Дело № 2а-673/2024
УИД 76RS0017-01-2023-003420-51
Принято в окончательной форме 11.03.2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2024 года г.Ярославль
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Хахиной А.М.,
при секретаре Шиндыковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Жуковой Н.В. к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, Общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Карабихского сельского поселения о признании незаконным решения, обязании включения в список
у с т а н о в и л :
Жукова Н.В. обратилась в суд с административным иском, с учетом уточнения от 27.02.2024, к Администрации Карабихского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области далее по тексту – Администрация), Общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Карабихского сельского поселения (далее по тексту – Комиссия), в котором просила:
- признать решение Комиссии от 02.10.2023 № 01-48/2695 об отказе в восстановлении в списках участников мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» незаконным,
- обязать Администрацию в лице Комиссии включить её в списки участников мероприятий государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с момента подачи заявления 04.09.2023.
В обоснование административного иска ссылается на то, что Комиссией было рассмотрено её заявление от 04.09.2023. Ответом от 02.10.2023 № 01-48/2695 ей было отказано во включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на основании п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Основанием для отказа послужило то, что она была снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма согласно п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ.
Считает, что отказ во включении в состав участников мероприятия по обеспечению молодых семей жильем является незаконным, ссылается на п.7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных вышеуказанным постановлением.
Административный истец Жукова Н.В., её представитель по ордеру адвокат Сентищева Е.В. в судебном заседании доводы уточненного административного иска поддержали. Административный истец также пояснила, что она состояла на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, её семья была включена в список участников программы, они были зарегистрированы у матери супруга. В 2022 году дом был продан, необходимо было перерегистрироваться, в связи с чем временно зарегистрировались в г.Ярославле. Также ими было принято решение о строительстве жилого дома, был взят кредит и дом построен. В сентябре 2023 года она обратилась вновь в Администрацию Карабихского с/п ЯМР ЯО для включения в список, но было отказано. Считают, что при рассмотрении её заявления не должно было учитываться наличие в собственности жилого дома, поскольку он обременен ипотекой.
Представитель административных ответчиков Администрации и Комиссии по доверенностям Устинова Т.В. в судебном заседании возражала по иску. Пояснила, что семья Жуковой Н.В. была снята с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с выездом на другое постоянное место жительства. В сентябре 2023 года при рассмотрении её заявления было учтено то, что она не состоит на данном учете и в собственности имеется жилой дом, который превышает норму предоставления, статус нуждающихся в жилом помещении не подтвержден.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав участников процесса, суд считает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что постановлением Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО (далее по тексту – Администрация) от 21.04.2017 № 213 (л.д.67) семья Жуковой Н.В. составом семьи 4 человека (она сама, муж, 2 детей) признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма в соответствии со ст.52 ЖК РФ.
Согласно выписки из протокола № 4 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации Карабихского с/п ЯМР ЯО от 21.04.2017 (далее – Комиссия) (л.д.68) Жукова Н.В. признана и принята на учет составом семьи 4 человека, нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья согласно ст.52 ЖК РФ.
Согласно выписки из протокола № 1 заседания Комиссии от 20.01.2023 (л.д.100) семья Жуковой Н.В. (составом семьи 4 человека) решено о снятии с учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании п.3 ч.1 ст.56 ЖК РФ (выезд на место жительства в другое муниципальное образование) и исключении её из списка участников задачи по государственной поддержке молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2020 – 2025 годы, государственной программы Ярославской области «Обеспечение доступным жильем населения Ярославской области» на 2020 – 2025 годы.
Постановлением Администрации от 25.01.2023 № 23 (л.д.99) семья Жуковой Н.В. (составом 4 человека) снята с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и исключена из участников задачи по государственной поддержке молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» на 2020 – 2025 годы, государственной программы Ярославской области «Обеспечение доступным жильем населения Ярославской области» на 2020 – 2025 годы, утвержденного приложением 2 к постановлению Администрации поселения от 01.04.2022 № 226 «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, сформированных в результате перерегистрации».
Судом установлено, что 08.09.2023 Жукова Н.В. с супругом Федуловым А.Ю. обратились в Администрацию с заявлением (л.д.113) о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей федерального проекта «Содействие субъектам Российской Федерации в реализации полномочий по оказанию государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» молодую семью, с приложением необходимых документов.
