Дело № 2а-3834/2023
УИД 33RS0011-01-2023-005970-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ковров 27 декабря 2023 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Ким И.Г.,
при секретаре Гадаловой К.Е.,
с участием старшего помощника Ковровского городского прокурора Васевой Е.П., представителя администрации Ковровского района Владимирской области Кузнецовой А.А., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании,
рассматривая в открытом судебном заседании в г. Коврове административное дело по административному исковому заявлению Ковровского городского прокурора к администрации Ковровского района Владимирской области о возложении обязанности организовать газоснабжение, водоснабжение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>,
установил:
Ковровский городской прокурор обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к администрации Ковровского района Владимирской области о возложении обязанности организовать газоснабжение, водоснабжение, подъезд и транспортную инфраструктуру к земельному участку с кадастровым номером <№>.
В обоснование административного иска указано, что постановлением администрации Ковровского района Владимирской области от 27.12.2019 <№> в распоряжение Кокоревой Н.Н. и членов ее семьи – Кокоревой А.Л., Кокоревой Е.Л., Кокоревой С.Л., Кокорева С.Л. для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> по направлению на запад с кадастровым <№>.
Предоставление земельных участков осуществлялось администрацией города Коврова на основании указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», пункта 1 части 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 25.02.2015 №10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области». Земельные участки предоставлены многодетным семьям для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Однако проведенной прокуратурой проверкой установлено, что фактическое осуществление строительства на земельном участке невозможно, поскольку он не обеспечен транспортной и инженерной инфраструктурой.
При этом административный истец и члены его семьи, являясь собственниками земельного участка, производят оплату земельного налога, несут расходы, но использовать земельный участок для строительства индивидуального жилого дома не могут, что нарушает их права и законные интересы.
Обеспечение земельного участка в силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, водоотведением (инженерной инфраструктурой), осуществление дорожной деятельности (транспортной инфраструктурой) в отношении предоставляемых земельных участков возлагается также на полномочный орган местного самоуправления — администрацию города Коврова.
В судебном заседании прокурор Васева Е.П. поддержала заявленные требования в полном объёме.
Административные истцы Кокорева Н.Н., Кокорева А.Л., Кокорева Е.Л. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Кузнецова А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска в части. Поддержала ранее представленный суду отзыв, возражения. Сообщила, что в настоящее время технической возможности обеспечить земельный участок необходимой инфраструктурой не имеется, поскольку для этих целей необходима разработка проектно-сметной документации, подлежащей государственной экспертизе в установленном законом порядке и сроки. Также просила принять во внимание невозможность обустройства инфраструктуры в зимний период года. Вместе с тем, администрацией Ковровского района заключён договор № 41 от 10.04.2023 на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков в д. Старая Ковровского района Владимирской области». Земельный участок с кадастровым <№> входит в состав указанного объекта. Проект разработан и проходит государственную экспертизу в срок до 11.01.2024. Объект также включён в программу газификации ЖКХ на 2022-2031 годы, утверждённую распоряжением Губернатора Владимирской области от 20.03.2017 № 33-рг. Просила учесть особенности формирования муниципального бюджета, необходимость проведения конкурсных процедур при определении подрядной организации, предоставить более длительный срок исполнения судебного решения (12 месяцев с даты его вступления в законную силу).
Выслушав административного истца, прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 09.09.2013 №372 утверждены Методические рекомендации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, с рекомендациями отбора земельных участков имеющих обеспеченность их транспортной и инженерной инфраструктурой.
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 вопросы организации в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных районов. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Возложение на муниципальное образование обязанности по обеспечению объектами необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных в качестве меры социальной поддержки многодетной семье, соответствует конституционной природе местного самоуправления. Данные выводы содержатся в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 №2516-О.
Из материалов дела следует, что с момента предоставления административному истцу в собственность земельного участка, прошел значительный период времени, однако, обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой инфраструктурой, от которой зависит реальная возможность строительства и пользования жилым домом, не выполнена.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 17.12.2013 №1390 утверждена государственная программа Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области».
Согласно положениям названной государственной программы приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства определены в соответствии с приоритетами и целями государственной политики в сфере жилищного строительства, установленными на федеральном уровне: Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710; Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 №10.
Целью программы является повышение доступности жилья для населения Владимирской области. Для достижения этой цели предполагается решение задач, в том числе, по строительству объектов транспортной и инженерной инфраструктуры.
Потребность строительства инженерной инфраструктуры определена Схемой территориального развития Владимирской области, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 20.01.2012 №41.
