Дело № 2а-764/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2020 г. п. Шексна
Шекснинский районный суд Вологодской области в составе:
судьи Колесникова Ю.Н.,
при секретаре Петровой О.И.,
с участием административного истца Колосовой Т.С.,
представителя административного ответчика Сибиряковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Колосовой Т.С. к администрации Шекснинского муниципального района об оспаривании решения,
установил:
Колосова Т.С. обратилась в суд с иском к администрации Шекснинского муниципального района, указав в обоснование, что решением администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в признании её молодой семьи участницей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ведомственной целевой программы) по мотиву обеспеченности каждого члена её семьи жилой площадью в размере, превышающем установленную учётную норму. Данное решение она считает незаконным, поскольку в расчёт жилой площади необоснованно включены жилые помещения, принадлежащие её родителям, которые членами её молодой семьи (в составе двух человек: истца и её несовершеннолетней дочери) не являются. Колосова Т.С. просит признать указанное решение административного ответчика незаконным, обязать административного ответчика признать её семью в составе: мать ФИО1, дочь ФИО4 участницей ведомственной целевой программы, восстановить её семью в списке очередников - участников ведомственной целевой программы.
Протокольным определением суда от 7 декабря 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечён Департамент строительства Вологодской области.
В судебном заседании административный истец Колосова Т.С. требования поддержала по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель административного ответчика администрации Шекснинского муниципального района, действующая на основании доверенности Сибирякова И.А., исковые требования не признала по мотивам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, в удовлетворении административного иска просит отказать. Суду пояснила, что согласно письму департамента строительства Вологодской области от 05.10.2020 молодая семья Колосовой (<данные изъяты> Т.С. в составе двух человек по предложению администрации Шекснинского муниципального района была включена в утверждённый список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Позднее было выявлено, что члены семьи Колосовой Т.С., её родители ФИО6 и ФИО7 имеют в собственности жилые помещения суммарной площадью 101,3 кв.м., таким образом, обеспеченность жилым помещением на каждого члена семьи административного истца (ФИО1, ФИО4, ФИО6, ФИО7) составляет 25,25 кв.м, что значительно превышает учётную норму площади жилого помещения в 13 кв.м., установленную в Шекснинском районе. При таких обстоятельствах, при отсутствии нуждаемости членов семьи Колосовой (ФИО8) в обеспечении жилым помещением в Департамент строительства <адрес> было направлено предложение об исключении семьи Колосовой <данные изъяты>) Т.С. из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году. Решение об отказе в признании семьи Колосовой <данные изъяты> Т.С. участницей ведомственной целевой программы было доведено до административного истца письмом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель заинтересованного лица Департамента строительства Вологодской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в отзыве просит о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Суд выслушал объяснения сторон, исследовал материалы дела и приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вопросы, связанные с получением мер социальной поддержки молодой семьи при приобретении жилого помещения, регулируются Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением № к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - Правила предоставления молодым семьям социальных выплат).
Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является необходимость признания молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил (подпункт «б» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат).
Из смысла приведенных норм права следует, что для определения степени обеспеченности молодой семьи жилой площадью необходимо исходить из принадлежащих каждому члену такой семьи на праве собственности или находящихся в его пользовании по договору социального найма, найма жилых помещений социального использования, не принимая в расчет имущество, принадлежащее на праве собственности или находящееся в пользовании лиц, не входящих в состав молодой семьи, претендующей на участие в программе.
Постановлением Правительства Вологодской области от 02.03.2020 № 184 «О реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждён Порядок исключения органами местного самоуправления молодых семей из списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы (Приложение № 5), в соответствии с п. 2 которого основаниями для исключения молодой семьи из списка участников программы, являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат;
б) реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала;
в) выявление недостоверности сведений, содержащихся в представленных молодой семьей документах, на основании которых молодая семья включена в список.
г) поступление заявления молодой семьи об исключении ее из списка.
Как следует из материалов дела молодая семья Колосовой <данные изъяты>) Т.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., состоящая из двух человек, включая <данные изъяты> ФИО4, с ДД.ММ.ГГГГ по предложению администрации Шекснинского муниципального района была включена в утверждённый список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году Департамента строительства Вологодской области.
Семья Колосовой Т.С. зарегистрирована с 24.06.2015 г. и проживает в жилом помещении, площадью 48 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности в равных долях её родителям ФИО7 и ФИО6
У семьи Колосовой Т.С. жилых помещений, принадлежащих её членам на праве собственности, или находящихся в их пользовании по договору социального найма, найма жилых помещений социального использования, не имеется.
Письмом от 27.10.2020 г. № Администрация Шекснинского муниципального района уведомила Колосову (<данные изъяты> Т.С. об отказе в признании её семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы, в связи с несоответствием молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат, поскольку суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений на состав семьи из четырех человек, включая родителей административного истца ФИО7 и ФИО6 составил 101,03 кв. м, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного человека более учетной нормы (13 кв.м). При расчете общей площади пригодных для проживания жилых помещений учтены жилые помещения, принадлежащие на праве собственности родителям административного истца ФИО7 и ФИО6
Администрация Шекснинского муниципального района письмом от 02.11.2020 предложила Департаменту строительства Вологодской области исключить семью Колосовой <данные изъяты>) Т.С. из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.
Административный истец Колосова Т.С. считает оспариваемое решение административного истца от 27.10.2020 г. № вынесенным при отсутствии законных оснований, поскольку её молодая семья не обеспечена жильем на одного человека более учетной нормы, установленной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 13.08.2016 №.
Предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, который, в отличие от статьи 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещения, не являющегося членом молодой семьи, следовательно, в состав семьи Колосовой Т.С. для целей участия в указанной государственной программе входят только она и её несовершеннолетняя дочь ФИО4, и уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения для признания нуждающейся в жилом помещении должен быть определен исходя из размера общей площади жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, или жилых помещений принадлежащих им на праве собственности.
Таким образом, поскольку не имеется оснований для исчисления уровня обеспеченности молодой семьи Колосовой Т.С. жилым помещением с учетом имеющихся в собственности её родителей ФИО7 и ФИО6 жилых помещений, молодая семья не обеспечена жильем на одного человека более учетной нормы, установленной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение администрации Шекснинского муниципального района нельзя признать правомерным.
Доводы представителя администрации Шекснинского муниципального района о необходимости учета при определении уровня обеспеченности молодой семьи Колосовой Т.С. жилых помещений, находящихся в собственности её родителей, отклоняются судом, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, и наличие семейных отношений в смысле общих норм жилищного права не исключает специального определения состава молодой семьи для целей участия в соответствующей программе.
Иных оснований, кроме приведённых в оспариваемом решении административного ответчика, по которым молодая семья Колосовой Т.С. не может состоять в списке участников ведомственной целевой программы, не представлено.
В качестве восстановления нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на администрацию Шекснинского муниципального района обязанность в течение 10 дней по вступлении решения суда в законную силу направить в Департамент строительства Вологодской области в соответствии с Порядком (Приложение № 3), утверждённым постановлением Правительства Вологодской области от 2 марта 2020 года № 184, предложение о внесении изменений в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, восстановлении в названном списке ранее состоявшей там молодой семьи Колосовой (<данные изъяты>) ФИО2 с составом семьи 2 человека.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ № ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░2 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ № 3), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░░ 2020 ░░░░ № 184, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░2 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 31 ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░