Дело № 58RS0021-01-2023-000121-98
Производство № 2а-98/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Малая Сердоба
Пензенской области 23 июня 2023 года
Малосердобинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Тюиной Н.Л.,
при секретаре Лариной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Лемаева Ивана Николаевича к администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия администрации и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Лемаев И.Н. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, выразившееся в отказе обустройства места (площадки) установления контейнера накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра в переулке Ленинский до 17.05.2023; обязать администрацию Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области оборудовать переулок Ленинский в с. Малая Сердоба местом (площадкой) для установки контейнера.
Свои административные исковые требования административный истец мотивирует тем, что он проживает и является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Кроме дома Лемаева И.Н., на указанной улице расположены еще четыре частных дома. Переулок Ленинский примыкает к главной дороге на ул. Ленинская. В пер. Ленинский и на ул. Ленинская отсутствуют мусорная площадка и мусорные контейнеры, в связи с чем накопившиеся ТКО Лемаев И.Н. не может выносить и вынужден содержать их в своем домовладении, тем самым, он не может пользоваться услугами по вывозу ТКО. Других мест под складирование ТКО органом местного самоуправления не определено. Несмотря на это, региональный оператор рассылает квитанции с требованием оплаты на вывоз ТКО. Он ежемесячно оплачивает за вывоз ТКО, но не выносит его, так как отсутствуют мусорные контейнеры.
20 апреля 2023 года Лемаев И.Н. по поводу установки контейнера с письменным заявлением обратился в администрацию Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области и к прокурору Малосердобинского района.
20 мая 2023 года Лемаев И.Н. получил письменный ответ за № 207 от администрации Малосердобинского сельсовета, согласно которому, мусорный контейнер запланировано обустроить в пер. Ленинский только в 2024 году. Данное решение административный истец считает незаконным, оно грубо противоречит требованиям законов РФ и нарушает его права.
Согласно ответу прокуратуры Малосердобинского района за № 91, проведенной прокуратурой проверкой выявлены нарушения Положений законодательства. Место (площадка) в пределах установленной удаленности от жилого дома Лемаева И.Н. не размещена, сведения в соответствующий реестр не внесены. По выявленным нарушениям прокуратурой района в адрес главы администрации Малосердобинского сельсовета внесено представление об устранении нарушений закона. Не смотря на это, администрация Малосердобинского сельсовета никаких мер по устранению нарушений закона не принимает. До настоящего времени не установлен контейнер и не определена площадка для ТКО, что не позволяет Лемаеву И.Н. и другим гражданам, проживающим в пер. Ленинский, воспользоваться услугами по вывозу ТКО.
Лемаев И.Н. считает незаконным бездействие органа местного самоуправления по приведению места сбора и накопления ТКО в пер. Ленинский в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец Лемаев И.Н. в судебном заседании уточнил административные исковые требования, а именно просит признать незаконным бездействие администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области, выразившееся в отказе обустройства места (площадки) установления контейнера накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на улице Ленинская в с.Малая Сердоба; обязать администрацию Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области оборудовать ул.Ленинская в с. Малая Сердоба местом (площадкой) для установки контейнера.
Административный ответчик – глава администрации Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области Кудеркина Л.Н. с административным исковым заявлением согласилась, пояснила, что в настоящее время изготовлена сметная документация на устройство площадок ТКО, 21 июня 2023 года начата работа по устройству площадок ТКО, в том числе и на ул.Ленинская в с.Малая Сердоба.
Представитель заинтересованного лица ООО «Экопром» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте слушания дела, прислав в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица МУП ЖКХ «Универсал» Ганин С.И. в судебном заседании не возражал против заявленных административных исковых требований. Просит суд их удовлетворить.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что заявленные требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободнее развитие человека.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (далее - Закон), к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 года № 2626-ЗПО, за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с указанными требованиями законодательства участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями Пензенской области.
В соответствии с требованиями ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) ТКО и ведение реестра таких мест (площадок).
Порядок создания данных мест (площадок), а также требования к ним регламентированы ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ установлено, что накопление отходов представляет собой складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
От административного истца Лемаева И.Н. 20.04.2023 в прокуратуру Малосердобинского района Пензенской области поступило заявление с просьбой рассмотрения вопроса об оборудовании места накопления твердых коммунальных отходов.
Прокуратурой Малосердобинского района Пензенской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды на территории Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области. Согласно акту проведенной проверки от 27.04.2023 в нарушение положений действующего законодательства в области охраны окружающей среды, место (площадка) ТКО в пределах установленной удаленности от жилого дома, расположенного по адресу: Пензенская область, Малосердобинский район, с. Малая Сердоба, пер. Ленинский, д. 4, не размещена, сведения в соответствующий реестр не внесены.
Причинами и условиями выявленных нарушений действующего законодательства является неисполнение ответственными должностными лицами администрации возложенных действующим законодательством обязанностей по благоустройству территорий населенных пунктов.
Негативными последствиями выявленных нарушений является неисполнение установленных государством правовых основ обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, и как следствие, существенное ущемление прав граждан.
Таким образом, по результатам проведенной проверки 18.05.2023 прокурором Малосердобинского района Пензенской области главе администрации Малосердобинского сельсовета внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Однако, до настоящего времени по адресу: Пензенская область, Малосердобинский район, с. Малая Сердоба, ул. Ленинская, место (площадка) ТКО отсутствует.
Таким образом, администрация Малосердобинского сельсовета Малосердобинского района Пензенской области допустила бездействие, выразившееся в непринятии мер по созданию и обустройству в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание рассматриваемых административных исковых требований представителем ответчика, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправлении, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков.
Учитывая, что административный ответчик является органом местного самоуправления, государственная пошлина с него взысканию не подлежит.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░░░░░░░░ ░ ░.░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░