Дело № 2а-1248/2024
УИД 25RS0004-01-2024-000454-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Самусенко Ю.А.,
при помощнике судьи Витько Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю к Кравчук Яне Анатольевне о взыскании задолженности по уплате транспортного налога,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 13 по Приморскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кравчук Я.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 0,21 руб. по тем основаниям, что административный ответчик, являясь наследником <ФИО>4, не произвел его уплату в полном объеме в установленные сроки. Направленное в адрес <ФИО>4 налоговое уведомление не было исполнено в полном объеме в срок. Налоговым органом административному ответчику направлено требование об уплате транспортного налога в полном объеме, однако задолженность в добровольном порядке до настоящего времени не погашена. Просит взыскать с Кравчук Я.А. задолженности по транспортному налогу с физических лиц за 2014 год в размере 0,21 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. С учетом положений ч. 7 ст. 150, ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав письменные материалы дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, исходя из требований ст.ст. 62, 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена ст. 19, п. 1 ч. 1 ст. 23, ч.ч. 1-2 ст. 44 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
По смыслу положений п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, которая должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 3 ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам, в силу ст. 356 НК РФ, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что <ФИО>4 (до даты смерти <дата>) являлся собственником транспортных средств марки <данные изъяты>» с государственным регистрационным номером <номер>, <данные изъяты>», с государственным регистрационным номером <номер>.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 НК РФ налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2014 год и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 09.04.2015 № 923742.
Налогоплательщиком обязанность по уплате налога в полном объеме не исполнена.
Административному ответчику как наследнику <ФИО>4 в соответствии со ст. 69 НК РФ заказной почтой направлено требование от 19.09.2018 № 273339 об уплате транспортного налога на сумму 0,21 руб. Требование Кравчук Я.А. в установленный срок не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 3 ч. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Учитывая, что сумма задолженности по транспортному налогу, подлежащая взысканию с административного ответчика, не превысила 10 000 рублей, а в самом раннем требовании об уплате транспортного налога от 19.09.2018 № 27339 установлен срок его исполнения – до 27.12.2018, то налоговый орган имел право обратиться в суд в срок до 27.06.2022.
Межрайонная ИФНС № 13 по Приморскому краю обратилась в судебный участок № 20 Советского судебного района г. Владивостока с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности 06.12.2023, т.е. с нарушением установленного ст. 48 НК РФ срока,
На основании определения мирового судьи судебного участка № 20 Советского судебного района г. Владивостока от 06.12.2023 МИФНС № 13 по Приморскому краю отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В силу ст. 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Копия определения мирового судьи судебного участка № 20 Советского судебного района г. Владивостока от 06.12.2023 получена МИФНС № 13 по Приморскому краю. 29.01.2024 МИФНС № 13 по Приморскому краю обратилась в Советский районный суд г. Владивостока с настоящим административным исковым заявлением, заявив ходатайство о восстановлении срока на его предъявление.
Несмотря на безусловную значимость взыскания в бюджет не выплаченных налогоплательщиком обязательных платежей, это не освобождает налоговый орган от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и представлять отвечающие требованиям относимости, допустимости доказательства уважительности его пропуска.
Поскольку установленные ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Кравчук Я.А. задолженности по транспортному налогу физических лиц за 2014 год налоговым органом нарушен, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании налогов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (определение от 29.09.2020 № 2315-О).
При наличии уважительных причин, данные сроки, в силу названных норм, могут быть восстановлены судом, на основании ходатайства налогового органа. В случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства налогового органа, либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства, суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд.
Положения статьи 95 КАС РФ устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного срока административным истцом о наличии обстоятельств, объективно исключавших возможность своевременного обращения в суд, не приведено, в виду чего причины пропуска срока не могут признаваться уважительными. Административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, осуществляет возложенные на него обязанности по контролю и надзору в области налогов и сборов, в том числе, по их взысканию в принудительном порядке, что предполагает осведомленность инспекции о правилах обращения в суд с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 114 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 13 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░