Постановлением Губернатора области от 13.03.2013 №267 утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, во Владимирской области».
Согласно пункту 4 приложения к названной дорожной карте, департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области является ответственным исполнителем по ежегодному распределению субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению инженерной и транспортной инфраструктурой указанных земельных участков.
В соответствии с пунктом 3 приложения к названной дорожной карте реализация мероприятий по разработке проектно-сметной документации и прохождению экспертизы возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом 4 Порядка предоставления субсидий органам местного самоуправления для реализации подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства» государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» (Приложение к подпрограмме 2 «Стимулирование развития жилищного строительства») предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий подпрограммы осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту строительства и архитектуры администрации области.
Согласно пункту 3.2. Порядка, субсидии предоставляются, в том числе, на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет.
В силу пункта 7 Правил для включения в подпрограмму муниципальные образования ежегодно представляют в Департамент строительства и архитектуры администрации Владимирской области заявку на участие в Подпрограмме, в том числе, и по мероприятиям, предусмотренным пунктом 3.2 Порядка, - ежегодно до 1 августа года, предшествующего планируемому.
Субсидии на реализацию мероприятий подпрограммы, предусмотренные пунктом 3.2 Порядка, предоставляются при условии софинансирования из средств местных бюджетов. При этом, доля средств областного бюджета составляет по указанным мероприятиям, не более 90% от объема расходного обязательства муниципального образования.
Распределение субсидий в разрезе муниципальных образований утверждается законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Финансирование подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Губернатора области от 15.07.2008 №517 «О реализации отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части финансирования объектов капитального строительства».
В рамках государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», утвержденной постановлением Губернатора области от 17.12.2013 №1390, администрацией области оказывается государственная поддержка муниципальным образованиям в части софинансирования из областного бюджета строительства инженерной и транспортной инфраструктуры к земельным участкам, предоставленным (предоставляемым) семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, при наличии разработанной проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы на строительство инфраструктуры к данным земельным участкам, и заявки администрации города Коврова.
Как установлено судом, мероприятия, направленные на организацию необходимой инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, инициированы органами местного самоуправления Ковровского района, в том числе в 2023 году.
Так, администрацией Ковровского района заключён договор № 41 от 10.04.2023 на разработку проектно-сметной документации по объекту «Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков в д. <адрес>». Земельный участок с кадастровым <№> входит в состав указанного объекта. Проект разработан и проходит государственную экспертизу в срок до 11.01.2024, что подтверждается письмом ГАУ ВО «Владимирское территориальное управление государственной вневедомственной экспертизы» от 15.12.2023, договором от 25.08.2023.
Объект также включён в программу газификации ЖКХ на 2022-2031 годы, утверждённую распоряжением Губернатора Владимирской области от 20.03.2017 № 33-рг.
Кроме того, 21.03.2023 между Министерством архитектуры и строительства Владимирской области и администрацией Ковровского района заключено соглашение № 102 о предоставлении в 2023-2025 годах субсидии из областного бюджета на софинансирование расходных обязательств муниципального образования по строительству объектов муниципальной собственности, реализации мероприятий регионального проекта, не входящего в состав федерального проекта «Обеспечение поддержки многодетных семей», государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём населения Владимирской области».
Суд принимает во внимание указанные обстоятельства, однако, полагает, что мероприятия, направленные на обеспечение земельного участка, предоставленного Кокоревой Н.Н. и членам ее семьи, необходимой инфраструктурой, инициированы администрацией Ковровского района спустя более трех лет с даты предоставления данного земельного участка и в настоящее время не завершены в полном объёме.
При указанных обстоятельствах, поскольку именно администрация Ковровского района является исполнительным органом местного самоуправления, то именно на неё надлежит возложить обязанность организовать необходимую инженерно-коммунальную инфраструктуру.
Аналогичная позиция изложена в апелляционных определениях судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 04.04.2019 по административному делу №33а-835/2019, от 21.01.2020 33а-185/2020.
Срок исполнения решения суд полагает необходимым установить в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, находя его разумным и достаточным, основанным на соблюдении баланса частно-публичных интересов, с учётом представленных сведений о выполнении части мероприятий, объёмов финансирования.
От уплаты государственной пошлины суд полагает администрацию Ковровского района освободить на основании пункта 2 статьи 33320 Налогового кодекса Российской Федерации, так как административные истцы ее не уплачивали, а прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <№>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 2024 ░░░░.