этого права осуществляется на основании норм федерального законодательства, принятых в развитие конституционных положений.
Из положений статей 34, 35, 36, 37, 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что представительный орган муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, а депутат является членом этого представительного органа, не наделен собственной компетенцией и не обладает властными полномочиями.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Действующее законодательство не предусматривает право депутата на оспаривание решений и действий органа представительной власти, членом которого он является, принятых в сфере осуществления этими органами властных полномочий. Таким образом, депутат Совета депутатов, входящий в состав представительного органа местного самоуправления и принимающий участие в принятии им решений, не вправе оспаривать в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, принятые при его участии решения данного представительного органа.
Фактически административный истец пытается разрешить между ним, как депутатом Совета депутатов, и Советом депутатов МО Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области пятого созыва процедурные вопросы, возникшие из внутренней деятельности Совета и не связанные с наличием отношений "власть - подчинение".
В ходе судебного разбирательства административном истцом также указывалось на то, что оспариваемое решение затрагивает права и интересы, в том числе граждан (избирателей), которых он представляет.
Часть 1 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные лица, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Учитывая, что право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц в порядке статьи 40 КАС РФ должно быть закреплено в законе, суд приходит к выводу, что административный истец не наделен полномочиями на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.
Исходя из взаимосвязанных положений указанных статей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и требований Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по настоящему административному делу.
Руководствуясь ст.ст.194-195, 198-199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 17.02.2023 №161.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 04.04.2024.