РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2023 г. г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Тишковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бражниковой В.А.,
с участием
представителя истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощника прокурора города Донского Тульской области Котляровой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-660/2023 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Донской об обязании к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории муниципального образования г. Донской,
установил:
Тульский природоохранный прокурор, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Донской об обязании к принятию мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории муниципального образования г. Донской.
В обоснование административного иска указал, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения администрацией муниципального образования г. Донской законодательства об отходах производства и потребления, общих принципах организации местного самоуправления в РФ в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Уставом муниципального образования город Донской Тульской области на органы местного самоуправления городского округа возложены обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Однако, администрацией муниципального образования город Донской Тульской области не в полной мере реализуются установленные законом полномочия в указанной сфере, что повлекло образование несанкционированных свалок на территории муниципального образования. В ходе выездной проверки в ноябре 2022 года, на территории муниципального образования г. Донской обнаружена несанкционированная свалка отходов, расположенная примерно в 100 от дома № <данные изъяты> по <адрес>. Образование несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования свидетельствует о нарушении вышеперечисленных требований законодательства об отходах производства и потребления, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на указанной территории. По результатам проверки 30.11.2022 в адрес заместителя главы администрации муниципального образования г. Донской района внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, которое рассмотрено и признано обоснованным. Однако, в ходе контрольной проверки, проведенной в апреле 2023 года установлено, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на территории муниципального образования г. Донской на примерно в 100 от дома №<данные изъяты> по <адрес> не ликвидирована. Просит суд обязать администрацию муниципального образования город Донской Тульской области принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории муниципального образования г. Донской примерно в 100 от дома № <данные изъяты> по <адрес> в соответствии с установленными требованиями в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощник прокурора города Донского Тульской области Котлярова Я.А., в судебном заседании поддержала требования административного истца в полном объеме, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Донской в судебное заседание не явился, в деле имеется ходатайство представителя административного ответчика с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, заявленные административные исковые требования просит разрешить в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, выразившего позицию по заявленным требованиям в письменном ходатайстве о рассмотрении дела без его участия.
Выслушав представителя истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности помощника прокурора города Донского Тульской области Котлярову Я.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей среды.
Статьей 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Аналогичное требование закреплено в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования город Донской, принятого референдумом города Донского 23.031997, к вопросам местного значения муниципального образования относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Таким образом, действующим законодательством, Уставом муниципального образования город Донской Тульской области на органы местного самоуправления городского округа возложены обязанности по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что Тульской природоохранной прокуратурой проведена контрольная проверка исполнения администрацией муниципального образования г. Донской законодательства об отходах производства и потребления, общих принципах организации местного самоуправления в РФ в части организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В ходе выездной проверки в ноябре 2022 года, на территории муниципального образования г. Донской обнаружена несанкционированная свалка отходов, расположенная примерно в 100 от дома № <данные изъяты> по <адрес>.
Образование несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования свидетельствует о нарушении вышеперечисленных требований законодательства об отходах производства и потребления, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке на указанной территории.
По результатам проверки 30.11.2022 в адрес заместителя главы администрации муниципального образования г. Донской района внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, которое рассмотрено и признано обоснованным.
Однако, в ходе контрольной проверки, проведенной в апреле 2023 года установлено, что несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на территории муниципального образования г. Донской на примерно в 100 от дома №<данные изъяты> по <адрес> не ликвидирована.
Указанные нарушения в деятельности администрации муниципального образования город Донской свидетельствуют что, администрацией муниципального образования город Донской Тульской области не в полной мере реализуются установленные законом полномочия в указанной сфере, что повлекло образование несанкционированных свалок на территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования истца, обязать администрацию муниципального образования г. Донской принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов с несанкционированного места размещения отходов, расположенного на территории муниципального образования г. Донской примерно в 100 от дома №<данные изъяты> по <адрес> в соответствии с установленными требованиями в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд полагает разумным и достаточным для совершения перечисленных действий.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ 100 ░░ ░░░░ №<░░░░░░ ░░░░░░> ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.05.2023.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░