Данное заявление рассмотрено на заседании Комиссии 26.09.2023 и согласно выписки из протокола № 12 указанного заседания (л.д.112) Жуковой Н.В. отказано во включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», так как семья не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях на территории Карабихского с/п.
Письмом Администрации от 02.10.2023 № 01-48/2695 (л.д.110) Жуковой Н.В. сообщено о рассмотрении её заявления и указано о том, что в соответствии с п.6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в жилом помещении. Также указано о том, что принятие на учет осуществляется по общим основанием, учетная норма площади жилого помещения в Карабихском с/п ЯМР ЯО составляет 12 кв.м.
Суд считает, что решение Комиссии, изложенное в протоколе № 12 от 26.09.2023, сообщенное Жуковой Н.В. в письме от 02.10.2023, является незаконным в силу следующего:
В приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее по тексту – Правила).
Пунктом 1 Правил установлено, что данные Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.
Подп. «е» п.2 Правил установлено, что социальные выплаты для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Согласно п.6 Правил участником мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пункта 7 Правил в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в случае использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами «е» и «и» пункта 2 настоящих Правил не учитывается жилое помещение, приобретенное (построенное) за счет средств жилищного кредита, предусмотренного указанными подпунктами, обязательства по которому полностью не исполнены, либо не исполнены обязательства по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита.
Судом установлено, что Жуковой Н.В. на праве собственности принадлежит жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 312,9 кв.м., расположенный по адресу<адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.119-120). При этом из указанной выписки следует, что право собственности Жуковой Н.В. зарегистрировано 02.03.2023. Также 02.03.2023 зарегистрировано ограничение прав и обременение объекта недвижимости: ипотека в силу закона, сроком действия с 18.08.2022 на 156 месяцев в пользу ПАО Сбербанк. Данный дом, как следует из выписки расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №.
При подаче заявления 08.09.2023 Жуковой Н.В. был предоставлен кредитный договор № 116738022 от 11.08.2022 (л.д.121-124), заключенный между ПАО Сбербанк и Жуковой Н.В., Федуловым А.Ю. (созаемщики). Из данного кредитного договора следует, что истцу с супругом предоставлен кредит «Строительство жилого дома» в сумме 3 995 000 руб. на срок 156 месяцев, на цели использования: индивидуальное строительство объекта недвижимости: жилой дом на земельном участке, находящемся по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Обеспечением исполнения обязательства является залог (ипотека) объекта недвижимости.
Из справки о задолженности по ипотечному кредиту (л.д.125) следует, что по состоянию на 04.09.2023 задолженность составляет 3 795 826,93 руб., просроченной задолженности не имеется.
Из выписки из ЕГРН о правах административного истца (л.д.105) следует, что ей на праве собственности также принадлежит № доля в праве собственности на жилое помещение, площадью 42,7 кв.м., по адресу: <адрес>. Уведомлениями об отсутствии сведений в ЕГРН подтверждается отсутствие зарегистрированных прав в ЕГРН на имя супруга административного истца и 2 несовершеннолетних детей (л.д.106-108).
Таким образом, суд считает, что Комиссией неправомерно было учтено наличие в собственности Жуковой Н.В. жилого дома, поскольку он обременен ипотекой. Без учета данного дома, уровень обеспеченности жилой площадью на члена семьи Жуковой Н.В. составляет менее 12 кв.м. При этом из положений п.7 Правил следует, что в список участников мероприятий могут быть включены молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
С учетом изложенного, подлежит отмене решение Комиссии об отказе административному истцу о включении в состав участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, принятое 26.09.2023, выписка из протокола № 12 от 26.09.2023, изложенное административному истцу в ответе от 02.10.2023. При этом суд не выходит за пределы административного иска, поскольку административным истцом оспаривается сам отказ во включении в состав участников мероприятий.
Для восстановления прав административного истца Комиссия должна быть обязана повторно рассмотреть заявление административного истца. Требование административного истца об обязании включения в список участников мероприятий суд расценивает как один из способов восстановления нарушенного права, однако он является излишним, с учетом указанного судом способа восстановления прав административного истца.
При этом надлежащим ответчиком является Комиссия, поскольку именно данный коллегиальный орган рассматривал заявление Жуковой Н.В. и принимал решение. В удовлетворении административного иска к Администрации должно быть отказано.
Руководствуясь ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ 26.09.2023, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 12, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ 02.10.2023 № 01-48/2695.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ 08 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░