Дело № 2а-153/2023
УИД 76RS0018-01-2023-000094-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Большое Село
Ярославской области «15» июня 2023 года
Большесельский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Киселевой Е.В.,
при секретаре Селеховой Т.В.,
с участием прокурора прокуратуры Большесельского района Ярославской области Королевой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Большесельского района Ярославской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении обязанности устранить выявленные нарушения в отношении автомобильной дороги <данные изъяты>, проходящей в границах Большесельского района Ярославской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Большесельского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административными исковыми требованиями к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о возложении на ответчика обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести следующие мероприятия в отношении автомобильной дороги <данные изъяты>, идентификационный №, проходящей в границах Большесельского района Ярославской области: обеспечить поверхностный водоотвод; осуществить вырубку древесно-кустарниковой растительности в боковых водоотводных канавах и устранить засорение их оползающим грунтом; обеспечить боковую и встречную видимость на указанной дороге путем вырубки древесно-кустарниковой растительности высотой более 0,5 м в зонах срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки в связи с обращением ФИО1 были установлены нарушения административным ответчиком в ходе содержания автомобильной дороги <данные изъяты> положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, ст.210 Гражданского кодекса РФ, ст.2, ч.3 ст.6, ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.12 ст.3, п.6 ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 13.1 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», п.5.4.1 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию».
В ходе проведения 05.04.2023 старшим государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России <данные изъяты> на основании поручения прокуратуры района обследования автомобильной дороги <данные изъяты>, расположенной в границах Большесельского района Ярославской области, было выявлено несоответствие состояния указанной автодороги на всей протяжённости в границах Большесельского района требованиям ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» в связи с необеспечением боковой и встречной видимости из-за присутствия древесно-кустарниковой растительности высотой более 0,5 м в зонах срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане, а также установлены нарушения требований раздела 10 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет», поскольку на всем протяжении автомобильной дороги не обеспечен поверхностный водоотвод, допущено наличие древесно-кустарниковой растительности в боковых водоотводных канавах и засорение их оползающим грунтом.
Автомобильная дорога <данные изъяты> (идентификационный №) Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» отнесена к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения, относящимся к государственной собственности Ярославской области, является собственностью Ярославской области, полномочия по владению, пользованию и распоряжению автодорогой принадлежат Ярославской области.
Согласно п.п.1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 №195-п, Департамент дорожного хозяйства является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области. Департамент уполномочен на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области в настоящее время не предприняты в полном объеме необходимые меры по содержанию участка данной автомобильной дороги. Неудовлетворительное состояние указанной автодороги затрудняет проезд автотранспорта, отрицательно влияет на состояние безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровья неограниченного числа участников дорожного движения, пользующихся данной дорогой, нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Королева А.А. поддержала административные исковые требования, с учетом ходатайства административного ответчика об увеличении срока для исполнения решения суда просила установить Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области срок исполнения указанной обязанности - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области, надлежаще извещённый судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В возражениях на иск административный ответчик указал, что данная автомобильная дорога, являющаяся собственностью Ярославской области, имеет протяжённость 6,664 км, 5 техническую категорию. Департамент дорожного хозяйства Ярославской области осуществляет функции главного администратора доходов областного бюджета и функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий в сфере дорожной деятельности. ГКУ Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» переданы функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, а также технические функции. В соответствии с п. 4.2 Порядка содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010 № 440-п «О Порядке содержания и ремонта автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения», содержание региональных автомобильных дорог осуществляется подрядными организациями на основании заключенных государственных контрактов.
22.06.2022 между ГКУ «Ярдорслужба» (заказчик) и АО «Ярдормост» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них. Государственный контракт определяет обязанности и права при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог. Устранить указанные в административном исковом заявлении нарушения в срок, предложенный прокурором, не представляется возможным, поскольку необходимо соблюдение процедур и сроков, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В связи с недостаточностью финансирования Департаментом не исполнено до настоящего времени значительное количество судебных решений, вынесенных в 2014 году. Для приведения указанной автодороги в соответствие с установленными требованиями необходим срок не менее трех лет.
Представитель ОГИБДД МО МВД России «Тутаевский», привлечённого судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился, извещён надлежаще о месте и времени рассмотрения дела.
Представители ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба», АО «Ярдормост», привлечённых судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебном заседании не присутствовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» просил рассмотреть дело в его отсутствие, в возражениях на административное исковое заявление указал, что ГКУ Ярославской области «Ярдорслужба» является исполнителем ведомственных целевых программ, действует в пределах бюджетных ассигнований, доведённых главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области. Указанная автомобильная дорога протяженностью 6,664 км является собственностью Ярославской области, относится к группе Г-1, автобусное движение на ней отсутствует. В связи с ограниченным финансированием работы по вырубке древесно -кустарниковой растительности проводятся в ограниченном объёме и порядке приоритетности автомобильных дорог с движением школьных и рейсовых автобусов в объемах государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. Для обеспечения водоотвода требуется проведение ремонтных работ, что в рамках средств на содержание автомобильных дорог выполнить не представляется возможным. Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах областной собственности реализуются в рамках исполнения ведомственной целевой программы «Сохранность региональных автомобильных дорог Ярославской области». Решение вопроса о включении объектов в программные мероприятия рассматривает Департамент дорожного хозяйства Ярославской области. С учетом соблюдения процедур и сроков, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для выполнения указанных работ необходим срок не менее трех лет.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных участников процесса.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Из Перечня автомобильных дорог, утверждённого Постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог» следует, что автомобильная дорога «Левино-Каюрово-Есипово» (идентификационный №) относится к автомобильным дорогам общего пользования межмуниципального значения, относящимся к государственной собственности Ярославской области и составляющим казну Ярославской области.
Согласно акту о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автодороги «Левино-Каюрово-Есипово» от 05.04.2023, составленному старшим государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России <данные изъяты> ФИО2, фототаблице к акту в ходе обследования были установлены дефекты эксплуатационного состояния автодороги: в нарушение требований раздела 10 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет» на всем протяжении дороги не обеспечен поверхностный водоотвод, допущено наличие древесно-кустарниковой растительности в боковых водоотводных канавах и засорение их оползающим грунтом; в нарушение требований п. 5.4.1 ГОСТ Р 58818-2020 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» не обеспечена боковая и встречная видимость из-за присутствия древесно-кустарниковой растительности высотой более 0,5 м в зонах срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане.
Согласно ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Положениями статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 6 ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно п.12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.03.2015 №1122-ст., покрытие проезжей части дорог не должно иметь следующих дефектов, указанных в таблице 2: отдельная выбоина или пролом глубиной 5 см и более, площадью 0,09 кв.м; колея глубиной более 2,5 – 4,0 см; сдвиг, волна глубиной более 3,0 – 5,0 см.
Пунктом 5.4.1 ГОСТ 33220-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», введенного в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 № 1122-ст, установлено, что для обеспечения видимости не допускается устройство земляных и снежных валов, посадка деревьев и кустарников, установка наружной рекламы и других сооружений, кроме технических средств организации дорожного движения высотой более 0,5 м в зонах: треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог в одном уровне, а также на пешеходных переходах; срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане.
В соответствии с п. 13.1 Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла; организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств; проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению; своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги.
Согласно п. 10.3.1 ГОСТ Р 58818-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет», утвержденного Приказом агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.04.2020 №165 –ст, необходимо предъявлять высокие требования к обеспечению водоотвода за счет конструктивных решений, таких как увеличение глубины (до 1,2 м) и ширины (до 0,6 м) боковых канав. На проблемных участках (косогоры, переходы из выемки в насыпь, насыпи в нулевых отметках, выемки и т.д.) следует устраивать дренажи мелкого или глубокого заложения.
Согласно п. 1.1, п.2.1-2.4 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного Постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п (в редакции от 28.04.2022), Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области; департамент осуществляет следующие полномочия: разработка и реализация единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства области; осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог; осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработка и реализация региональной политики в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании было установлено, что Департаментом дорожного хозяйства Ярославской области, осуществляющим полномочия собственника указанной автомобильной дороги общего пользования межмуниципального значения, относящейся к государственной собственности Ярославской области, не исполняется обязанность по обеспечению соответствия состояния автомобильной дороги при её содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам.
Неисполнение административным ответчиком обязанностей по надлежащему содержанию автомобильной дороги нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.
С учетом изложенного, на Департамент дорожного хозяйства Ярославской области следует возложить обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести следующие мероприятия в отношении автомобильной дороги <данные изъяты> (идентификационный №), проходящей в границах Большесельского района Ярославской области: обеспечить поверхностный водоотвод; осуществить вырубку древесно-кустарниковой растительности в боковых водоотводных канавах и устранить засорение их оползающим грунтом; обеспечить боковую и встречную видимость на указанной дороге путем вырубки древесно-кустарниковой растительности высотой более 0,5 м в зонах срезки видимости на внутренней стороне кривых в плане.
Принимая во внимание характер работ, подлежащих выполнению административным ответчиком, срок для исполнения указанной обязанности – один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> (░░░░░░░░░░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ 0,5 ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «29» ░░░░ 2023 ░.
░░░░░