Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-227/2023 ~ М-219/2023 от 20.09.2023

57RS0006-01-2023-000268-89

2а-227/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2023 года пгт Залегощь

Залегощенский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,

при секретаре Кузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению администрации Залегощенского района Орловской области к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России Уваровой А.А., Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов России о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора, о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю специализированного отделения судебных приставов по Орловской области главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов России (далее- СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России) Уваровой А.А., Главному межрегиональному (специализированному) управлению Федеральной службы судебных приставов России (далее- ГМУ ФССП России) о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, в обоснование которого представитель указал, что административный истец является должником по исполнительному производству № № от 17 марта 2023 г., на основании которого обязан в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда от 15 июля 2022 г. в законную силу провести мероприятия по полному ограничению (исключению) свободного доступа граждан в здание бывшего муниципального образовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа», здания котельной, мастерской, расположенные по адресу: <адрес>.

13 сентября 2023 г. посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее- Единый портал государственных и муниципальных услуг) в адрес должника поступило постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

Административный истец считает постановление о взыскании исполнительского сбора незаконным, нарушающим права и интересы администрации Залегощенского района Орловской области.

Указывает также, что решение суда исполнено должником не своевременно по причинам, не зависящим от должника. Нежилые здания не эксплуатировались с 2011 г. Подъезд к ним был существенно затруднен из-за кустарниковой растительности, уборка которой осуществлялась с осени 2022 г. по мере наступления благоприятных погодных условий. После вырубки кустарников и уборки порубочных остатков муниципальное казенное предприятие «ЭкоСтандарт» получило возможность осуществить подвоз материалов и исполнить решение суда.

Кроме того, ссылается на получение должником 06 апреля 2023 г. постановления о возбуждении исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г., фактическое выполнение требований исполнительного документа в полном объеме 12 апреля 2023 г., направление административному ответчику в тот же день заявления об окончании исполнительного производства.

При этом административный истец приводит доводы о возможности освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных законом оснований ответственности за нарушение обязательства.

На основании изложенного просит суд признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 13 сентября 2023 г. в рамках исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г.

Также администрация Залегощенского района Орловской области обратилась в суд с административным иском к тем же административным ответчикам о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора № № от 14 сентября 2023 г. в рамках исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г., считая его незаконным и нарушающим права административного истца по аналогичным основаниям.

26 октября 2023 г. административные дела по искам администрации Залегощенского района Орловской области к судебному приставу- исполнителю СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А., ГМУ ФССП России № 2а-227/2023, № 2а-228/2023 объединены в одно производство.

В судебное заседание представитель административного истца администрации Залегощенского района Орловской области Рябцева С.В. поддержала административные исковые требования по основаниям и доводам, указанным в административных исках. Также пояснила, что через личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г. не получено. Копия данного постановления направлена должнику почтовой корреспонденцией, получено и зарегистрировано только 06 апреля 2023 г., в связи с чем решение суда исполнено в срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

В случае, если суд придет к выводу о законности оспариваемых постановлений о взыскании исполнительского сбора и возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, просит суд освободить должника от уплаты исполнительского сбора поскольку ею были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда и в неисполнении решения суда не имеется ее виновных действий. Несвоевременное исполнение решения суда было вызвано объективными причинами, необходимостью большого объема работ по очистке территории, прилегающей к нежилым зданиям, проведение которых возможно при соответствующих погодных условиях, отсутствием денежных средств на исполнение указанного решения суда и дефицитностью бюджета района на 2023 г., большим количеством судебных актов, направленных на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений, находящихся на исполнении.

Административный ответчик судебный пристав- исполнитель СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уварова А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения административного дела извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

Представитель административного ответчика судебного пристава- исполнителя СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. Яваева И.В. в предыдущем судебном заседании не признала административные исковые требования о признании незаконным постановлений о взыскании исполнительского сбора и возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора, просила отказать в их удовлетворении, поскольку постановление о возбуждении исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г. направлено должнику надлежащим образом через Единый портал государственных и муниципальных услуг и получено им 22 марта 2023 г., соответственно требования исполнительного документа исполнены должником 12 апреля 2023 г., по истечении срока для добровольного исполнения, в связи с чем административным ответчиком обоснованно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и возбуждено исполнительное производство по его взысканию.

Представитель административного ответчика ГМУ ФССП России в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежаще.

Заинтересованное лицо прокурор Залегощенского района Орловской области в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен.

Суд, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований администрации Залегощенского района Орловской области по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее– КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 г.№ 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее- Федеральный закон «Об исполнительном производстве») постановления судебного пристава-исполнителя и его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.

В силу части 1 статьи 105 указанного федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Частью 16 указанной статьи установлено, что после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее- Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

В силу части 1 статьи 24 указанного федерального закона лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается, в том числе, о возбуждении исполнительного производства, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 г. № 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее- Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал).

Условием направления извещения посредством единого портала является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее - единая система идентификации и аутентификации).

Оператор единого портала обязан однократно уведомить лицо, указанное в абзаце втором настоящего пункта, в момент его входа на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации о порядке направления извещений, предусмотренном настоящими Правилами, в том числе об определении момента, в который лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается надлежащим образом уведомленным посредством единого портала, а также о способах реализации права, предусмотренного пунктом 4 настоящих Правил.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что Федеральная служба судебных приставов обеспечивает размещение в едином личном кабинете лица, участвующего в исполнительном производстве, на едином портале (далее - личный кабинет) извещения, содержание которого соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а также при наличии постановления судебного пристава-исполнителя обеспечивает размещение вместе с извещением копии такого постановления.

Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (пункт 3 Правил).

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца.

Из материалов административного дела следует, что 17 марта 2023 г. судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной Службы судебных приставов России по Орловской области (далее- МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) по заявлению взыскателя прокурора Залегощенского района Орловской области на основании решения Залегощенского районного суда Орловской области, вступившего в законную силу 13 октября 2022 г., возбуждено исполнительное производство № № в отношении администрации Залегощенского района Орловской области, предметом исполнения которого является возложение обязанности в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по полному ограничению (исключению) свободного доступа граждан в нежилое здание бывшего муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа» площадью 742.6 кв.м. с кадастровым номером № (инвентарный номер №), расположенное по адресу: <адрес>, в нежилое здание котельной бывшего муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа» площадью 12,2 кв.м. с кадастровым номером № (инвентарный номер №), расположенное по адресу: <адрес>, в нежилое здание мастерской бывшего муниципального общеобразовательного учреждения «Октябрьская основная общеобразовательная школа» площадью 84,8 кв.м. с кадастровым номером № (инвентарный номер №), расположенное по адресу: <адрес>, путем закрытия или сварки оконных и дверных проемов, через которые возможно проникновение граждан внутрь указанных объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа- 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа неимущественного характера, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (пункт 3 постановления о возбуждении исполнительного производства).

Постановление о возбуждении исполнительного производства от 17 марта 2023 г. в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, на основании части 2.1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» направлено в единый личный кабинет администрации Залегощенского района Орловской области в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» 17 марта 2023 г. и получено (прочитано) должником 22 марта 2023 г. в 09 часов 55 минут (исх № 57024/23/54769).

Факт получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г. подтверждается скриншотом страницы АИС «ФССП», ответом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 19 октября 2023 г., согласно которому вся информация по системным статусам уведомлений отправляется посредством Единого портала в АИС ФССП России, поэтому информация, хранящаяся в АИС ФССП России, является идентичной той, которой обладает Минцифры России.

В приложении к данному ответу Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации представлена информация о поступившем администрации Залегощенского района Орловской области уведомления от ФССП России в личный кабинет должника в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», из которой следует доставление оспариваемого постановления о возбуждении исполнительного производства 18 марта 2023 г., его просмотр пользователем во время авторизации- 22 марта 2023 г. в 09 часов 55 минут, что полностью соответствует сведениям АИС ФССП России.

Также из материалов дела следует, что 10 апреля 2023 г. между администрацией Залегощенского района Орловской области и муниципальным казенным предприятием «ЭкоСтандарт» заключен договор на безвозмездное выполнение работ по закрытию дверных и оконных проемов нежилых зданий бывшего образовательного учреждения, котельной и мастерской.

В соответствии с актом приемки выполненных работ от 12 апреля 2023 г. указанные в договоре работы выполнены исполнителем в полном объеме.

В этот же день администрация Залегощенского района Орловской области направила судебному приставу- исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области документы, подтверждающие фактическое исполнение требований исполнительного документа, с просьбой окончить исполнительное производство № № от 17 марта 2023 г.

02 мая 2023 г. судебным приставом- исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области отказано должнику в удовлетворении заявления об окончании исполнительного производства в связи с необходимостью проверки исполнения решения суда, для чего 27 июля 2023 г. в ОСП по Залегощенскому, Новосильскому и Корсаковскому районам УФССП России по Орловской области направлено поручение.

Согласно уведомлению судебного пристава- исполнителя ОСП по Залегощенскому, Новосильскому и Корсаковскому районам УФССП России по Орловской области от 05 сентября 2023 г. требование исполнительного документа администрацией Залегощенского района Орловской области исполнено полностью.

13 сентября 2023 г. судебным приставом- исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. вынесены постановления о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 рублей в связи с неисполнением исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения и не предоставлением доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения, а также об окончании исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г.

