Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-271/2024 (2а-3786/2023;) ~ М-3217/2023 от 09.11.2023

29RS0018-01-2023-005034-17

Дело № 2а-271/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 января 2024 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе председательствующего судьи Кирьяновой И.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации некоммерческой организации Ассоциация «Фермеры Русского Севера», исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее также – Управление) обратилось в суд с административным иском к ассоциации «Фермеры Русского Севера» о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование требований указано, что ассоциация «Фермеры Русского Севера» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН № присвоен Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Архангельску ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена плановая документарная проверка деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации. В ходе проверки были выявлены нарушения п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и п. 2 приказа Минюста России от 26.05.2020 № 12 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческой организацией не соблюдается обязанность по предоставлению отчетности за 2019 г., а также нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организации, утвержденной приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 некоммерческой организацией не соблюдается обязанность по предоставлению средствам массовой информации для опубликования или по размещению на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческой организации отчетов своей деятельности за 2019, 2020 гг.

Представитель административного истца в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного ответчика ассоциации «Фермеры Русского Севера», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, возражений не представили. Судебная корреспонденция вернулась за «истечением срока хранения».

Административный ответчик Королев В.В. в судебном заседании не возражал относительно заявленных требований, указал, что права учредителя ассоциации «Фермеры Русского Севера» в порядке наследования не принимал.

Административные ответчики Силантьев М.С., Склепкович Н.В., Меньшуткин П.Л., Худолеева О.Н., Солдатенкова М.В., Королев И.В., Кочарян Г.С., Кокшаров В.А. в лице законного представителя Кокшаровой А.Г., извещавшиеся о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, возражений относительно заявленных требований не представили.

Королева Н. В., Кочарян Л. В. умерли.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Судом установлено, что ассоциации «Фермеры Русского Севера» зарегистрировано налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ. Основной государственный регистрационный номер – № присвоен ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.2).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Исходя из пп. 30.7 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, таким органом является Минюст России.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами. Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Таким образом, неоднократные или грубые нарушения некоммерческими организациями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут повлечь наступление такой меры правовой ответственности, как ликвидация общественного объединения по решению суда.

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом. К грубым нарушениям следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункты 26, 27).

Некоммерческая организация может быть ликвидирована решением суда по заявлению федерального органа государственной регистрации в случае неустранения в установленный таким органом срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения (в случае непредставления сведений, указанных в пункте 4 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением проведена плановая документарная проверка деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству Российской Федерации. В ходе проверки были выявлены нарушения п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и п. 2 приказа Минюста России от 26.05.2020 № 12 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческой организацией не соблюдается обязанность по предоставлению отчетности за 2019 г., а также нарушение п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организации, утвержденной приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 некоммерческой организацией не соблюдается обязанность по предоставлению средствам массовой информации для опубликования или по размещению на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческой организации отчетов своей деятельности за 2019, 2020 гг.

Во исполнение требований п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, которые указаны в статье 3 Федерального закона от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным органом.

Некоммерческие организации, соответствующие требованиям п.3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

По итогу проверки в адрес некоммерческой организации Управлением вынесено информационное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием устранить выявленное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Документы, необходимые для устранения данных нарушений, в Управление в срок, установленный в письменном предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ, не представлены.

В адрес некоммерческой организации внесено повторное письменное предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием устранить выявленное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Документы, необходимые для устранения данных нарушений, в Управление в срок, установленный в письменном предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ, не представлены.

Указанные письма возвращены в Управление почтовой службой за истечением срока хранения.

Также Управлением на адрес электронной почты, указанный в заявлении некоммерческой организации от ДД.ММ.ГГГГ, направлялись информационные письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить отчетные документы за 2022 год. Отчетные документы за 2022 год, срок представления которых наступил ДД.ММ.ГГГГ, некоммерческой организацией в Управление до настоящего времени также не предоставлены.

Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252 регламентировано, что отчеты и сообщения размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет (далее - информационные ресурсы Минюста России в сети Интернет). Срок размещения отчетов и сообщений в сети Интернет не может составлять менее 1 года.

В нарушение указанных положений закона ассоциацией «Фермеры Русского Севера» не соблюдается обязанность по предоставлению средствам массовой информации для опубликования или по размещению на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций отчетов о своей деятельности за 2019-2020 годы, в объеме сведений, представляемых в Управление.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, организация располагается по адресу: <адрес>.

В соответствии с положениями ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Как следует из ЕГРЮЛ, учредителями ассоциации «Фермеры Русского Севера» выступают: Силантьев М.С., Склепкович Н.В., Меньшуткин П.Л., Королева Н.В., Худолеева О.Н., Солдатенкова М.В., Кочарян Л.В.,

Согласно адресным справкам Кочарян Л.В., Королева Н.В. умерли.

По сведениям, представленным Нотариальной палатой Архангельской области, наследниками Кочарян Л.В. являются Кокшаров В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Кочарян Г.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.; наследниками Королевой Н.В. являются Королев В.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Королев И.В., ДД.ММ.ГГГГ

В нарушение пп. «д» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об учредителях некоммерческой организации.

Неоднократность допущенных Некоммерческой организацией нарушений закона выражается в невыполнении ею требований по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных Управлением в ходе проведения проверки и изложенных в предупреждениях, вынесенных в адрес Ассоциации, нарушении п. 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях и п.3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении своей деятельности, пп. 3, 3.1, п.п. 1, 4 п. 5 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 №294/ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, с учетом требований пункта 3 Приказа Министерства Юстиции Российской Федерации от 7 октября 2010 года № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций», Организация на протяжении нескольких лет не исполняла возложенную на нее обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган.

Грубость указанных нарушений заключается в нарушении Ассоциацией п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому в том числе граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ, а также в том, что некоммерческой организацией не обеспечена финансовая прозрачность (открытость) и публичность своей деятельности.

В материалах дела отсутствуют доказательства принятия административными ответчиками всех зависящих от них мер, направленных на устранение нарушений законодательства.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В установленном порядке административными ответчиками доказательств предоставления необходимых сведений в Управление не представлено.

Как указывалось выше, в ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлены конкретные положения, нарушение которых является основанием для ликвидации некоммерческой организации, а поскольку ассоциацией «Фермеры Русского Севера» неоднократно нарушались требования действующего законодательства, выявленные нарушения не были устранены в течение установленного срока, поэтому имеются законные основания для ее ликвидации.

Настоящее решение суда является основанием для ликвидации ассоциации «Фермеры Русского Севера», исключения из единого государственного реестра юридических лиц общественного объединения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░».

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-271/2024 (2а-3786/2023;) ~ М-3217/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Министерства Юстиции РФ по АО и НАО
Ответчики
Королев Валентин Викторович
Ассоциация "Фермеры Русского Севера"
Информация скрыта
Худолеева Ольга Николаевна
Меньшуткин Павел Леонидович
Королев Иван Валентинович
Солдатенкова Мария Владимировна
Кочарян Григорий Сергеевич
Склепкович Николай Владимирович
Силантьев Михаил Сергеевич
Другие
Кокшарова Анна Григорьевна- законный представитель Кокшарова Владислава Алексеевича
Кочарян Людмила Валентиновна - умерла
Королева Наталия Валентиновна - умерла
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Кирьянова И.С.
Дело на сайте суда
oktsud--arh.sudrf.ru
09.11.2023Регистрация административного искового заявления
09.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.12.2023Предварительное судебное заседание
25.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Дело оформлено
27.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее