Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бутаковой О. А.
при секретаре Таланкиной А. C.
с участием представителя административного истца Белослудцева В. С.
рассмотрел в открытом судебном заседании 12 февраля 2024 года в г. Катайске Курганской области административное дело № 2а-67/2024 (2а-764/2023) по административному исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Катайского муниципального округа Курганской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор Катайского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Катайского муниципального округа Курганской области (далее – Администрации Катайского МО) о признании незаконным бездействие по неполучению санитарно-эпидемиологического заключения соответствия проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения, расположенных по ...; обязании в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вокруг указанных объектов водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение соответствия проектов зон санитарной охраны данных объектов водоснабжения.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Катайского района проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в части организации зон санитарной охраны источников водоснабжения на территории Катайского муниципального округа, в результате которой было выявлено, что на территории Катайского муниципального округа находится 61 подземный источник централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, у 56 источников установлена зона санитарной охраны, однако санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует в отношении всех 61 источников. На территории г. Катайска расположены источники водоснабжения по ..., на которые отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения, планы мероприятий, входящие в состав проектной документации зон санитарной охраны, что является нарушением ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. ч. 1, 3 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п. п. 1.4-1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02, которыми предусмотрено обязательное наличие проекта зоны санитарной охраны, в который включается определение границ зоны и составляющих ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны, а также санитарно-эпидемиологическое заключение. Отсутствие проектной документации и санитарно-эпидемиологического заключения является недопустимым и не позволяет оценить состояние источников водоснабжения. Такое положение дел нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, может повлечь негативные последствия в виде причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и животных, распространение общих для животных и человека заболеваний (л. д. 5-8).
01.02.2024 от прокурора Катайского района поступило уточненное административное исковое заявление, согласно которому просит признать незаконным бездействие Администрации Катайского МО по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов водоснабжения, расположенных по адресу: ... (географические координаты: ...), ... (географические координаты: ...), ... (географические координаты: ...) г. Катайск, Катайский район, Курганская область; обязать в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке бесхозяйных объектов водоснабжения, расположенных по вышеуказанным адресам, путем обращения с заявлением о постановке их на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в регистрирующий орган; обязать в течении 6 месяцев после регистрации указанных бесхозяйных объектов водоснабжения в регистрирующем органе разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вокруг указанных объектов водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение соответствия проектов зон санитарной охраны данных объектов водоснабжения.
Уточненное административное исковое заявление дополнительно мотивировано тем, что спорные объекты водоснабжения в собственности Администрации Катайского МО не находятся, также не находятся и в собственности Катайского территориального управления Катайского муниципального округа Курганской области, что свидетельствует о том, что данные объекты являются бесхозяйным имуществом, мероприятия по поддержанию данных объектов недвижимости в безопасном состоянии для жизни людей, окружающей среды и имущества, в том числе и работы по предотвращению аварий не осуществляются, регулярные обследования не проводятся, контроль за техническим состоянием не обеспечивается, что может повлечь аварию на объектах водоснабжения и возникновение чрезвычайной ситуации (л. д. 84-88).
Определениями суда от 28.12.2023 и от 16.01.2024 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Курганской области), Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области (далее – КТУ Катайского МО) (л. д. 1-3, 63-64).
В судебном заседании представитель административного истца Белослудцев В. С. поддержал уточненные административные исковые требования, настаивал на их удовлетворении в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и уточненном административном исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Катайского МО, представители заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал»), Управления Роспотребнадзора по Курганской области, КТУ Катайского МО в судебное заседание не явились, хотя своевременно и надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела (л. д. 94, 95, 96, 97), заявлений о невозможности явиться в судебное заседание по уважительной причине и об отложении судебного заседания не представлено. Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы данного административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных данным Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу статьи 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение определенных целей, в том числе: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; иные полномочия, установленные Законом.
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии состатьей 12настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданскимзаконодательством (пункт 5 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные впункте 1настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте (пункт 1). Закономили в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В пункте 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются научеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Администрация Катайского муниципального округа в ответах на запросы прокурора Катайского района указала, что сведения о собственнике объектов водоснабжения по ... отсутствуют, ООО «Водоканал» является эксплуатирующей организацией объектов водоснабжения на территории города Катайска, в том числе обслуживает скважины по ... (л. д. 9, 72).
Из ответа КТУ Катайского МО от 25.01.2024 следует, что в делах КТУ Катайского МО имеются сведения об объектах водоснабжения (скважины) по ... (ранее находившееся в пользовании ликвидированного Племпредприятия) и по ... (ранее находившееся в пользовании ликвидированного Кирпичного завода), сведений об объекте водоснабжения по ... нет, земельные участки под указанными объектами не сформированы, право собственности на данные объекты не зарегистрированы (л. д. 83).
Как следует из информации Департамента имущественных и земельных отношений ....02.2024, объекты водоснабжения по ... не учитываются (л. д. 98).
Кроме того, указанные объекты водоснабжения не учтены в реестре федерального имущества (л. д. 99-100).
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспорены.
Судом установлено, что спорные объекты водоснабжения имеют статус недвижимости, какие-либо правопритязания на данные объекты отсутствуют, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что спорные объекты водоснабжения отвечают признакам бесхозяйной вещи в соответствии с положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения – публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Одним из средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласно статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) является: выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Абзацами вторым и четвертым статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (пункт 3 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Статьей 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 23 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона, а органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В силу статьи 55 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частями 1, 5 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.
Согласно пунктами 1-3 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 с 1 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее – СанПиН 2.1.1110-02).
Согласно пункту 1.3. СанПиН 2.1.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1.4-1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (пункт 1.4).
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (пункт 1.5).
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта зоны санитарной охраны для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (пункт 1.6).
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения (пункт 1.7).
Судом на основании информации Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 09.08.2023 установлено, что количество источников централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Катайского муниципального округа составляет 61, из них подземных – 61. Количество источников водоснабжения, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта ЗСО, – 0, количество источников, имеющих установленную ЗСО, – 56, количество источников, у которых границы ЗСО нанесены на генпланы поселений – 0. Непосредственно на территории г. Катайска расположены 18 источников водоснабжения - скважин (л. д. 10-14).
Из информации этого же органа от 26.09.2023 следует, что в г. Катайске для организации централизованного питьевого водоснабжения эксплуатируются подземные источники (артскважины), по информации ООО «Водоканал» в г. Катайске 11 действующих скважин, в том числе расположенных по адресам: .... Проекты зон санитарной охраны на указанные источники питьевого водоснабжения отсутствуют, зоны санитарной охраны не организованы (л. д. 56), что также подтверждается и ответом Администрации Катайского МО (л. д. 72-73). Кроме того, в информации Катайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области от 05.02.2024 указано, что санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны по вышеуказанным объектам водоснабжения не выдавались, Администрация Катайского МО с заявлениями о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проекты зон санитарной охраны не обращалась. Скважина, расположенная по ... имеет географические координаты: 56:16:62:35), скважина, расположенная по ... имеет географические координаты: 56:16:62:36, скважина, расположенная по ... имеет географические координаты: 56:17:62:35 (л. д. 101).
Согласно информации ООО «Водоканал» от 01.02.2024 (л. д. 90) водозаборные сооружения, расположенные в ... (на восточной окраине г. Катайска) с координатами ... и в ... (на юго-восточной окраине г. Катайска) с координатами ..., находятся в рабочем состоянии; водозаборное сооружение в ... (в северной части г. Катайска) с координатами ... находится в нерабочем состоянии из-за выхода из строя глубинного насоса, в настоящее время Администрация Катайского МО приобрела насос, как только он будет доставлен, скважина будет запущена в работу (л. д. 90).
Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспорены.
Статьей 1 Закона Курганской области от 29.09.2022 № 63 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Катайского района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Катайский муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые законы Курганской области» (вступил в силу 11.10.2022) преобразованы путем объединения поселения, входящие в состав Катайского района Курганской области: город Катайск Катайского района Курганской области, Большекасаргульский сельсовет Катайского района Курганской области, Боровской сельсовет Катайского района Курганской области, Верхнеключевской сельсовет Катайского района Курганской области, Верхнепесковский сельсовет Катайского района Курганской области, Верхнетеченский сельсовет Катайского района Курганской области, Ильинский сельсовет Катайского района Курганской области, Никитинский сельсовет Катайского района Курганской области, Петропавловский сельсовет Катайского района Курганской области, Улугушский сельсовет Катайского района Курганской области, Ушаковский сельсовет Катайского района Курганской области, Шутинский сельсовет Катайского района Курганской области, Шутихинский сельсовет Катайского района Курганской области (далее - преобразуемые муниципальные образования), во вновь образованное муниципальное образование - Катайский муниципальный округ Курганской области (далее - вновь образованное муниципальное образование).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Устава Катайского муниципального округа Курганской области (л. д. 16-45) к вопросам местного значения Катайского муниципального округа относится организация в границах Катайского муниципального округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Структуру органов местного самоуправления Катайского муниципального округа Курганской области составляют Дума Катайского муниципального округа Курганской области, Глава Катайского муниципального округа Курганской области, Администрация Катайского муниципального округа Курганской области и Катайское территориальное управление Катайского муниципального округа Курганской области (статья 25 Устава).
Согласно статье 38 Устава Администрация Катайского муниципального округа Курганской области является исполнительно-распорядительным органом Катайского муниципального округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральным законодательством и законодательством Курганской области. Администрацией Катайского муниципального округа руководит Глава Катайского муниципального округа на принципах единоначалия.
В структуру Администрации Катайского муниципального округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации Катайского муниципального округа. Указанные органы с правами юридического лица учреждаются решениями Думы с одновременным утверждением Положений о них; функции и порядок деятельности структурных подразделений Администрации, не являющихся юридическими лицами, определяются Положениями об этих подразделениях, утверждаемых Главой округа.
К полномочиям Администрации Катайского муниципального округа Курганской области относятся реализуемые в порядке, установленном федеральными законами, законами Курганской области и настоящим Уставом порядке вопросы, в том числе: обеспечение исполнительно-распорядительных и контрольных функций по решению вопросов местного значения в интересах населения Катайского муниципального округа Курганской области; формирование, исполнение бюджета Катайского муниципального округа Курганской области, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об его исполнении (пункты 1 и 2 статьи 39 Устава).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Закон об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями, в том числе: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно части 1.1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Частью 3 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Таким образом, в соответствии с Уставом Катайского муниципального округа Курганской области, принятого решением Думы Катайского муниципального округа от 15.06.2023 № 43, исполнительно-распорядительным органом Катайского муниципального округа, уполномоченного решать вопросы по организации обеспечения водоснабжения населения Катайского муниципального округа, является Администрация Катайского МО.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Администрацией Катайского МО мер, направленных на принятие мер по постановке на учет обнаруженного бесхозяйного имущества, на принятие проектов ЗСО спорных объектов водоснабжения, и получения санитарно-эпидемиологического заключения, при том, что объекты водоснабжения эксплуатируются.
Таким образом, судом установлено, что Администрацией Катайского МО, как исполнительно-распорядительным органом Катайского муниципального округа, не исполняются требования действующего законодательства.
Такое бездействие напрямую затрагивает публичные интересы неопределенного круга лиц, нарушает права граждан в сфере экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охраны окружающей среды, в сфере обеспечения населения Катайского муниципального округа водоснабжением.
На момент разрешения требований настоящего административного искового заявления доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Катайского района требований.
В соответствии с частью 2 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом характера допущенных нарушений, социальной значимости установленной законом обязанности, суд полагает возможным установить срок, в течение которого Администрация Катайского МО обязана исполнить решение суда в части требования обязании обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества – шесть месяцев после вступления решения суда в законную силу, в части требования обязании разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вокруг объектов водоснабжения и получить санитарно-эпидемиологическое заключение соответствия указанных проектов - шесть месяцев после регистрации объектов водоснабжения в регистрирующем органе в качестве бесхозяйного имущества.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ... (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ... ░/░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ...), ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.