Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-164/2022 ~ М-143/2022 от 02.11.2022

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-164/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 декабря 2022 г. г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при секретаре Алешиной И.А.,

с участием прокурора Серенковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алферова Александра Сергеевича о признании недействующим пункта 3484 Приложения к приказу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 24 декабря 2020 года № 1502 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на 2021 год налоговая база определяется как кадастровая стоимость»,

установил:

24 декабря 2020 года приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области № 1502 в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен на 2021 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее – Перечень на 2021 год).

Приказ опубликован на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2020 года.

В пункт 3484 Перечня на 2021 год включено нежилое здание, наименование: предприятие бытового обслуживания, с кадастровым номером №, площадью 1068,1 кв.м, расположенное по адресу: ...

Алферов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанный пункт Перечня на 2021 год с момента его принятия, поскольку он противоречит статье 378.2 Налогового кодека Российской Федерации (далее – НК РФ) и незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в его собственности находится указанный выше объект недвижимости. Спорный объект неправомерно включен в Перечень, поскольку с момента приобретения данного объекта в 2016 году оно имело наименование – предприятие бытового обслуживания, однако в данном качестве не использовалось, и на основании решения Арбитражного суда Смоленской области от 23.03.2022 года произведен государственный кадастровый учет изменений основных характеристик данного объекта, после которого он является объектом пищевой промышленности (хлебопечение). Спорный объект размещен на земельном участке с кадастровым номером №, с видом разрешенного использования: размещение объектов пищевой промышленности V класса опасности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий, который не предусматривает размещение на данном земельном участке офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. На момент включения спорного объекта в Перечень на 2021 год административным ответчиком обследование здания с целью определения его фактического использования не проводилось. В 2019 году на основании разрешения на реконструкцию предприятия бытового обслуживания под объект пищевой промышленности (хлебопечение), в соответствии с проектной документацией, произведена соответствующая реконструкция, которая закончена подписанием акта сдачи-приемки работ по договору подряда от 10 мая 2020 года. После реконструкции технико-экономические показатели здания изменились – образовалось нежилое здание, объект пищевой промышленности (хлебопечение), общей площадью 1698,7 кв. м. На спорный объект изготовлен технический план здания от 17 ноября 2020 года. Кроме того с 2018 г. данный объект недвижимости используется ООО «Московская пищевая фабрика» по договорам аренды под производство хлебобулочных изделий. Таким образом, назначение объекта на момент формирования и утверждения Перечня на 2021 год не позволяло отнести его к объектам недвижимого имущества, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

В письменных возражениях относительно административных исковых требований Департамент административный иск не признал, ссылаясь на то, что процедура включения в Перечни объекта недвижимости для целей налогообложения и принятия оспариваемых актов была соблюдена. При формировании Перечня на 2021 год Департамент руководствовался данными Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), где наименование объекта значилось как «предприятие бытового обслуживания».

В судебное заседание административный истец не явился, его представитель Степанова О.А. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области Зюмочкин С.М. в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, принимая во внимание заключение прокурора, указавшего на наличие оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из положений статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области, утвержденному постановлением Администрации Смоленской области от 20.02.2009 года № 86 (далее Положение о Департаменте), Департамент является органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган и размещает перечень на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункты 3.21.5 раздела 3).

В соответствии с подпунктом 5.4.2 пункта 5.4 раздела 5 Положения о Департаменте заместитель Губернатора Смоленской области - начальник Департамента издает в порядке, определенном областным законодательством, правовые акты, направленные на реализацию возложенных на Департамент задач.

В силу пункта 8 статьи 378.2 НК РФ состав сведений, подлежащих включению в перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Приложением 1 приказа Федеральной налоговой службы от 28 ноября 2014 года № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме» определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Оспариваемый Перечень на 2021 год по своей структуре и содержанию соответствует предусмотренному пунктом 8 статьи 378.2 НК РФ составу сведений.

Приказ Департамента от 24 декабря 2020 года № 1502 опубликован на официальном сайте Департамента и на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru,.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом – Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент утверждения оспариваемых истцом Перечней, объектами налогообложения для российских организаций признавалось недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Статья 378.2 НК РФ регламентирует особенности определения налоговой базы из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 указанной статьи торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктами 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

На территории Смоленской области в налоговые периоды 2021 и 2022 года в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона Смоленской области от 27 ноября 2003 года № 83-з «О налоге на имущество организаций» налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 г. № 574 утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Алферов А.С. является собственником объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером №, площадью 1698,7 кв. м, назначение: нежилое, наименование: объект пищевой промышленности (хлебопечение), расположенного по адресу: ... (выписка из ЕГРН л.д. 14 - 17).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 28 февраля 2019 год данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №, имеющем вид разрешенного использования – размещение объектов пищевой промышленности V класса опасности, по переработке сельскохозяйственной продукции способом, приводящим к их переработке в иную продукцию (консервирование, копчение, хлебопечение), в том числе для производства напитков, алкогольных напитков и табачных изделий.

С момента приобретения данного объекта в 2016 году и на момент формирования и включения объекта недвижимости в Перечень на 2021 год здание имело наименование – предприятие бытового обслуживания.

