УИД: 44RS0028-01-2022-000792-85 Дело №2а-915/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.,
при секретаре Карповой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области к Смирновой Ольге Васильевне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
Управление ФНС по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Смирновой О.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016-2018 год в размере 1 755,70 рублей и пени на недоимку по транспортному налогу за 2014-2018 г. в размере 734,69 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылался на те обстоятельства, что Смирнова О.В. является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортное средство – автомобиль <данные изъяты>, г.р.з. № (дата регистрации владения – 05.11.2013 г.; дата прекращения владения – отсутствует). Однако, Смирнова О.В. не исполняет надлежаще свои обязательства по уплате налогов, в связи с чем образовалась задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 г. в размере 1 775,70 рублей, и были начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2018 г. в размере 734,69 рублей. Поскольку в добровольном задолженность по транспортному налогу Смирновой О.В. не была погашена, налоговый орган направил в адрес административного ответчика требование об уплате задолженности по транспортным налогам, а также уплатить пени по указанным налогам. Из-за игнорирования ответчиком требований налогового органа, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу и пени. Заявление было удовлетворено и выдан судебный приказ, который по заявлению Смирновой О.В. был отменен. До настоящего времени задолженность по транспортному налогу и пени не погашена, в связи с чем, налоговый орган вынужден обратиться в суд с указанным административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца Управление ФНС по Костромской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, административное исковое заявление содержит просьбу о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Смирнова О.В., будучи извещенным о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в том числе путем публикации сведений на официальном сайте Дубненского городского суда Московской области, в судебное заседание не явилась, каких-либо доказательств наличия уважительных причин отсутствия в судебном заседании не представила; в адрес суда представила заявление о признании административных исковых требования, а также просила рассматривать дело в ее отсутствие.
Изучив административное исковое заявление, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции РФ закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичная обязанность установлена частью 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора установлены статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 1 которой закрепляет, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным законодательным актом о налогах и сборах.
К числу предусмотренных законом налогов относится, в том числе транспортный налог, который в силу подпункта 3 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является региональным налогом.
В соответствии со статьей 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 названного Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии со статьей 1 Закона Московской области от 16.11.2002 г. №129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» ставка транспортного налога на 2016 г. для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. и прошедших с года выпуска свыше 5 лет – 85 руб./л.с.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно статье 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Судом установлено, что Смирнова О.В. является плательщиком транспортного налога.
По данным, предоставленным в Управление ФНС по Костромской области органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств, ФИО1 является собственником автомобиля марки <данные изъяты>, г.р.з. № (дата регистрации владения – 05.11.2013 г.; дата прекращения владения – отсутствует)
Из материалов дела следует, что налоговым органом Смирновой О.В. был исчислен транспортный налог за 2016 год в размере 299,70 рублей, за 2017 г. – 728 рублей, за 2018 г. – 728 рублей, и направлены налоговые уведомления
№ от 03.08.2017 со сроком уплаты не позднее 01.12.2017 г.; № от 16.07.2018 г. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 г.; № от 11.07.2019 г. со сроком уплаты не позднее 02.12.2019 г.
Расчет налога судом проверен, признается арифметически верным и соответствующим ставке налога и характеристикам транспортного средства административного ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пункта 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В связи с неоплатой транспортного налога за 2016-2018 г. в установленный срок, в адрес Смирновой О.В. направлялись требования № от 13.02.2018 г. со сроком уплаты – до 16.05.2018 г.; № от 16.01.2019 г. со сроком уплаты – до 14.02.2019 г.; № от 29.01.2020 г. со сроком уплаты – до 24.03.2020 г.; № от 01.07.2020 г. со сроком уплаты – до 18.11.2020 г.
В силу статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый пункта 1); неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных данным Кодексом (пункт 6).
Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных данной статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего административного иска о взыскании с Смирновой О.В. недоимки по налогу имеют также обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом процессуального срока, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из представленного налоговым органом требования следует, что в нем содержалось указание произвести оплату задолженности по налогу в срок до 18.11.2020 года. Следовательно, налоговый орган мог обратиться в суд в срок до 18.05.2021 года.
К мировому судье судебного участка № Костромского судебного района Костромской области с заявлением о вынесении судебного приказа административный истец обратился 02.09.2021 года, т.е. по истечении срока, установленного ч. 2 ст. 48 НК РФ.
При этом, срок на подачу заявление о выдаче судебного приказа фактически был восстановлен мировым судьей при выдаче судебного приказа, поскольку заявление о выдаче судебного приказа в этой части не было возвращено налоговому органу на основании ст. 123.4 КАС РФ.
Определением мирового судьи судебного участка № Костромского судебного района Костромской области от 28.12.2021 г. судебный приказ от 02.09.2021 г. отменен в связи с поступившими от Смирновой О.В. возражениями.
Частью 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В связи с отменой судебного приказа, налоговый орган обратился в суд с административным иском, который был предъявлен 25 апреля 2022 г., т.е. в установленный 6-месячный срок после отмены судебного приказа.
Рассматривая требование истца о взыскании с ответчика пени, суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования по следующим основаниям.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в установленный законом срок ответчик не произвел уплату транспортного налога, заявленного истцом ко взысканию, то с ответчика в пользу истца надлежит взыскать пени за несвоевременную уплату указанного налога.
Согласно представленному истцом расчету сумма пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2018 г. г. составляет в общем размере 734,69 рублей.
Суд признает расчет пени арифметически верным, указанный размер пени ответчиком не оспаривался, доказательств частичного или полного погашения пени ответчиком не представлено.
При установленных обстоятельствах, суд, руководствуясь положениями ст. 75 НК РФ, полагает возможным взыскать с ответчика пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014-2018 г. в размере 734,69 рублей.
Таким образом, в связи с установлением судом факта того, что Смирновой О.В. обязанность по уплате транспортного налога в установленный законом срок не исполнила и данное обстоятельство административным ответчиком не отрицалось, представив заявление о признании иска, суд считает надлежащим взыскать со Смирновой О.В. в пользу Управления ФНС России по Костромской области задолженность по транспортному налогу за 2016-2018 год в размере 1 755,70 рублей и пени на недоимку по транспортному налогу за 2014-2018 г. в размере 734,69 рублей.
В соответствии с п.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что истец в силу положений ст. 333.36 НК РФ при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, а также учитывая полное удовлетворение исковых требований, то с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016-2018 ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 755,70 ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014-2018 ░. ░ ░░░░░░░ 734,69 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 05 ░░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░