Дело № 2-а-1-3746/2023
УИД 64RS0042-01-2023-003836-09
Решение
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Нуждина С.В.,
при секретаре Григорьевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства здравоохранения Саратовской области к судебному приставу-исполнителю Энгельсского РОСП УФССП РФ по Саратовской области Фундовому С.С., заместителю начальника отдела Энгельского РОСП УФССП РФ по Саратовской области, Энгельскому РОСП УФССП РФ по Саратовской области о признании решений, действий (бездействий), незаконными,
установил:
Министерство здравоохранения Саратовской области (далее по тексту – МЗ СО либо Министерство) обратилось в Энгельсский районный суд Саратовской области с административным иском, в котором просит признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Энгельсского РОСП УФССП РФ по Саратовской области Фундового С.С. по возбуждению исполнительного производства №-ИП не по месту совершения исполнительский действий, а также по ненаправлению установленным законом способом в адрес Министерства копии постановления о возбуждении названного исполнительного производства.
Признать незаконными действия заместителя старшего судебного пристава, - заместителя начальника отдела ЭРОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО4 по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
Признать незаконным и отменить постановление заместителя старшего судебного пристава, - заместителя начальника отдела ЭРОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенному в рамках исполнительного производства №-ИП.
В обоснование заявленных требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Энгельсского РОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО5 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является обязанность Министерства не позднее 1 числа каждого месяца обеспечивать ФИО6 расходными материалами к инсулиновой помпе в количестве 5 штук.
Вместе с тем, в нарушение требований Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копия постановления о возбуждении была направлена по неверному адресу, по которому должник никогда не находился, а именно: <адрес>, тогда как Министерство находится по данному адресу в городе Саратове, что свидетельствует о том, что Министерству надлежащим образом не был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Кроме того, возложенная на МЗ СО судебным актом обязанность по обеспечению ФИО6 расходными материалами к инсулиновой помпе в количестве 5 шт. исполняется Министерством в добровольном порядке.
При постановлением заместителя старшего судебного пристава, - заместителя начальника отдела ЭРОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ с МЗ СО взыскан исполнительский сбора в рамках исполнительного производства №-ИП.
Кроме того, административный истец полагает, что судебным приставом-исполнителем при возбуждении исполнительного производства №-И были нарушены требования статей 31,33 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» о территориальности совершения исполнительских действий.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились, в связи с чем, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы настоящего дела и дав им оценку по правилам ст. 84 КА РФ, суд приходит к выводу, что административные исковые требования МЗ СО удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом «к» ст. 72 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
В силу статьи 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, части 1 статьи 121 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если он полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые
действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Частью 11 статьи 30 Закона № 229-ФЗ установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Закона № 229-ФЗ).
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Энгельсского РОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО5 возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом которого является обязанность Министерства не позднее 1 числа каждого месяца обеспечивать ФИО6 расходными материалами к инсулиновой помпе в количестве 5 штук.
ДД.ММ.ГГГГ копия постановления о возбуждении названного исполнительного производства направлена в МЗ СО через Единый портал государственных и муниципальных услуг и ДД.ММ.ГГГГ прочтено адресатом, что свидетельствует о соблюдении судебным приставом-исполнителем
Энгельсского РОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО5 требований п. 17 ст. 30 Закона № 229-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем старшего судебного пристава, - заместителем начальника отдела ЭРОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО4 вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб., копия которого была также направлена в адрес административного истца через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Исходя из вышеизложенного, установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом Энгельсского РОСП и в соответствии требованиями Закона № 229-ФЗ во взаимосвязи с обстоятельствами исполнительного производства.
При этом, как установлено судом, в настоящее время, а именно ДД.ММ.ГГГГ оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора отменено.
В силу требований части 3 статьи 33 Закона № 229-ФЗ требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий.
Исполнительное производство №-ИП, предметом которого является обязанность Министерства не позднее 1 числа каждого месяца обеспечивать ФИО6 расходными материалами к инсулиновой помпе в количестве 5 штук было возбуждено по месту нахождения взыскателя, то есть получателя оказания услуги, в связи с чем суд не находит в действиях судебного пристава-исполнителя признаков незаконности при возбуждении исполнительного производства.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Энгельсского РОСП УФССП РФ по Саратовской области ФИО5 вынесено постановление о передаче исполнительного производства №-ИП в Фрунзенский РОСП г. Саратова УФССП РФ по Саратвоской области по месту нахождения МЗ СО.
Учитывая правовую позицию, изложенную в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд приходит к выводу, что Министерством не представлено достаточных доказательств в подтверждение нарушения его права, а также названные постановления отменены, каких-либо исполнительных действий с момента его вынесения и до его отмены, не совершались, а потому не повлекли каких-либо негативных, неблагоприятных последствий для МЗ СО, что в свою очередь не повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца, а потому совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого постановления требованиям закона и нарушение этими постановлениями прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 226-228 КАС РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: (░░░░░░░)
░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░