Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-193/2022 ~ М-182/2022 от 04.10.2022

Дело № 2а-1-193/2022

УИД57RS0015-01-2022-000249-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

посёлок Хомутово 01 декабря 2022 года

Новодеревеньковский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,

при секретаре Герасимовой Л.Г.,

с участием: представителя административного истца – помощника Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Яковлевой М.М.,

представителей административных ответчиков:

администрации Новодеревеньковского района Орловской области – Евсеевой Т.Н.,

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

начальника отдела образования администрации Новодеревеньковского района Орловской области Филоновой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новодеревеньковского района Орловской области, <данные изъяты> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о защите прав несовершеннолетних и об антитеррористической защищенности образовательных учреждений,

установил:

Новодеревеньковский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новодеревеньковского района Орловской области, <данные изъяты> с учетом уточненных требований, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о защите прав несовершеннолетних и об антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

В обосновании требований указав, что Новодеревеньковской межрайонной прокуратурой проведена проверка, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о противодействии терроризму, допускаемые в образовательных учреждений Новодеревеньковского района Орловской области. По результатам проверки было установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 06 октября 2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06 марта 2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» образовательные учреждения Новодеревеньковского района: <данные изъяты> не обеспечены системой оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

23 августа 2022г. межрайонной прокуратурой директорам вышеуказанных образовательных учреждений внесены представления об устранении нарушений требований законодательства в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних детей и об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, по результатам рассмотрения которых выявленные нарушения не устранены.

По мнению межрайонного прокурора, бездействие должностных лиц образовательных учреждений Новодеревеньковского района, а также администрации Новодеревеньковского района Орловской области приводит к нарушению прав работников, детей, находящихся в здании учреждения, на охрану их жизни и здоровья.

В связи с чем, с учетом уточненных административных исковых требований, межрайонный прокурор просил обязать признать незаконным бездействие администрации Новодеревеньковского района Орловской области, выразившееся в непринятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений.

Обязать администрацию Новодеревеньковского района Орловской области выделить денежные средства, необходимые для устранения выявленных нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных учреждений: МБОУ «Паньковская СОШ», расположенного по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, с. Паньково, д.76, Дубровского филиала МБОУ «Паньковская СОШ», МБОУ «Старогольская СОШ», расположенного по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, с. Старогольское, МБОУ «Судбищенская СОШ», расположенного по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, с.Судбище, д.123, Краснооктябрьского филиала МБОУ «Судбищенская СОШ», расположенного по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, с. Красный Октябрь, МБОУ «Мансуровская ООШ», расположенного по адресу: <данные изъяты> а именно: обеспечить системой оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

Обязать <данные изъяты>», после выделения денежных средств устранить выявленные нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: оборудовать систему оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Новодеревеньковского межрайонного прокурора Орловской области Яковлева М.М. уточненные административные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Новодеревеньковского района Орловской области Евсеева Т.Н. не возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила представить отсрочку исполнения решения суда на максимально возможный срок.

Представители административных ответчиков – <данные изъяты> не возражали против удовлетворения административных исковых требований, просили представить отсрочку исполнения решения суда.

Представитель заинтересованного лица - начальник отдела образования администрации Новодеревеньковского района Орловской области Филонова И.С. не возражала против удовлетворения административных исковых требований, просила представить отсрочку исполнения решения суда на максимально возможный срок.

Выслушав участников процесса, специалиста, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.

В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно положениям статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним определены Федеральным законом Российской Федерации от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона РФ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В соответствии с пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Согласно пункту 2 части 6, части 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019г. №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (далее - Требования).

Согласно п.17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных в том числе: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Из п.20 действующих Требований следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством, в том числе: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях); своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории); организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).

В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия, в том числе посредством: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (подпункты «в», «г» «д» пункта 24).

Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением настоящих требований осуществляется в том числе, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом в пределах своих полномочий.

Участие органов местного самоуправления в профилактике терроризма выражается, в том числе в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления (п.п.3,4 ст.5.2 Федерального закона «О противодействии терроризму»).

Как следует из пункта 6.1 части I статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

Данные полномочия также закреплены в статье 7 Устава Новодеревеньковского района Орловской области

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, действующим антитеррористическим законодательством прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений образования требованиям законодательства в сфере антитеррористической защищенности.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Как установлено в судебном заседании, образовательные учреждения <данные изъяты> не обеспечены системой оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не обеспечены (т.1 л.д.12-14).

Межрайонной прокуратурой ранее 23 августа 2022г. внесены в адрес административных ответчиков представления об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму (т.1 л.д.15-17,18-20.21-23,24-26,27-29,30-32,33-35).

В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста начальник Верховского отделения вневедомственной охраны - Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Орловской области» Гончаров Р.Н. подтвердил указанные нарушения.

Таким образом, выявленные нарушения в образовательных учреждениях до настоящего времени не устранены. Системой оповещения и управления эвакуацией либо автономных систем экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации образовательные учреждения не оснащены.

Доказательств, опровергающих доводы межрайонного прокурора, представителями ответчиков суду не представлено.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В учредительных документах данных образовательных учреждениях указано, что Учредителем является муниципальное образование Новодеревеньковского район Орловской области, функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования администрации Новодеревеньковского района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Статья 120 ГК РФ также указывает на то, что учреждения финансируются собственниками полностью или частично. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложено финансирование муниципальных учреждений в ходе осуществления ими образовательной деятельности, выделение на указанные цели необходимых финансовых средств.

Вышеизложенные обстоятельства подтверждают доводы заявления межрайонного прокурора о том, что не выполнение обязанности в сфере противодействия терроризму затрагивает интересы неопределённого круга, снижают антитеррористическую защищенность этих объектов, нарушают права несовершеннолетних, и их законных представителей, педагогов и иных лиц, находящихся в образовательном учреждении и на его территории на безопасность жизни и здоровья.

Принимая во внимание изложенное, суд находит заявленные требования межрайонного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая установленные обстоятельства дела, большую финансовую нагрузку, объяснения представителей административных ответчиков, специалиста Гончарова Р.Н., принимая во внимание позицию административного истца в судебном заседании, суд считает необходимым представить срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для администрацию Новодеревеньковского района Орловской области и до 01 сентября 2023 года для образовательных учреждений Новодеревеньковского района Орловской области.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2022 ░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку
04.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2022Передача материалов судье
06.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2022[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
14.10.2022Подготовка дела (собеседование)
14.10.2022Рассмотрение дела начато с начала
10.11.2022Судебное заседание
10.11.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
01.12.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023Дело оформлено
06.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее