11RS0010-01-2022-001295-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе судьи Демидович С.М.,
при секретаре судебного заседания Брей Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 19 июля 2022 года административное дело № 2а-959/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми к Некрасову Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по налогам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в Эжвинский районный суд г. Сыктывкара с административным исковым заявлением к Некрасову В.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени в общей сумме 10934,46 руб., в том числе: транспортный налог за 2019 год в сумме 8 550 руб. и пени за недоимку в размере 76,31 руб. за период с 02.12.2020 по 02.02.2021; земельный налог за 2019 год в сумме 58 руб. и пени за недоимку в размере 0,52 руб. за период с 02.12.2020 по 02.02.2021; транспортный налог за 2020 год в сумме 2249,63 руб., а также взыскании государственной пошлины за рассмотрение административного дела.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в установленный законом срок не исполнял обязанность по уплате налога, в результате чего ему начислены пени.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, в административном иске указал на рассмотрение дела в свое отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд с учетом требований ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 23, 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 ст. 408 НК РФ установлено, что сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками – физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст. 52 НК РФ). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из п. 4 ст. 57 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст.ст. 69 и 70 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела, административный ответчик являлся собственником транспортных средств:
- в 2019 году: ...
- в 2020 году: ...
Налоговым органом исчислен транспортный налог в следующих размерах:
- за 2019 год в размере 8550 руб., о чем было сообщено налогоплательщику налоговым уведомлением № 56363230 от 01.09.2020;
-за 2020 год в размере 2249,63 руб., о чем было сообщено налогоплательщику налоговым уведомлением № 54470488 от 01.09.2021.
Также в 2019 году административный ответчик являлся собственником земельного участка по адресу ... кадастровый №....
Налоговым органом исчислен земельный налог за 2019 год в размере 58 руб., о чем было сообщено налогоплательщику налоговым уведомлением № 56363230 от 01.09.2020.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов за 2019 год явилось основанием для выставления Некрасову В.И. требования № 1103 по состоянию на 03.02.2021 об уплате недоимки по налогам и пени в размере 8608 руб., в том числе: транспортный налог – 8550 руб., пени по транспортному налогу – 76,31 руб.; земельный налог – 58 руб., пени по земельному налогу – 0,52 руб., в срок до 10.93.2021.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов за 2020 год явилось основанием для выставления Некрасову В.И. требования № 25429 по состоянию на 22.12.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 2249,63 руб., в срок до 02.02.2022.
В связи с неисполнением указанных требований, 24.03.2022 налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности.
25.03.2022 мировым судьей Магистрального судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара вынесен судебный приказ № 2а-656/2022 о взыскании с Некрасова В.И. налогов и пени за 2019-2020 годы в размере 10934,46 руб., в том числе: транспортный налог – 10799,63 руб. и пени – 76.31 руб., земельный налог – 58 руб. и пени 0,52 руб.
Определением мирового судьи Магистрального судебного участка Эжвинского района г. Сыктывкара от 07.04.2022 указанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими от Некрасова В.И. возражениями, что явилось основанием для обращения налогового органа с настоящим административным исковым заявлением.
Разрешая требования административного истца о взыскании с Некрасова В.И. задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц и пеней по нему, суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В силу положений п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 2 ст.5 7 НК РФ).
Согласно содержанию п.п. 1, 2, 3 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектами налогообложения по транспортному налогу признаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В силу п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 настоящей статьи с учетом положений п. 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения. В случае, если объект налогообложения находится в общей совместной собственности, налог исчисляется в соответствии с п. 1 настоящей статьи с учетом положений п. 8 настоящей статьи для каждого из участников совместной собственности в равных долях (п.3).
Пунктом 1 ст. 409 НК РФ срок уплаты налога на заявленные в отношении Некрасова В.И. периоды определен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Абзацем 17 п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Налоговый орган при определении объектов налогообложения и исчислении размера налога на имущество Некрасова В.И. исходил из сведений, представленных органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств и земельных участков.
Период задолженности по уплате налога и пени налоговым органом определен верно, с учетом периода нахождения во владении административного ответчика транспортного средства и земельного участка.
Административный ответчик Некрасов В.И.. не оспорил право собственности на объекты налогообложения и периоды его возникновения, будучи надлежащим способом извещенным о размере исчисленного налоговым органом налога и сроках его уплаты, не представив в нарушении ст. 62 КАС РФ доказательств неполучения налоговых уведомлений и требований об уплате налога, предусмотренную законом обязанность не исполнил, что явилось основанием для обращения налогового органа за взысканием задолженности в судебном порядке.
В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Заявление о взыскании налога, пеней подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 (ранее 3000) рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 (ранее 3000) рублей.
По настоящему административному делу установлено, что право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности с Некрасова В.И. по налогу и пеням возникло после направления требования № 25429 от 22.12.2021 об уплате недоимки по транспортному налогу за 2020 год в размере 2249,63 руб., в срок до 02.02.2022 (при этом, общая сумма неуплаченных налогов и пени подлежащих уплате превысила 10000 (ранее 3000) рублей), и действовало в течение шести месяцев после указанного в требовании срока его исполнения, то есть до 03.08.2022.
Данный вывод основан на положениях, согласно которым заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Из материалов административного дела следует, что настоящее административное исковое заявление МИФНС № 8 по Республике Коми о взыскании с Некрасова В.И. задолженности по налогам и пени подано в суд 02.06.2022, то есть в пределах 6 месяцев согласно установленным законом требованиям, когда сумма неисполненных обязательств превысила 10 000 (ранее 3000) рублей.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Административным ответчиком в нарушение требований ст. 62 КАС РФ не представлены доказательства своевременной уплаты заявленных МИФНС России № 8 по Республике Коми сумм транспортного налога и пени, также и не представлены возражения относительно административных исковых требований.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание положения вышеприведенных требований закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований МИФНС России № 8 по Республике Коми к Некрасову В.И. о взыскании задолженности по налогам и пени за 2019-2020 годы в размере 10934,46 руб., обоснованность которых подтверждена материалами дела.
По правилам ст.ст. 114 КАС РФ, абз. 1 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с Некрасова В.И. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 437,38 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 8 ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, **.**.** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ №..., ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 550 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 76 ░░░░░░ 31 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2020 ░░ 02.02.2021; ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2020 ░░░ ░ ░░░░░░░ 2249 ░░░░░░ 63 ░░░░░░░; ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 58 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 52 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 02.12.2020 ░░ 02.02.2022, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ – 10934 ░░░░░ 46 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, **.**.** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ №..., ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 437 ░░░░░░ 38 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.07.2022.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
...