Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2075/2023 ~ М-1433/2023 от 13.06.2023

Дело № 2а-2075/2023

УИД 52RS0009-01-2023-002057-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2023 года                                г.Арзамас

    Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Алымовой Т.В.,

при помощнике судьи Лукиной Е,В.,

с участием административного истца Севастьянова С.В., представителя административного ответчика ОМВД России Арзамасский Гришиной Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Севастьянова С.В. к Отделу МВД России «Арзамасский», Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

    Севастьянов С.В. обратился в суд с административным иском к Отделу МВД России «Арзамасский», Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Нижегородской области, ГУ МВД России по Нижегородской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым просит суд взыскать в свою пользу компенсацию морального вреда 100000,00 руб., указывая, что в период времени с <дата> он неоднократно содержался в камерах 6, 3 ИВС г.Арзамаса в условиях, не соответствующих установленным нормам. Камеры ИВС находятся в подвальных помещениях без окон и естественного освещения, что угнетающе действует на психику и влияет на состояние здоровья (носит очки с диоптриями минус 2,5). Подобное содержание превышает неизбежный уровень страданий, связанных с лишением свободы.

В судебном заседании принимает участие административный истец Севастьянов С.В., его участие обеспечено посредством систем ВКС.

В судебное заседание явилась представитель административного ответчика ОМВД России «Арзамасский Гришина Н.А. (по доверенности № от <дата> (40, 41).

Иные лица, извещенные надлежащим образом о судебном заседании не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

    В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании административный истец Севастьянов С.В. административный иск поддержал. Пояснил, что его права нарушаются именно отсутствием окна в камере, поскольку нет дневного света и невозможно проветрить камеру естественным образом. Пояснил, что просит взыскать компенсацию за период с <дата> по <дата>. Компенсацию за период после <дата> он в рамках данного дела взыскивать не намерен. Дополнил, что его права нарушались тем обстоятельством, что при плохой освещенности в камерах он плохо видел из-за проблем со зрением. Кроме того, отсутствует пожарный выход, о чем ему было известно и он переживал по этому поводу. Также дискомфорт ему доставляло отсутствие перегородки в приватной зоне расположения туалетов и ее неудобное расположение.

Представитель административного ответчика ОМВД России «Арзамасский Гришина Н.А. пояснила, что помещение ИВС переоборудовать и установить окна в камерах и оборудовать запасный выход невозможно. Периодически проводятся работы по улучшению условий содержания.

Министерство финансов РФ в письменных возражениях просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ч.1 ст.227.1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

    Согласно ч.5 ст.227.1 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.

Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.

    Согласно ст.21 Конституции Российской Федерации:

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.    

Согласно ст.4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).

    В соответствии со ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, - изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В судебном заседании установлено, что ИВС ОМВД России по г. Арзамасу Нижегородской области оборудован в подвальном помещении четырехэтажного основного административного здания ОМВД России по г.Арзамасу.

В соответствии камерной карточкой (13) Севастьянов С.В. содержался в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в периоды <дата> по <дата> (камера 6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (3), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6), с <дата> по <дата> (6).

Согласно техническому паспорту ИВС, утвержденному начальником ОМВД России по г. Арзамасу, ИВС расположен в подвальном помещении ОМВД России по г.Арзамасу, год постройки – 1974; камеры в количестве 8 штук, из них камера № 3 – 3 спальных места, камера № 6 – 1 спальное место; имеется санпропускник с нарушением принципа чистой и грязной зоны, душевая кабина, дезинфекционная камера; в камерах ИВС установлены унитазы и умывальники, приватная зона имеет ограждение и дверь из листового металла высотой 1 метр; запасной выход отсутствует; имеется холодное водоснабжение, подведенное в 8 камер, горячее водоснабжение имеется в комнате для подогрева пищи, медицинском кабинете, душевая комната для помывки спецконтингента оборудована электроводонагревателем накопительного действия на 80 л.; в камерах ИВС имеются трубы центрального отопления, замурованные в стены; пожарный гидрант отсутствует; вентиляция естественная приточно-вытяжная в камерах 1, 5, осуществляется через окна; имеется принудительная вентиляция приточная и вытяжная; в камерах 1, 5 имеются оконные проемы размером 45Х50; естественное освещение камер отсутствует; имеется искусственное освещение; имеется аварийное освещение; имеется прогулочный двор; имеется пожарная сигнализация; имеются видеокамеры, в том числе в камерах; имеются слуховые окна; имеется пожарный инвентарь; камеры 3, 6 оборудованы тремя светильниками.

Севастьянов С.В. обращался с жалобами на условия содержания:

<дата> жалоба несоблюдение площади для содержания 6 человек, поскольку камера предназначена для содержания троих, не выдавался кипяток. По результатам рассмотрения жалобы <дата> вынесено представление (21-23) об устранении нарушений, установлено несоблюдение нормы санитарной площади на человека, отсутствует оборудование камер столами и скамейками по лимиту мест, шкафами для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов питания, подводкой горячей воды, светильниками ночного освещения закрытого типа, аудиодинамиками, бачком для питьевой воды, кнопками вызова дежурного, приточной вентиляцией, в камере 6 не созданы условия приватности в санитарных узлах

Из сведений об устранении нарушений от <дата> следует, что в камере 6 проведен ремонт: покрашены стены, пол, камера оборудована двухъярусными кроватями, полкой для таулетных принадлежностей, санитарным узлом и зоной приватности, вешалками для верхней одежды; установлена раковина с подачей питьевой воды

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что доводы административного истца о нарушении условий его содержания, связанных с отсутствием окон и естественного освещения и недостаточности освещения, несоблюдением приватности при использовании туалета, отсутствием пожарного выхода нашли свое подтверждение.

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что доводы административного истца о нарушении условий его содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в период с <дата> по <дата> нашли свое подтверждение, установленные нарушения условий содержания административного истца в местах принудительного содержания повлекли нарушение его прав, предусмотренных ст.21 Конституции РФ, ст.4, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, и вызывали у него физические и нравственные страдания.

Факт содержания административного истца в ИВС ОМВД России Арзамасский в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение прав административного истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, что, в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами, является основанием для признания требований административного истца о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

При определении размера компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский», суд принимает во внимание обстоятельства нарушения прав административного истца, характер физических и нравственных страданий и его индивидуальные особенности, период времени, в течение которого истец находился в ненадлежащих условиях, требования разумности и справедливости, в связи с чем, полагает, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация за ненадлежащие условия содержания в ИВС ОМВД России «Арзамасский» в размере 18000 руб., которую суд взыскивает с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В оставшееся части административные исковые требования Севастьянова С.В. удовлетворению не подлежат.

    Руководствуясь ст.175-180, 227.1 КАС РФ, суд

Решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 18000,00 ░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    

░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.09.2023

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2075/2023 ~ М-1433/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Севастьянов Сергей Владимирович
Арзамасский городской прокурор
Ответчики
ОМВД РФ "Арзамасский"
ГУ МВД России по Нижегородской области
Министерство финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области
МВД России
Суд
Арзамасский городской суд Нижегородской области
Судья
Алымова Т.В.
Дело на сайте суда
arzamassky--nnov.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация административного искового заявления
13.06.2023Передача материалов судье
15.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
15.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.06.2023Подготовка дела (собеседование)
27.06.2023Рассмотрение дела начато с начала
11.07.2023Предварительное судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
12.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Судебное заседание
22.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее