Дело № 2а-845/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 15 по Челябинской области к Шестакову ФИО3 о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
У С ТА Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 15 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с Шестакова А.В. задолженности по транспортному налогу за 2014, 2016 годы в размере 3860 рублей, пени в размере 196 рублей 68 копеек, а всего 4056 рублей 68 копеек.
В обоснование административного иска указано, что Шестаков А.В. является плательщиком транспортного налога. Согласно налоговому уведомлению обязан был уплатить данный налог на 2014, 2016 годы, однако свою обязанность в полном объеме в добровольном порядке не исполнил.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассматривать дело без его участия, ранее в судебном заседании с иском не согласился.
В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги.
В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком.
На основании ст.ст. 356, 357 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст. 409 НК РФ срок уплаты налога – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
При рассмотрении дела установлено, что Шестаков А.В., имеющий ИНН №, по налоговому уведомлению №1076684 от 27 мая 2015 года в срок до 01 октября 2015 года обязан был уплатить транспортный налог за 2014 год в размере 1580 рублей. По налоговому уведомлению №21150257 от 16 июля 2017 года – в срок до 01 декабря 2017 года Шестаков А.В. должен был оплатить транспортный налог за 2014-2016 годы в общем размере 6840 рублей (л.д. 9, 12).
В связи с неисполнением обязанностей по уплате налогов в установленные сроки Шестакову А.В. были выставлены требования №21217 от 13 октября 2015 года и №3530 от 13 февраля 2018 года, согласно которым ему необходимо уплатить образовавшуюся задолженность в срок до 16 декабря 2015 года и до 26 марта 2018 года соответственно (л.д. 7, 11).
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 НК РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 п. 3 ст. 48 НК РФ).
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шестакова А.В. задолженности за 2014-2016 годы по транспортному налогу в размере 3860 рублей, пени в размере 196,68 рублей ИФНС Калининского района г. Челябинска обратилась 15 октября 2018 года, тогда как шестимесячный срок, исчисляемый со дня истечения срока исполнения требования об уплате налогов, истек 26 сентября 2018 года.
С учетом вышеуказанных положений закона, обращение в октябре 2018 года к мировому судье имело место за пределами установленного срока для обращения с заявлением о взыскании недоимки.
По заявлению должника мировым судьей судебного участка №3 Калининского района г. Челябинска 18 февраля 2019 года судебный приказ был отменен. С настоящим иском административный истец обратился 17 августа 2019 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В связи с чем, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, проанализировав приведенные выше обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о том, что на дату обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскании недоимки с Шестакова А.В. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока. Уважительных причин пропуска установленного законом срока судом не установлено, административный истец на данные обстоятельства не ссылается, восстановить пропущенный срок на обращение в суд не просит. В связи с чем, заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 114, 175 - 180, 291 - 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 15 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014, 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3860 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 196 ░░░░░░ 68 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 4056 ░░░░░░ 68 ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░