Дело №2а-147/2024 (2а-2493/2023)
24RS0017-01-2023-001007-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2024 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Виноградовой О.Ю.,
при секретаре Алешенцеве Д.С.,
с участием административного истца Никифорова В.Ю. (посредством видеоконференцсвязи),
представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифорова Владимира Юрьевича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю об оспаривании постановления о наложении дисциплинарного взыскания
УСТАНОВИЛ:
Никифоров В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления о наложении дисциплинарного взыскания.
Требования мотивированы тем, что 25.01.2023 администрацией ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю в отношении административного истца вынесено постановление о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора по факту нарушения последним режима содержания в исправительном учреждении. В обоснование требований Никифоров В.Ю. указывает на отсутствие доказательств произошедшего, проведение заседания комиссии учреждения без участия административного истца. Также ссылается на то, что сведения об отказе Никифорова В.Ю. от ознакомления с вынесенным постановлением не соответствуют действительности, поскольку последний в указанный день находился в Центральном районном суде г. Красноярска. На основании вышеизложенного административный истец просит признать незаконным и отменить постановление о наложении дисциплинарного взыскания от 25.01.2023.
Определением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25.04.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю.
31.07.2023 вынесено определение о привлечении ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Административный истец Никифоров В.Ю., содержащийся в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю и принимавший участие в судебном заседании посредством ВКС, свои требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям. В судебном заседании, состоявшемся 11.12.2023, пояснил, что 25.01.2023 он не присутствовал на заседании комиссии и не мог ознакомиться с обжалуемым постановлением, поскольку в указанный день он находился в судебном заседании в Центральном районном суде г. Красноярска.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, заинтересованных лиц ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России - Рудакова Е.В. (доверенности и диплом имеются в материалах дела) возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что процедура наложения на административного истца дисциплинарного взыскания осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона №103-ФЗ. Административный истец отказался от ознакомления с вынесенным постановлением, что подтверждается соответствующим актом.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 2, 17, 21 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно ч. 1 ст. 74 УИК РФ, исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Согласно ч. 2 ст. 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 82 УИК РФ).
Пунктами «а», «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ определено, что за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться взыскания, в том числе: выговор; водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток.
Статьей 117 УИК РФ предусмотрено, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
На основании ч. 3 ст. 82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 04.07.2022 №110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной систем.
Согласно п. 1 приведенных Правил (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений), они регламентируют внутренний распорядок следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы при реализации предусмотренных Федеральным законом от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон №103-ФЗ) порядка и условий содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, обеспечения их изоляции, охраны их прав и законных интересов, исполнения ими своих обязанностей.
Пунктами 9.1, 9.2 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обязаны: соблюдать порядок и условия содержания под стражей, установленный Федеральным законом №103-ФЗ и настоящими Правилами; выполнять законные требования администрации СИЗО.
За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания: выговор; водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на срок до семи суток (ст. 38 Федерального закона №103-ФЗ).
Порядок применения мер взыскания урегулирован ст. 39 Федерального закона №103-ФЗ. Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Как установлено судом, подтверждается справкой о движении по колониям, Никифоров В.Ю. 01.07.2022 прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю из Железнодорожного районного суда г. Красноярска. Содержался в исправительном учреждении по постановлению <данные изъяты>, вынесенного на основании ст. 77.1 УИК РФ в качестве обвиняемого по <данные изъяты> (л.д. 39).
Как следует из рапорта младшего инспектора дежурной службы ФИО 1, 16.01.2023 в 11 часов 56 минут зафиксировано нарушение: Никифоров В.Ю., находясь в коридоре внутреннего поста № 8, отказался выполнить законные требования сотрудника СИЗО, а именно отказался пройти в камеру по окончанию прогулки. Нарушение зафиксировано на видеорегистратор (л.д. 130).
Из представленного акта суду акта следует, что для установления фактов, доказывающих совершение дисциплинарного проступка, сотрудниками исправительного учреждения 23.01.2023 просмотрена архивная видеозапись с видеорегистратора внутреннего поста №8 за период времени с 11:46 – 12:00 часов. Установлено, что в 11-56 часов Никифоров В.Ю., (личность осужденного была установлена и сверена по картотеке лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 г. Красноярска) подходит после прогулочного мероприятия к камере №97, при этом, его сокамерники следуют в камеру, в свою очередь, Никифоров В.Ю. не заходит. На видеозаписи зафиксирован диалог сотрудника исправительного учреждения и Никифорова В.Ю., из которого следует, что последний отказывается заходить в камеру, просит отвести его в оперативную часть, при этом, сотрудник предупреждает Никифорова В.Ю. о том, что за нарушение режима в отношении последнего будет составлен соответствующий рапорт. По окончании разговора дверь камеры №97 закрывается, и сотрудник уводит осуждённого Никифорова В.Ю. в оперативный отдел (оборот л.д. 130).
По факту произошедшего Никифоров В.Ю. отказался от дачи письменных пояснений (стул, стол, письменные принадлежности были предоставлены), что подтверждается актом от 23.01.2023 (л.д. 130).
Из заключения инспектора ОВР лейтенанта внутренней службы от 23.01.2023 следует, что Никифоров В.Ю., действительно, нарушил установленный порядок отбывания наказания, а именно, п. 9.2. Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, в связи с чем, к нему необходимо применение мер дисциплинарного воздействия (оборот л.д. 63-64).
За период содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю Никифоров В.Ю. характеризуется следующим образом: поощрений не имеет, к дисциплинарной ответственности не привлекался, у него отсутствуют временные взыскания, не принимал участие в работах по благоустройству территории учреждения. В кругу сокамерников уживчив, в конфликтных ситуациях не был замечен, кроме того, с администрацией учреждения вежлив, между ними не происходили конфликтные ситуации (л.д. 86).
При этом из справки инспектора ОВР ФИО 2 следует, что за небрежное отношение к имуществу учреждения 10.01.2023 Никифорову В.Ю. объявлен выговор (л.д. 87).
25.01.2023 на заседании дисциплинарной комиссии врио начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО 3 перед рассмотрением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности Никифорова В.Ю. был зачитан рапорт и сведения о совершенном нарушении. При этом административный истец отсутствовал на заседании комиссии, поскольку находился на выезде (л.д. 40-42).
По итогам заседания дисциплинарной комиссии врио начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю ФИО 3 вынесено постановление №31 о наложении дисциплинарного взыскания за нарушение Правил внутреннего распорядка дня в отношении Никифорова В.Ю. (л.д. 63).
От ознакомления с указанным постановлением административный истец отказался, что подтверждается актом, составленным сотрудниками учреждения, от 25.01.2023 (оборот л.д. 67).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировав и оценив предоставленные доказательства, суд исходил из того, что административный истец допустил вменяемое ему нарушение установленного порядка, что подтверждается предоставленными административным ответчиком материалами.
Оценивая довод административного истца о нарушении процедуры наложения дисциплинарного взыскания, судом установлено следующее. Действительно, 25.01.2023 Никифоров В.Ю. доставлялся в Центральный районный суд г. Красноярска для участия по уголовному делу, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 87). Согласно сведениям с официального сайта Центрального районного суда г. Красноярска 25.01.2023 административному истцу вынесен обвинительный приговор в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> (л.д. 136-137). Процедура привлечения к дисциплинарной ответственности Никифорова В.Ю. соблюдена, ему предложено дать объяснения, но он от дачи таковых отказался.
Наложенное взыскание соответствовало тяжести и характеру нарушения, постановление принято уполномоченным на то лицом с учетом объективных данных содержащихся на видеоматериалах, в связи с чем оснований для признания его незаконным не имеется.
Положения ст.39 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», регулирующие порядок применения мер взыскания к обвиняемым, не предусматривают обязательного участия лица на дисциплинарной комиссии перед наложением взыскания. Процедура наложения дисциплинарного взыскания административным ответчиком соблюдена в полном объеме. Право на защиту административным ответчиком не нарушалось, на администрацию СИЗО не возложено обязанности обеспечивать обвиняемого адвокатом при решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Оснований для отмены постановления от 25.01.2023 о наложении дисциплинарного взыскания в виде выговора не имеется.
Также судом отклоняется довод административного истца о непредставлении административным ответчиком видеозаписи с мобильного видеорегистратора, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 84 КАС РФ относимость, допустимость, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности для разрешения конкретного спора определяется судом. К тому же, согласно справке начальника отдела режима и надзора Размясова Д.С. следует, что в связи с отсутствием установленных сроков хранения материалов по видеонаблюдению, срок хранения определяется, исходя из технической возможностями компьютерной техники, имеющейся в учреждении. Как правило, запись хранится не более 30 суток. Информация записывается в реальном режиме времени, т.е. 1 час записи автоматически стирает 1 час записи тридцатидневной давности. В случае обнаружения оператором видеонаблюдения нарушений со стороны спецконтингента или сотрудников учреждения, составляется видеоролик, который подлежит хранению до тех пор, пока конфликтная ситуация не будет разрешена. С этого видеоролика распечатываются отдельные снимки, которые служат доказательством при вынесении решения о привлечении к ответственности (л.д. 43).
Факт совершения административным истцом правонарушения, послуживший поводом для вынесения оспариваемого постановления, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, порядок вынесения нарушен не был, что в своей совокупности определяет его как законное и обоснованное, не нарушающее права и законные интересы Никифорова В.Ю.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.02.2024.