УИД 76RS0024-01-2023-005203-54
Дело № 2а-1285/2024
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2024 года город Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе суда председательствующего судьи Березиной Ю.А. при секретаре Жидковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева Н.П., Васильевой Т.К. к КУМИ мэрии г. Ярославля о признании приказа незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Васильев Н.П., Васильева Т.К. обратились в суд с административным иском к КУМИ мэрии города Ярославля об оспаривании приказа, просит:
- признать Приказы председателя комитета по управлению муниципальные имуществом мэрии города Ярославля НОМЕР,НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА незаконными,
- обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность за плату (без проведения торгов) в соответствии со схемой расположения земельных участков или земельных участков на кадастровом плане территорий Васильеву Н.П., Васильевой Т.К. площадью 996 кв.м.
Заявленные административные исковые требования мотивирует тем, что административные истцы являются собственником жилого дома площадью 88,1 кв.м. с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: <адрес>, на основании решения Фрунзенского районного суда г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцами в КУМИ мэрии города Ярославля было подано заявления о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка (без проведения торгов). ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Приказами председателя КУМИ мэрии г. Ярославля НОМЕР, НОМЕР в предварительном согласовании было отказано. Полагают приказы незаконными.
Административные истицы Васильев Н.П., Васильева Т.К. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель истцов Васильевой Т.К., Васильева Н.П. по доверенности ФИО1 требования поддержал.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель заинтересованного лица Департамента градостроительства мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать. Указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в жилой функциональной зоне. Согласно Карте градостроительного зонирования (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля № НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, испрашиваемый земельный участок, предполагаемый к образованию, располагается в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1), ст. 36 Правил. Земельный участок расположен в границах территории, на которую в соответствии с постановлением мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР утвержден проект планировки и проект межевания территории микрорайона № 1 и микрорайона № 2 жилого района «Дядьково» во Фрунзенском районе г. Ярославля. Согласно указанной документации земельный участок расположен в границах территории общего пользования.
Представитель заинтересованного лица территориальной администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов мэрии г. Ярославля в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Пунктом 2 указанной статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 05.11.2015 по делу № 2-1925/2015 за Васильевым П.А. признано право собственности на жилой дом общей площадью 88,1 кв.м. по адресу: <адрес>., согласно данным технического паспорту по стоянию на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Согласно выписке из ЕГРН собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>., с кадастровым номером НОМЕР является Васильев Н.П. (1/4) и Васильева Т.Е. (3\4).
В рамках рассмотрения гражданского дела № 2-1925/2015 судом установлено, что данный жилой дом 1977 года постройки.
По указанным основаниям административный истец обратилась в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (без проведения торгов).
Приказами председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля НОМЕР, НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА истцам отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> во Фрунзенском районе.
В обоснование отказа указано, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена по основаниям:
указанным в подпунктах 4,5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации: земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка расположен в границах территории, в отношении которой постановлением мэрии г. Ярославля утвержден проект планировки и проект межевания территории от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА № НОМЕР «Об утверждении проекта планировки, включая проект межевания территории микрорайона № 1 и микрорайона № 2 жилого района «Дядьково» во Фрунзенском районе г. Ярославля»;
земельный участок не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.19 ст. 39. 10 Земельного Кодекса Российской Федерации: предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
в соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения (автомобильные дороги местного значения) в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР, рассматриваемый земельный участок расположен на территории планируемого размещения объектов местного значения перспективной улицы местного значения (автомобильные дороги местного значения). В соответствии с п.8 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в границах территории общего пользования.
В соответствии с пп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пп. 2 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п.п. 4,5).
Также пп. 19 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как следует из буквального содержания пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из материалов дела, согласно Карте функциональных зон в составе Генерального плана г. Ярославля, утвержденного решением муниципалитета г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР, испрашиваемый земельный участок расположен в жилой функциональной зоне.
Согласно Карте градостроительного зонирования (границы территориальных зон) в составе Правил землепользования и застройки г. Ярославля, утвержденных решением муниципалитета г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР (далее - Правила), испрашиваемый земельный участок, предполагаемый к образованию, располагается в территориальной зоне (Ж.1).
Из имеющейся в материалах дела схемы расположения испрашиваемого земельного участка видно, что данный земельный участок располагается в элементе планировочной структуры - квартала, ограниченного <адрес> и <адрес>.
В соответствии с Картой планируемого размещения объектов местного значения (автомобильные дороги местного значения) в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР, рассматриваемый земельный участок расположен на территории планируемого размещения объектов местного значения перспективной улицы местного значения (автомобильные дороги местного значения).
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Суд отмечает, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Доказательств реализации документов по возведению объектов в границах территории общего пользования стороной административного ответчика не представлено.
Поскольку само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в собственность за плату.
Также суд отмечает, что жилой дом, принадлежащий административным истцам был возведен до утверждения проекта межевания территории микрорайона НОМЕР и микрорайона № 2 жилого района «Дядьково» во Фрунзенском районе г. Ярославля. При утверждении проекта органы местного самоуправлению должны были учитывать имеющиеся на данной территории объекты капитального строительства.
В настоящее время в районе испрашиваемого земельного участка элементов планировочной структуры –многоквартирных домов, не имеется.
Кроме того, Земельным кодексом Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства назван принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 и пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Сведений о том, на каком праве может быть предоставлен земельный участок, административным истцом не представлено, в предоставлении земельного участка на правах аренды административному истцу было отказано.
При таких обстоятельствах, оспариваемый приказ нельзя признать законным.
Суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в ст. ст. 10 и 118, и требования п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что не имеется оснований для оснований для удовлетворения требований в части возложения обязанности на административного ответчика обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка в собственность за плату.
Для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Васильевой Т.К., Васильева Н.П. о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена".
Срок обращения в суд не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░".
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░