Дело №2а-3328/2023
43RS0003-01-2023-003732-03
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2023 года г. Киров г. Киров 28 июля 2020 года
Первомайский районный суд г. Кирова в составе председательствующего судьи Игумнова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каневой Э.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Киров» к ГУФССП России по Кировской области, начальнику МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Кочкиной Н.Р., судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Кирова обратилась в суд с заявлением к ГУФССП России по Кировской области, начальнику МОСП и ИОИП ГУФССП России по Кировской области Кочкиной Н.Р., судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. об освобождении от взыскания исполнительского сбора либо уменьшения его размера.
В обоснование требований указала, что {Дата} судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. на основании исполнительного документа, выданного по решению Первомайского районного суда г. Кирова по делу {Номер} о предоставлении жилого помещения возбуждено исполнительное производство {Номер}, установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней. {Дата} судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации г. Кирова исполнительского сбора в сумме 50000 руб. Вместе с тем, администрация города Кирова на дату возбуждения исполнительного производства не имела возможности добровольно исполнить требования исполнительного документа ввиду отсутствия жилых помещений, свободных от прав третьих лиц. Единственным способом исполнения решения является проведение аукционов в электронной форме по приобретению жилых помещений в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что требует значительных временных затрат и выделение бюджетных ассигнований. Просят освободить администрацию г. Кирова от взыскания исполнительского сбора или уменьшить размер исполнительского сбора до 3/4 от установленного размера, взысканного в рамках исполнительного производства {Номер}
ГУФССП России по Кировской области в представленном отзыве против удовлетворения требований возражает. Указывает на законность действий судебного пристава-исполнителя при принятии решения о взыскании исполнительского сбора.
Прокуратура г.Кирова в представленном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований. Указывает, что администрацией не представлено доказательств того, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный срок произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы настоящего дела и оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 КАС РФ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения, с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного посредством передачи короткого текстового сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи, либо иного извещения или постановления о возбуждении исполнительного производства, вынесенного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с ч. 2.1 ст. 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, который устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении этого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что решением Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} по гражданскому делу {Номер} на администрацию г. Кирова возложена обязанность по предоставлению Кислицыной В.В. вне очереди в собственность благоустроенное жилое помещение, не менее трех комнат, равнозначное ранее занимаемому, не менее 53,3 кв.м. в пределах МО «Город Киров», отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение Первомайского районного суда г. Кирова от {Дата} вступило в законную силу {Дата}, взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС {Номер}.
{Дата} судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. на основании исполнительного листа серии ФС {Номер} возбуждено исполнительное производство {Номер}, должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Указанное постановление получено администрацией г. Кирова через ЕПГУ.
{Дата} судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. в рамках исполнительного производства {Номер} вынесено постановление о взыскании с администрации города Кирова исполнительского сбора в размере 50000 руб. в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок.
Указывая на отсутствие виновного бездействия по неисполнению требований исполнительного документа, администрация г. Кирова обратилась с административным иском в суд.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из положений ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Поскольку по своей природе исполнительский сбор является штрафной санкцией, то он должен отвечать требованиям, предъявляемым к такому рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
В судебном заседании установлено, что истцам вне очереди предусмотрено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому в аварийном доме, в строящемся многоквартирном доме в рамках областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковыми до 01.01.2017», утвержденной постановлением правительства Кировской области от {Дата} № {Номер}, в микрорайоне Лянгасово города Кирова.
{Дата} заключен муниципальный контракт №{Номер} на выполнение работ по строительству «под ключ» объекта капитального строительства объекта капитального строительства «Многоквартирный жилой дом в мкр.Лянгасово города Кирова». Дополнительным соглашением к контракту от {Дата} {Номер} установлен новый срок завершения строительства дома – {Дата}.
Следовательно, реализация жилищных прав граждан и исполнение решение суда зависит не только от действий органа местного самоуправления, но и от выделения финансирования из бюджета муниципального образования для реализации областной адресной программы.
После окончания работ по строительству жилого дома будет проведена работа по постановке на кадастровый учет жилых помещений в данном доме, оформлению права собственности муниципального образования «Город Киров» на жилые помещения, изданию постановления о предоставлении жилого помещения взыскателю, что требует временных затрат.
Таким образом, судом установлено, что в отсутствие свободного муниципального жилищного фонда, отвечающего требованиям судебного акта, должником предпринимаются исчерпывающие меры по исполнению требований исполнительного документа, недобросовестности и виновного бездействия со стороны г. Кирова на стадии исполнения судебного акта не установлено.
Установив фактические обстоятельства дела, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа суд приходит к выводу об освобождении должника от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП ГУФССП России по Кировской области Даниловой Д.С. от {Дата} по исполнительному производству {Номер}
Руководствуясь статьями 358, 363 КАС РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ {░░░░} ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ {░░░░░}
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.10.2023