Дело № 2а-74/23
78RS0008-01-2022-000924-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2023г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи А.Н. Рябинина,
при секретаре А.А. Новик,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурова Максима Петровича к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга о признании бездействий незаконными, обязании совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
Буров М.П. обратился в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, указывая на то, что 02.11.2021г. он направил в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга обращение № 78-2021-30163, в котором просил предоставить заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 23.09.2021г. со всеми приложениями, в том числе с решениями собственников. 25.11.2021г. административный истец получил от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга письмо № ОБ-544-81/21-0-1, согласно которого ознакомиться с протоколом общего собрания собственников возможно у должностного лица К.. 14.12.2021г. в ходе личного приёма в инспекции К. отказалась ознакомить истца с протоколом общего собрания собственников, о чём был составлен соответствующий акт. Отказ административного ответчика ознакомить Бурова М.П. с протоколом является незаконным и необоснованным. В связи с чем Буров М.П. просил признать незаконным действия (бездействие) должностного лица К. и Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, выразившиеся в отказе ознакомить административного истца в полном объёме с протоколом общего собрания собственников помещений от 23.09.2021г. со всеми приложениями, в том числе с решениями собственников, обязать Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга ознакомить административного истца с протоколом общего собрания собственников помещений от 23.09.2021г. со всеми приложениями, в том числе с бланками решений собственников, включая фамилии, имена, отчества, доверенности, номера помещения в дома, площадь помещения в доме, размер доли, дата голосования, подписи, реквизиты документа о праве собственности, решения по всем вопросам повестки.
Буров М.П. в судебное заседание явился, административные исковые требования поддержал.
Представитель Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, против удовлетворения административного иска возражал по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 33 Конституцией РФ, гражданам предоставлено право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Права и обязанности участников отношений, связанных с реализацией гражданами конституционного права на обращение, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан определены Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается в случае необходимости достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Под обработкой персональных данных, в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
В п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006г. № 152-ФЗ содержится определение оператора, как государственного органа, муниципального органа, юридического или физического лица, самостоятельно или совместно с другими лицами организующего и (или) осуществляющего обработку персональных данных, а также определяющего цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга осуществляет свою деятельность согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.11.2004г. № 1849, в соответствии с которым Инспекция не оказывает государственные услуги по предоставлению информации о персональных данных.
Решения (бюллетени) собственников помещений многоквартирного дома и иные запрашиваемые административным истцом документы содержат персональные данные, при работе с которыми Инспекция становится оператором персональных данных и согласно положениям ст. 7 Федерального закона «О персональных данных» обязана не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положениями ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ на Инспекцию, возложена обязанность по обеспечению хранения в течение трех лет поступивших подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, каких-либо иных действий по обработке Инспекцией документов содержащих персональные данные, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О персональных данных» обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей, обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных не допускается.
Как следует из материалов дела, 02.11.2021г. в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга от Бурова М.П. поступило обращение № ОБ-544-81/21-0-0, в котором он просит изготовить и предоставить заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 23.09.2021г. со всеми приложениями, в том числе с решениями собственников, а также заверенные копии писем о направлении в инспекцию указанных документов.
Письмом № ОБ-544-81/21-0-1 от 25.11.2021г. инспекция разъяснила административному истцу сообщено, что с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 23.09.2021г. и иными приложениями, не содержащими персональные данные, возможно ознакомиться обратившись в инспекцию.
Актом от 14.12.2021г. зафиксировано ознакомление Бурова М.П. с протоколом от 23.09.2021г. и приложениями к нему. При ознакомлении с бюллетенями личные данные голосовавших закрывались, о чем в акте Буровым М.П. сделана запись.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
При этом, изготовление и направление гражданину каких-либо документов, связанных с рассмотрением его обращения, в том числе и заверенной копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме со всеми приложениями Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не предусмотрено.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.
В определении Конституционный Суд РФ № 737-О от 20.04.2017г. указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ № 1727-О от 19.07.2016г., в развитие закрепленной в ст. 46 Конституции РФ гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч. 1 ст. 4 КАС РФ устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а ч. 1 ст. 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения ст. 46 Конституции РФ, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Вместе с тем, для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства. Такое нарушение должно приводить к нарушению прав заявителя. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
Невозможность ознакомления с документами, содержащими персональные данные, не может расцениваться как нарушение права административного истца.
В случае несогласия с решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома по адресу: <адрес>, от 23.09.2021г. административный истец не лишён возможности реализовать своё прав на его обжалования путём обращения в суд с соответствующим иском.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований административного иска Бурова М.П. отсутствует.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.02.2023░.