В 2019 году на основании разрешения на реконструкцию предприятия бытового обслуживания под объект пищевой промышленности (хлебопечение), в соответствии с проектной документацией, произведена соответствующая реконструкция спорного здания, которая закончена подписанием акта сдачи-приемки работ по договору подряда от 10 мая 2020 года. После реконструкции технико-экономические показатели здания изменились – образовалось нежилое здание, объект пищевой промышленности (хлебопечение), общей площадью 1698,7 кв. м. На спорный объект изготовлен технический план здания от 17 ноября 2020 года (л.д. 20-35).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 23 марта 2022 года признано право собственности индивидуального предпринимателя Алферова А.С. на реконструированный спорный объект недвижимости: нежилое здание – объект пищевой промышленности (хлебопечение) общей площадью 1698,7 кв. м, расположенное по адресу: ... (л.д. 48-50).

На основании данного решения суда произведен государственный кадастровый учет изменений основных характеристик данного объекта, после которого он является объектом пищевой промышленности (хлебопечение).

Как пояснила представитель административного истца, соответствующие изменения в сведения кадастрового учета реконструированного здания на момент его включения в Перечень 2021 года не вносились, кадастровый учет технического плана здания от 17 ноября 2020 года в установленном порядке не осуществлен.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и документу технического учета в период формирования Перечня на 2022 год и его утверждения по своему назначению и наименованию вышеуказанный объект недвижимости - здание «предприятие бытового обслуживания» следует отнести к объекту недвижимости, которое предусматривает размещение в нем объектов бытового обслуживания (л.д. 91-93, 94-97).

Как видно из технического паспорта на спорное здание от 19 декабря 2014 года, сведения о котором находились на кадастровом учете на момент принятия Перечня на 2021 год, здание имеет наименование «Предприятие бытового обслуживания». Здание включает помещения с назначением «основное», «топочная», «подсобная», «лестничная клетка». Значительное количество помещений (более 20%) в качестве своего назначения поименованы как «основное» и учитывая, что наименование объекта недвижимости, как «Предприятие бытового обслуживания» предполагает размещение объектов бытового обслуживания, то и помещения с назначением «основное», исходя из наименования и назначения самого здания, предусматривают их использование для оказания бытовых услуг.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что по своему назначению и наименованию спорный объект недвижимости на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта подпадал под признаки объектов, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поэтому правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Доказательств того, что на момент включения в оспариваемый Перечень указанного объекта Департамент имел в наличии иные документы технического учета, содержащие в себе информацию, о назначении и наименовании спорного здания, не позволяющие его включение в Перечень на 2021 год, сторонами не представлено, как и не имеется доказательств внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости и кадастровый учет.

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 28 августа 2018 г. № 574 на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документов технического учета (инвентаризации) объектов, мероприятия по определению вида фактического использования объектов не проводятся, в том числе в отношении:

зданий (строений, сооружений), предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Проведя реконструкцию спорного здания, в результате которой изменились его размеры, назначение и наименование, в связи с чем был изготовлен технический план здания от 17 ноября 2020 года, административный истец своевременно до принятия оспариваемого Перечня на 2021 год не реализовал свое право на внесение соответствующих изменений технической документации в сведения кадастрового учета реконструированного здания, поэтому у административного ответчика при формировании Перечня на 2021 год, руководствовавшегося сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) объектов, не имелось оснований для проведения мероприятий по определению вида фактического использования спорного объекта.

Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание по своему назначению и наименованию «предприятие бытового обслуживания» на момент его включения в Перечень на 2021 год предполагало размещение в нем объектов бытового обслуживания, при этом совокупности, предусмотренных данной статьей условий не требуется, спорный объект недвижимости правомерно включен в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости имущества.

При таком положении, поскольку для признания включения объекта недвижимости в Перечень законным достаточно установить его соответствие хотя бы одному из условий, указанных в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, то доводы о необходимости установления фактического использования объекта недвижимости, нельзя признать правомерными (аналогичная правовая позиция изложена в апелляционных определениях судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 № 84-АПА19-6, от 02.10.2019 № 84-АПА19-16).

Доводы о том, что с момента приобретения здания оно фактически не использовалось по своему назначению – для бытового обслуживания, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку вышеприведенные нормативные предписания не устанавливают для административного ответчика обязанности по проведению такого обследования при наличии иных оснований для включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Неисполнение собственником объекта недвижимости обязанности по обновлению технической документации от 17 ноября 2020 года не может являться препятствием к реализации государственными органами возложенных на них обязанностей (в данном случае – по формированию перечней объектов налогообложения) на основании сведений и материалов, представленных уполномоченными органами в сфере технической инвентаризации объектов недвижимости.

Руководствуясь статьями 179-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3484 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № 1502 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░ 2 ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 378.2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2021 ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-164/2022 ~ М-143/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Алферов Александр Сергеевич
Ответчики
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Штейнле Алексей Леович
Дело на сайте суда
oblsud--sml.sudrf.ru
02.11.2022Регистрация административного искового заявления
02.11.2022Передача материалов судье
03.11.2022Решение вопроса о принятии к производству
08.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2022Предварительное судебное заседание
08.12.2022Судебное заседание
15.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее