Дело № 2а-13304/2023
УИД № 24RS0048-01-2023-009570-76
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Портных В.Ю.,
при секретаре Фурсовой П.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов (далее – ОСП) № 2 по Советскому району г. Красноярска Щукиной Наталье Александровне, начальнику отделения судебных приставов № 2 по Советскому району г. Красноярска Гебель Алене Евгеньевне, Главному управлению Федеральной службы судебных приставов (далее – ГУ ФССП) России по Красноярскому краю о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска Щукиной Н.А., старшему судебному приставу ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска Гебель А.Е., ГУ ФССП России по Красноярскому краю о признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в ненаправлении взыскателю в установленный срок оригинала исполнительного документа; возложении на начальника ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска обязанности проконтролировать направление исполнительного документа судебным приставом-исполнителем взыскателю, предоставить трек-номер почтового отправления; обязать судебного пристава-исполнителя в случае утраты исполнительного документа предоставить взыскателю справку об утрате.
Требования мотивированы тем, что ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» являлось взыскателем по исполнительному производству №-ИП о взыскании с Тетерина О.В. денежных средств, которое было окончено 28.06.2022. Однако, в адрес ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» не поступил оригинал исполнительного документа, что препятствует административному истцу повторно предъявить исполнительный документ к исполнению.
Административный истец ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» в судебное заседание своего представителя не направил, о слушании дела извещен надлежаще и своевременно, просил о рассмотрении дела без участия представителя, о чем указал в административном иске.
В судебное заседание не явились административные ответчики: административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска Щукина Н.А., начальник отдела – старший судебный пристав ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска Гебель А.Е., представитель ГУ ФССП России по Красноярскому краю, заинтересованное лицо Тетерин О.В., о слушании дела извещены своевременно и надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дел не поступало; судебный пристав-исполнитель ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска представила копии материалов исполнительного производства.
Ранее, административный ответчик - судебный пристав-исполнитель ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска Щукина Н.А. (до перерыва) в судебном заседании 21.09.2023 пояснила, что действительно после окончания исполнительного производства, исполнительный документ в адрес взыскателя не направлялся канцелярией подразделения.
Поскольку участие в судебном заседании не явившихся участников административного дела в силу процессуального закона не является обязательным и таковым судом не признавалось, в соответствие со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovet.krk.sudrf.ru), не сообщивших об уважительных причинах неявки в судебное заседание и не заявивших ходатайств об отложении слушания дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 128 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава - исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
На основании ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве») исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 46 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 47 Закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Закона.
В силу ч. 2 ст. 47 Закона «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. При окончании исполнительного производства в связи с извещением взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе, изготовленном на бумажном носителе, отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Исполнительный документ, поступивший в порядке, предусмотренном частью 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, по которому окончено исполнительное производство, хранится в электронном виде.
В силу подпунктов 1-2, 12 пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Исходя из п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Как установлено судом, постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска от 28.04.2022, на основании судебного приказа № 02-0550/86/2021, выданного мировым судьей судебного участка № 86 в Советском районе г. Красноярска возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Тетерина О.В. о взыскании задолженности в размере 20 650,93 руб. в пользу взыскателя ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн».
В рамках исполнительных действий, судебным приставом-исполнителем ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска не установлены: местонахождение должника, его имущества, сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях.
В связи с чем, 28.06.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП №2 по Советскому району г. Красноярска Щукиной Н.А. вынесено постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю на основании п. 3 ч. 1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве». Сумма, взысканная по исполнительному производству составляет 0 руб.
Сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю после окончания исполнительного производства материалы исполнительного производства не содержат; в судебном заседании (до перерыва) судебный пристав-исполнитель Щукина Н.А. подтвердила ненаправление исполнительного документа взыскателю канцелярией ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска, позднее представила список № 1371 внутренних почтовых отправлений от 25.10.2023, из которого следует, что ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» заказным письмом направлено постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю от 28.06.2022 по исполнительному производству №-ИП (443079, г. Самара, ул. Революционная, д. 111).
В соответствии с частью 2.1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
Таким образом, учитывая дату окончания исполнительного производства (28.06.2022) и дату направления постановление об окончании и возвращении исполнительного документа взыскателю (25.10.2023), суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца, поскольку исполнительный документ направлен взыскателю более, чем через один год, после окончания исполнительного производства, сведений о получении исполнительного документа взыскателем не имеется, в связи с чем, нарушено право взыскателя на своевременное предъявление исполнительное документа.
Учитывая вышеизложенное, суд признает незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП № 2 по Советскому району г. Красноярска Щукиной Н.А. в части ненаправления в адрес административного истца оригинала судебного приказа № 02-0550/86/2021.
Вместе с тем суд не находит законных оснований для удовлетворения требований административного истца в остальной части, поскольку со стороны старшего судебного пристава не усматривается бездействия, которое могло послужить основанием нарушения прав и интересов взыскателей. Кроме того, на старшего судебного пристава законом не возложена процессуальная обязанность по совершению исполнительских действий, при этом осуществление должного контроля не подразумевает за собой детальное отслеживание деятельности судебного пристава-исполнителя, а в полномочия старшего судебного пристава, касающиеся контроля работы, входит, в том числе, право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов. Оригинал исполнительного документа направлен в адрес ООО «Агентство по взысканию долгов «Легал Коллекшн» после обращения в суд с настоящим административным иском, что достоверно подтверждено материалами дела.
Руководствуюсь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 2 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 02-0550/86/2021 ░░ 09 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 09.11.2023