Дело № 2а-334/2024
УИД 09RS0009-01-2024-000324-08
Решение
Именем Российской Федерации
3 мая 2024 года аул Адыге-Хабль
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Карасова А.К., при секретаре судебного заседания Унаджевой Б.М.,
с участием помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Мырзаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействие и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
<данные изъяты> межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Мырзаева А.С. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, уважительности не явки не сообщил. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Аналогичная норма закреплена п.п. 7.8. ст. 13.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004 № 30-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике».
В данной сфере правового регулирования в республике принят Закон Карачаево-Черкесской Республики от 07.07.2014 № 45-РЗ «О порядке выпаса, содержания и прогона сельскохозяйственных животных на территории Карачаево-Черкесской Республики» (далее Закон №45-РЗ), которым собственникам (владельцам) животных запрещается: выпас животных в общественных местах (на клумбах, стадионах, в местах погребений и др.), на особо охраняемых природных территориях, в границах прибрежных защитных полос и полосы отвода автомобильной дороги (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством); выпас животных без присмотра; прогон животных через автомобильные дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами автомобильных дорог; несанкционированный и неорганизованный выпас скота собственниками (владельцами) животных на территории Карачаево-Черкесской Республики. (ч. 2 ст. 5).
В случае нарушения вышеуказанного закона собственник привлекается к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.9 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 11.04.2005 № 40-РЗ «Об административных правонарушениях» (Закон КЧР № 40-РЗ).
Нормами ст. 4 Закона №45-РЗ установлено, что поголовье животных должно быть организовано его собственниками (владельцами) в стада для выпаса с назначением ответственного лица (пастуха). В случае невозможности организации выпаса животных в стаде, собственники (владельцы) обязаны обеспечить стойловое содержание животных.
Выпас животных организованными стадами осуществляется на огороженных территориях либо на неогороженных территориях (пастбищах) под надзором собственников (владельцев) животных, либо ответственного лица (пастуха).
Прогон животных до мест сбора в стада осуществляется собственниками (владельцами), до мест выпаса ответственными лицами (пастухами) по строго отведенной администрацией муниципального образования территории в соответствии с определенным планом прогона животных, с указанием улиц, по которым прогон разрешен.
При определении маршрута прогона администрация муниципального образования обязана обратиться к владельцам дорог с предложением об установлении соответствующих дорожных знаков.
Прогон и выпас животных проводится только после осуществления всего комплекса ветеринарно-профилактических и зоотехнических мероприятий с обязательным согласованием маршрутов прогона и мест выпаса с уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики в области ветеринарии.
За негативные последствия, связанные с неорганизованным выпасом животных (кража, столкновение с автотранспортом, неблагоприятное психологическое либо физическое воздействие на человека и т.д.), персональную ответственность несет его собственник (владелец).
Администрации муниципальных образований имеют право нанимать объездчика в пределах сметы расходов органов местного самоуправления, в целях выявления нарушений норм настоящего Закона по выпасу и прогону сельскохозяйственных животных.
Судом установлено, что <данные изъяты> межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о животном мире и об ответственном обращении с животными.
Проведенной проверкой установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения загоны для временного содержания сельскохозяйственных животных, пасущихся без присмотра отсутствуют.
Таким образом, администрацией поселения не организован контроль за выпасом сельскохозяйственных животных, отловом и содержанием безнадзорных животных, что создает условия для проявления негативных последствий, связанных с неорганизованным выпасом животных (кража, столкновение с автотранспортом, неблагоприятное психологическое либо физическое воздействие на человека и т.д.).
Несоблюдение указанных требований создают предпосылки для оказания неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия на население со стороны животных, а также способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий.
Выявленные нарушения препятствуют достижению целей и выполнению задач в сфере обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Поскольку администрация <данные изъяты> сельского поселения мер к устранению нарушений законодательства не принимает, чем ограничивает права неопределенного круга лиц, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 8 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░
░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.