Дело № 2а-1137/2024
42RS0001-01-2024-001556-82
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
05 июля 2024 года
административное дело по административному исковому заявлению Курмангалеева Руслана Закирьяновича к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбасс, ФСИН России о признании действий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФИО2 по <адрес>-Кузбассу незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Курмангалеев Р.З. обратился в суд с иском к ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбасс, ФСИН России о признании действий администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу незаконными.
Свои требования, мотивировал тем, что он содержится в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу. 05.06.2024 его водворили в карцер № корпуса №. Забрали личные вещи, ограничили в пользовании юридической литературой и материалами уголовного дела.
Просит признать действия администрации ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбасс незаконными, выразившиеся в ограничении его в имении при себе и хранении документов и записей относящихся к уголовному делу либо связанных с реализацией его прав и законных интересов.
В судебном заседании административный истец Курмангалеев Р.З. на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме и пояснил, что сотрудники СИЗО-4 ему говорили, что согласно распорядку дня он может знакомиться с материалами уголовного дела и пользоваться литературой в личное время после ужина, что составляет непродолжительное время 1-2 часа. Однако ему этого времени недостаточно для подготовки к судебным заседаниям по уголовному делу, что нарушает его законные права и интересы, кроме того его с данным распорядком дня не ознакомили. Также считает, что Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, в части ограничивающей содержащихся в карцере иметь при себе материалы уголовного дела и пользоваться литературой, противоречат ст.40 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которая содержит исчерпывающий перечень ограничений для содержащихся в карцере, а также Конституции Российской Федерации.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области -Кузбассу, ФСИН России Еремеева Е.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании административные требования не признала и пояснила, что действия сотрудников администрации регламентированы Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, согласно которым документы, материалы уголовного дела хранятся в специально отведенном месте, выдаются для ознакомления, работы осужденным содержащихся в карцере на время согласно распорядка дня, утвержденного начальником учреждения, в связи с чем нарушения прав истца нет.
Изучив материалы дела, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин имеет право на обращение в суд с требованием об оспаривании решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или публичными полномочиями, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец содержится в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбасса.
На основании постановления начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области – Кузбасса от 05.06.2024 помещен в карцер сроком на 14 суток, за нарушение установленного порядка содержания под стражей.
Перед водворением в карцер Курмангалеев Р.З. сдал свои вещи, в том числе юридическую литературу и записи, относящиеся к уголовному делу, что не оспаривалось представителем административных ответчиков в судебном заседании.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним иных ограничений.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В силу статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Согласно части первой статьи 6 Федерального закона подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом и иными федеральными законами.
Такие ограничения закреплены, в частности, статьей 40 Федерального закона, определяющей, что подозреваемые и обвиняемые могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за: притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство. Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 Федерального закона.
Водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере. Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час. Иные ограничения, не предусмотренные этой статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 110 утверждены правила внутреннего распорядка следственных изоляторов Уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
Пунктом 387, предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым запрещается брать с собой в карцер продукты питания и личные вещи, за исключением комплекта нательного и нижнего белья, двух полотенец, кружки из алюминия или пластмассы, средств гигиены (мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги), тапочек, одной книги (одного журнала или одной газеты) либо одного экземпляра религиозной литературы, предметов религиозного культа индивидуального пользования, предназначенных для нательного ношения (по 1 предмету), учебников (для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых).
Необходимо также отметить, что в п. 2.1. определения от 28.09.2023 № 2695-О Конституционный суд отмечает, что Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" закрепляет, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения человеческого достоинства и не должно сопровождаться действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий (статья 4); в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и включающий в себя обыск помещений, в которых размещаются подозреваемые и обвиняемые, с целью обнаружения и изъятия запрещенных в следственном изоляторе предметов, веществ и продуктов питания (часть первая статьи 15, статья 17, часть вторая статьи 34 и статья 36); а также меры поощрения за примерное выполнение обязанностей, соблюдение порядка содержания под стражей и взыскания, применяемые за невыполнение установленных обязанностей с учетом обстоятельств нарушения и поведения подозреваемого или обвиняемого, в том числе водворение в карцер (37-40).
Подозреваемые и обвиняемые в период содержания в карцере ограничиваются в правах, предусмотренных пунктами 6, 8, 13 и 15 части первой статьи 17 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктами 5.6, 5.8, 5.15 и 5.20 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года N 110, в частности они не имеют права хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, пользоваться письменными принадлежностями и литературой из библиотеки места содержания под стражей. Для них составляется отдельный распорядок дня, материалы уголовных дел таких лиц хранятся в специально отведенном месте и выдаются им на время, определенное их распорядком дня, после чего изымаются, им запрещается переписка и свидания, кроме свиданий с защитником и для бесед с членами общественной наблюдательной комиссии, а также иметь при себе более одной книги, равно как и пользоваться библиотекой следственного изолятора (пункты 330, 387 и 392 названных Правил).
Таким образом, изъятие документов и записей, относящихся к уголовному делу, а также изъятие юридической литературы, при выдворении административного истца в карцер не может рассматриваться как нарушение прав, поскольку иное толкование означало бы необеспечение исполнения требований режима в местах содержания под стражей и достижения целей наложения дисциплинарных взысканий.
Для лиц, содержащихся в карцере, составляется отдельный распорядок дня, материалы уголовных дел таких лиц хранятся в специально отведенном месте и выдаются им на время, определенное их распорядком дня, после чего изымаются.
Согласно распорядка дня для подозреваемых, обвиняемых содержащихся в карцере, утвержденного приказом ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН РОССИИ по Кемеровской области-Кузбассу, предусмотрено ознакомление с материалами уголовного дела с 18.40 до 20.00 часов.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности действий администрации СИЗО-4, с которыми Курмангалеева Р.З. связывает нарушение своих прав, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-4 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 12.07.2024