№ №2а -141/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Выродовой Г.И.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело прокурора Красногвардейского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Веселовского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Прокурор Красногвардейского района Белгородской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Веселовского сельского поселения муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, выразившегося в непринятии мер по оборудованию автостоянки в соответствии с требованиями закона, и возложении обязанности устранения допущенных нарушений, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Красногвардейского района 18 января 2024 г. проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что на автостоянке для транспортных средств на территориях, прилегающих к объекту социальной инфраструктуры, расположенного по адресу: <адрес> не определены места для инвалидов и не организована стоянка автотранспортных средств для инвалидов. Горизонтальная дорожная разметка 1.1 и дорожная разметка для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренная ГОСТ Р 52289-2019, на площадке для стоянки автотранспортных средств возле парка отдыха отсутствует, что ограничивает доступ данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры, местам отдыха, существенно нарушает права инвалидов, предусмотренные статьями 6,7,17,39 Конституции РФ.
Определением судьи с согласия сторон на основании ст. 291 КАС РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Исследовав письменные доказательства, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации ).
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, любой другой принадлежности (ст. 19 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальной защитой инвалидов является система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления ограничения жизнедеятельности, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в числе прочего, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В силу ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.
В соответствии с п. 5, 19 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в т.ч. утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, что напрямую следует из положений из п. 5 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доступность зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе путем организации выделения мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов к зданию администрации поселения, исходя из перечисленных выше положений и фактических обстоятельств нахождения стоянок, являющихся частью автомобильной дороги, находящейся в муниципальной собственности.
Согласно ст. 3 Закона Белгородской области от 2 апреля 2009 г. № 265 к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур на территории Белгородской области, а также к предоставляемым в них услугам, к которым обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидам и другим маломобильным группам населения, относятся следующие здания, строения, сооружения (далее также - объекты), места: многоквартирные жилые здания; административные здания и сооружения; объекты организаций культуры (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи и другие); объекты, используемые для предоставления услуг в сфере образования, науки, здравоохранения, труда, занятости и социальной защиты населения, в том числе многофункциональные центры; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-кредитные организации; гостиницы, отели, иные места временного проживания; объекты физкультурно-оздоровительных, спортивных организаций, места отдыха, парки, скверы, пляжи и находящиеся на их территории объекты оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты транспортного обслуживания населения, включая железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэропорты, станции и остановки всех видов городского, пригородного и междугороднего транспорта, стоянки транспортных средств; культовые здания и сооружения; объекты связи и информации; иные производственные и общественные здания, строения и сооружения; тротуары, пешеходные переходы улиц, дорог и магистралей.
Пунктом 5.9.24 ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» предписано применять совместно со знаком 6.4. табличку 8.17 «Инвалиды» для указания, что стояночная площадка (или часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами 1 и 2 групп или перевозящими таких инвалидов. Для обозначения границ стояночных мест на площадках, используется горизонтальная дорожная разметка 1.1, для выделения места парковки инвалидов дорожная разметка 1.24.3.
Согласно материалами дела, в нарушение вышеуказанных требований, на автостоянке для транспортных средств на территориях, прилегающих к объекту социальной инфраструктуры, расположенном по адресу: <адрес> не определены места для инвалидов и не организована стоянка автотранспортных средств для инвалидов. Горизонтальная дорожная разметка 1.1 и дорожная разметка для выделения места парковки инвалидов 1.24.3, предусмотренная ГОСТ Р 52289-2019, на площадке для стоянки автотранспортных средств возле парка отдыха отсутствует, что ограничивает доступ данной категории граждан к объектам социальной инфраструктуры, местам отдыха, существенно нарушает права инвалидов. Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона в целях восстановления нарушенных прав инвалидов и во исполнение действующего законодательства, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ №, ░░░ №) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░ 6.4 «░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░), ░░░░░░░░░ 8.17 «░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░ 2024 ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░░░░░ 8.17 «░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.1 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1.24.3, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░