14 сентября 2023 г. судебным приставом- исполнителем СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. возбуждено исполнительное производство № № о взыскании с администрации Залегощенского района Орловской области исполнительского сбора.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора в форме электронного документа также направлены административному истцу в единый личный кабинет Единого портала государственных и муниципальных услуг 13 сентября 2023 г. и 14 сентября 2023 г., получены и прочитаны должником14 сентября 2023 г. и 18 сентября 2023 г. соответственно, что также подтверждается скриншотами страниц АИС «ФССП России».

При этом, в обоснование доводов о незаконности оспариваемых постановлений представителем административного истца заявлено о получении копии постановления о возбуждении исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г. почтовой корреспонденцией только 06 апреля 2023 г., в связи с чем полагает, что решение суда исполнено в срок для добровольного исполнения, отсутствии указанного постановления в электронном виде в личном кабинете Единого портала государственных и муниципальных услуг, в подтверждение чего представлены копия журнала входящей корреспонденции и скриншоты страниц личного кабинета.

При разрешении заявленных административным истцом требований, суд не принимает во внимание указанные доводы административного истца, поскольку материалами дела достоверно подтверждается получение должником постановления о возбуждении исполнительного производства № № от 17 марта 2023 г. ранее указываемой даты, направление которого осуществлено в соответствии с требованиями части 2.1 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Принимая во внимание установленные обстоятельства, исходя из приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что административный истец достоверно знал о наличии постановления о возбуждении исполнительного производства с 22 марта 21023 г. и, действуя разумно и добросовестно, должен был исполнить содержащиеся в нем требования в установленный срок, учитывая, что фактически решение суда исполнено по его истечении, правовые основания для признания постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и возбуждении исполнительного производства о взыскании исполнительского сбора незаконными отсутствуют.

В этой связи суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения административных исковых требований о признании указанных постановлений судебного пристава- исполнителя СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уваровой А.А. незаконными.

Административным истцом также заявлены требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с пунктом 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, должник по исполнительному производству должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Заявляя о наличии правовых оснований для освобождения должника от уплаты исполнительного сбора, администрация Залегощенского района Орловской области указывала, что ею были приняты все меры для надлежащего исполнения решения суда и в его неисполнении не имеется ее виновных действий.

Суд учитывает, что администрация Залегощенского района Орловской области как орган местного самоуправления муниципального района, должна осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которым предусмотрена, в том числе, необходимость выполнения ряда мероприятий по подготовке документации, заключению контракта (договора) на выполнение работ, приобретение материалов, необходимых для выполнения работ, что объективно требует значительного времени.

Суд также принимает во внимание, что Решением районного Совета народных депутатов от 23 декабря 2022 г. № 124 принят бюджет Залегощенского района Орловской области на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов, из которого следует значительный дефицит бюджетных средств района. При этом, вступившими в законную силу решениями Залегощенского районного суда Орловской области на администрацию района также были возложены обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности 14 муниципальных образовательных учебных заведений, оборудование зданий образовательных учреждений системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения, системами наружного освещения, на исполнение которых также требовались дополнительные, не предусмотренные бюджетом района денежные средства. Необходимость выделения финансирования на исполнение указанных решений суда, не позволило административному истцу при дефиците бюджета своевременно исполнить требование исполнительного документа по рассматриваемому исполнительному производству.

Кроме того, суд учитывает, что еще до предъявления исполнительного документа к исполнению администрацией Залегощенского района Орловской области предпринимались меры по исполнению решения суда. Так, 06 декабря 2022 г. должником произведен осмотр территории бывшего образовательного учреждения, установлено, что к нему не имеется проезда из-за древесно- кустарниковой растительности, в связи с чем не возможно организовать подвоз материалов и осуществить вывоз порубочных остатков. В связи с чем было принято решение об осуществлении работ по ограничению (исключению) свободного доступа граждан в нежилое здание бывшего муниципального общеобразовательного учреждения и построек к нему при наступлении благоприятных погодных условий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что администрация Залегощенского района Орловской области не уклонялась от исполнения решения суда, а не имела финансовой и технической возможности для его исполнения, при этом ею принимались все необходимые меры для исполнения решения суда.

В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии виновного противоправного бездействия должника в неисполнении решения суда в установленный срок при вышеизложенных обстоятельствах и об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 13 ░░░░░░░░ 2023 ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № № ░░ 17 ░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░ 2023 ░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-227/2023 ~ М-219/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Залегощенского района Орловской области
Ответчики
Главное межрегиональное управление ФССП России
Судебный пристав исполнитель СОСП по Орловской области ГМУ ФССП России Уварова А.А.
Другие
прокурор Залегощенского района Орловской области
Судебный пристав исполнитель МОСП УФССП по Орловской области Гладкова А.А.
Суд
Залегощенский районный суд Орловcкой области
Судья
Горбачева Т.Н.
Дело на сайте суда
zalegoshensky--orl.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация административного искового заявления
21.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
25.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2023Подготовка дела (собеседование)
02.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2023Судебное заседание
20.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Судебное заседание
08.11.2023Судебное заседание
22.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
16.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее