Дело № 2а-594/2024
УИД 23RS0033-01-2024-000775-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт Мостовской 20.06.2024
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Ткаченко В.Н.,
при секретаре Губиной С.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Мостовского района Кулиш А.О.,
представителя административного ответчика главы администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район Хмелева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район Краснодарского края о признании незаконным бездействия органа государственной власти,
установил:
прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района в части устранения допущенных нарушений требований п.п. 4.5.1, 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 6.9 ГОСТ 50597-2017 путем обустройства тротуаров и пешеходных дорожек, стационарного электрического освещения в ст. Бесленеевская по ул. Ленина от ул. Мира до ул. Советская; по ул. Советская от ул. Советская д.9 до пересечения с ул. Первомайской ; по ул. Первомайская от дома № 5 до пересечения с ул. Садовая; по ул. Садовая от ул. Первомайская до ул. Дружбы; по ул. Дружбы от ул. Садовая до ул. Ленина; пер. Ходзенскому от ул. Мира до дома № 8, и обязать устранить данные нарушения.
Административное исковое заявление прокурор Мостовского района мотивировал тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения администрацией Бесленеевского сельского поселения требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения закона в данной сфере.
По результатам проведенного обследования с участием ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому района автомобильных дорог общего пользования прокуратурой района главе поселения 03.05.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в недостатках обустройства автомобильных дорог в ст. Бесленеевской по по ул. Ленина от ул. Мира до ул. Советская; по ул. Советская от ул. Советская д.9 до пересечения с ул. Первомайской; по ул. Первомайская от дома № 5 до пересечения с ул. Садовая; по ул. Садовая от ул. Первомайская до ул. Дружбы; по ул. Дружбы от ул. Садовая до ул. Ленина; пер. Ходзенскому от ул. Мира до дома № 8, а именно в отсутствии тротуаров (пешеходных дорожек), стационарного электрического освещения.
29.03.2024 в прокуратуру района из ОМВД России по Мостовскому району поступила информация о том, что указанные нарушения не устранены до настоящего времени. Изложенное свидетельствует о длительном неисполнении административным ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Мостовского района Кулиш А.О. исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - глава администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район Хмелев А.С. исковые требования признал частично в части, касающейся обустройства тротуаров по ул. Ленина, ул. Советская, ул. Первомайская, ул. Садовая и ул. Дружбы.
Согласно ГОСТ Р 52766-2007 п.4.5.1.1. Тротуары и пешеходные дорожки: «Тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием. К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими. Также согласно ГОСТ Р 59120-2021 «Дороги автомобильные общего пользования ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА» п 3.16 дорожная одежда нежесткая: Дорожная одежда, не содержащая в своем составе конструктивных слоев из монолитного цементобетона, сборного железобетона.
На основании изложенного, автомобильная дорога по пер. Ходзенскому имеет гравийное исполнение и не относится к дорогам с твердым покрытием и обустройство тротуара там не является обязательным.
В части, касающейся устройства освещения по всем вышеперечисленным улицам, имеется стационарное электрическое освещение.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Мостовскому району в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Информация о месте и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте Мостовского районного суда Краснодарского края.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, так как судом были созданы все условия для реализации его права на защиту.
Изучив материалы дела, учитывая мнение административного истца, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ст. 22 Закона № 196-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Частью 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ определено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
По результатам проведенного обследования с участием ОГИБДД ОМВД России по Мостовскому района автомобильных дорог общего пользования прокуратурой района главе поселения 03.05.2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства, выразившихся в недостатках обустройства автомобильных дорог в ст. Бесленеевская по ул. Ленина от ул. Мира до ул. Советская; по ул. Советская от ул. Советская д.9 до пересечения с ул. Первомайской ; по ул. Первомайская от дома № 5 до пересечения с ул. Садовая; по ул. Садовая от ул. Первомайская до ул. Дружбы; по ул. Дружбы от ул. Садовая до ул. Ленина; пер. Ходзенскому от ул. Мира до дома № 8.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) одной из целей данного закона является определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований.
В силу п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 3 Закона № 257-ФЗ одними из элементов обустройства автомобильных дорог являются тротуары, освещение.
В части 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
Согласно ст. 3 Закона № 196-ФЗ обеспечения безопасности дорожного движения основывается на ряде принципов, в том числе на приоритете жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
По смыслу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 6 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление, которое подается прокурором, должно соответствовать требованиям, предусмотренным п.п. 1-5, 8 и 9 ч. 2 настоящей статьи. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином.
На основании ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в силу действующего процессуального законодательства полномочен обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Как следует из сообщения ОМВД России по Мостовскому району № 82/6-5527 от 29.03.2024 недостатки в обустройстве автомобильных дорог, заключающиеся в отсутствии стационарного электрического освещения и тротуаров (пешеходных дорожек).
Между тем, суд согласен с позицией представителя административного ответчика о том, что автомобильная дорога по пер. Ходзенскому имеет гравийное исполнение и не относится к дорогам с твердым покрытием и обустройство тротуара там не является обязательным.
Нарушения в части устройства освещения по всем вышеперечисленным улицам, устранены и ко дню рассмотрения дела имеется стационарное электрическое освещение.
При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 157 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. 4.5.1, 4.6.1 ░░░░ ░ 52766-2007 «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░», ░. 6.9 ░░░░ 50597-2017 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░ ░ ░░. ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░