Дело №2а-224/2023
УИД: 61RS0060-01-2023-000267-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пос.Чертково 12 мая 2023 года.
Чертковский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кадурина С.А.,
при секретаре Иваненко В.А.,
с участием:
помощника прокурора Чертковского района Щетининой О.С.,
представителя административного ответчика Дёминой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чертковского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования «Донское сельское поселение» Чертковского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и обязании создать маневренный жилищный фонд,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Чертковского района Ростовской области в защиту интересов неопределённого круга лиц обратился в Чертковский районный суд Ростовской области с административным иском к Администрации муниципального образования «Донское сельское поселение» Чертковского района Ростовской области о признании бездействия незаконным и обязании создать маневренный жилищный фонд. В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой района во исполнение п.2.9 решения коллегии прокуратуры области от 27.12. 2022 «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства» проведена проверка соблюдения требований законодательства при исполнении органами местного самоуправления обязанностей по содержанию маневренного жилищного фонда. Исходя из положений ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ», Областного закона Ростовской области от 28.12.2005г. №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области», ст.1, п. «а,в,г,д,з» ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пп.1 и 9 ч.1 ст.14, п.3 ч.2 ст.19, п.3 ч.1 ст.92, ст.95 Жилищного кодекса РФ, следует, что организация создания и содержание муниципального жилищного фонда, в том числе маневренного жилищного фонда, возложена на администрации сельских поселений Чертковского района Ростовской области. При этом, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории сельских поселений создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в ст.95 ЖК РФ, они остаются без жилья. Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма. В ходе проверки прокуратурой Чертковского района установлено, что вопреки правовым положениям вышеуказанного законодательства РФ на территории Донского сельского поселения не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, мер по созданию такого фонда не принималось. В этой связи прокурором района14.01.2023 в адрес главы администрации Донского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако нарушения, указанные в нём, в настоящее время не устранены. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Донского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по созданию маневренного жилищного фонда для предоставления жилым помещений гражданам и обязать администрацию Донского сельского поселения создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилым помещений гражданам.
В судебном заседании прокурор Щетинина О.С. заявленные требования поддержал, просила суд их удовлетворить, установить срок для исполнения требований до 01.06.2024 года.
Представитель административного ответчика – глава администрации Донского сельского поселения Дёмина Т.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора.
Суд, выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17 Конституции РФ установлено, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно подпункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствие со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу положений пунктов «а,в,г,д,з» части 2 статьи 11 Закона №68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию ч.1 и 9 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания п.3 ч.1 ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определённому виду специализированных жилых помещений и исключения жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 ЖК РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счёт кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 3 статьи 14 вышеуказанного федерального закона установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9,10,12,14,17,19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21,28,30,33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Областной закон Ростовской области от 28.12.2005 №436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» пунктом 1.1 статьи 12 устанавливает, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определённых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктами 4 (за исключением водоснабжения населения, водоотведения), 6 (в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства, а также осуществления полномочий органов местного самоуправления в части созыва общего собрания (собрания) собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопросов, предусмотренных частью 6 статьи 161, частью 2 статьи 161.1 и статьей 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), 7-8, 13.1, 15,18,19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 22,26,27,31,32,33.1-34,37,38,39 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Исходя из вышеуказанного следует, что организация создания и содержания муниципального жилищного фонда, в том числе маневренного жилищного фонда, возложена на администрации сельских поселений Чертковского района.
Создание маневренного жилищного фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определённых обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (ст.95 Жилищного кодекса РФ).
При этом отсутствие маневренного жилищного фонда на территории указанных сельских поселений создаёт угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определённых обстоятельств, перечисленных в ст.95 Жилищного кодекса РФ, они остаются без жилья.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильём во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (ст.40 Конституции РФ).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чертковского района Ростовской области во исполнение п.2.9 решения коллегии прокуратуры Ростовской области от 27.12.2022 г. «О состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением жилищного законодательства» проведена проверка соблюдения требований законодательства при исполнении органами местного самоуправления Чертковского района обязанностей по содержанию маневренного жилищного фонда. В ходе проверки установлено, что вопреки правовым положениям указанного законодательства РФ на территории Донского сельского поселения Ростовской области не создан специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, мер по созданию такого фонда сельской администрацией не принималось, 13.05.2022 администрацией поселения вынесено постановление о создании маневренного жилищного фонда Донского сельского поселения, иные действия по его созданию не производились до настоящего времени.
В этой связи прокурором Чертковского района 14.01.2023г. в адрес главы администрации Донского сельского поселения внесено представление об устранении в сфере жилищного законодательства, однако нарушения, указанные в нём, до настоящего время не устранены, что послужило для прокурора Чертковского района основанием для обращения в суд с настоящим иском в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц об обязании ответчика совершить определённые действия.
Доказательств наличия и использования маневренного жилищного фонда для целей обеспечения жильём граждан, проживающих на территории Донского сельского поселения Чертковского района, административным ответчиком суду не представлено.
С учётом вышеуказанных обстоятельств и норм права суд считает, что создание маневренного жилищного фонда на территории Донского сельского поселения является обязанностью исполнительных органов местного самоуправления поселения, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определённых обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилищного помещения.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования «Донское сельское поселение» Чертковского района Ростовской области по непринятию мер по созданию на территории сельского поселения маневренного жилого фонда не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределённого круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявленных административных исковых требований прокурора Чертковского района.
При этом, определяя срок исполнения удовлетворенных административных исковых требований, суд считает обоснованным предложенный административным истцом срок исполнения административным ответчиком заявленных требований до 01.06.2024 г..
Руководствуясь ст.ст.175, 176, 177, 178, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: