К делу № 2а-984/2023
УИД 23RS0024-01-2023-000568-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Крымск Краснодарского края 21 марта 2023г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Серомицкого С.А.
при секретаре Саввиди А.С.
с участием
представителя административного истца –
помощника Крымского межрайонного прокурора
Краснодарского края – Лысенко П.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Романенко Владиславу Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами и обязании сдать водительское удостоверение,
установил:
Крымский межрайонный прокурор Краснодарского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Крымский районный суд Краснодарского края с административным иском к Романенко Владиславу Владимировичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами и обязании сдать водительское удостоверение.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения установлено, что Романенко Владислав Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного 07.05.2015. В то же время, согласно сведениям ГБУЗ «Крымская Центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края Романенко Владислав Владимирович с 2019г. состоит на диспансерном наблюдении у врача-невролога с диагнозом «<данные изъяты>». В силу п.8 раздела III Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604, наличие данного диагноза является противопоказанием к управлению транспортным средством. Согласно ст.5 Федерального закона от 10.10.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с п.1 и п.4 ст.24 Федерального закона от 10.10.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируется государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения. В силу п.1 ст.28 Федерального закона от 10.10.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в частности, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно п.35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством. Установление у Романенко Владислава Владимировича наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от 10.10.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения. Таким образом, действие права Романенко Владислава Владимировича на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с наличием медицинского противопоказания, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами. В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании изложенного, просит суд прекратить действие права Романенко Владислава Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, до получения медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами. Обязать Романенко Владислава Владимировича незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО №4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
В судебном заседании представитель административного истца –помощник Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края – Лысенко П.П. административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал.
Административный ответчик Романенко В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовал, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, суду не представил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Романенко В.В..
Представитель заинтересованного лица – ОГИБДД ОМВД России по Крымскому району Краснодарского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного разбирательства по делу не ходатайствовал, документов, подтверждающих уважительность причин неявки, суду не представил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования Крымского межрайонного прокурора Краснодарского края подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 и п.4 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу положений п.2 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Как следует из п.3 ст.8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г.Вене 08.11.1968 - водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В соответствии с п.1 ст.26 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
В соответствии с абз.5 ст.2, абз.1 и абз.9 ст.5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно абз.1 и абз.4 п.1 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя, в том числе, внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
В силу п.6 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Как следует из п.1 и п.4 ст.23.1 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с разделом III Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», одним из медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами является наличие у лица заболевания нервной системы – эпилепсия.
Согласно абз.1, абз.3 и абз.5 п.1 ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» - основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п.«ж» п.35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» - российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортным средством.
В соответствии с ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации - права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу абз.1 и абз.3 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации - защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации –опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В судебном заседании установлено, что Романенко Владислав Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №, выданного ему ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует сообщение МРЭО №4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю № от 09.12.2022.
В тот же время, в ходе проведенной Крымской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, было установлено, что Романенко Владислав Владимирович, с ДД.ММ.ГГГГ состоит на диспансерном наблюдении у врача-невролога ГБУЗ «Крымская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края с диагнозом «<данные изъяты>)», что также подтверждено информационным письмом ГБУЗ «Крымская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края № от 13.01.2023 и Постановлением врачебной комиссии ГБУЗ «Крымская центральная районная больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края № от 29.12.2022.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что достоверно подтверждено наличие у Романенко В.В. прямого медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами, так как он с 2019г. страдает заболеванием (<данные изъяты>), включенным в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», которое безусловно препятствует безопасному управлению транспортными средствами, создает реальную угрозу возникновения дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы неопределенного круга лиц, так и интересы общества и государства, в связи с чем действие права Романенко Владислава Владимировича на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с наличием медицинского противопоказания, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» - прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Принимая во внимание, что заболевание административного ответчика Романенко В.В. относится к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением транспортными средствами, как источниками повышенной опасности для окружающих, и что деятельность административного ответчика по управлению транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Крымским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требований, считает необходимым их удовлетворить, прекратив действие права Романенко Владислава Владимировича на управление транспортными средствами до получения им медицинского заключения о годности к управлению транспортными средствами, и обязав административного ответчика незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать выданное ему водительское удостоверение в МРЭО №4 ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░ №4 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 21.03.2023░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░