Дело № 2а-540/2023
УИД № 65RS0016-01-2023-000519-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2023 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи – Солоха А.С.,
с участием старшего помощника Углегорского городского прокурора –
Бовтрук М.Н.,
при помощнике судьи – Финк К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Броненко Дмитрия Олеговича к Углегорской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения от 06 августа 2023 года № 62/235 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2, восстановлении нарушенных избирательных прав, возложении обязанности зарегистрировать заявителя в качестве кандидата,
У С Т А Н О В И Л:
Броненко Д.О. обратился в Углегорский городской суд с данным административным исковым заявлением, указав, что решением Углегорской территориальной избирательной комиссии (далее также – комиссия, ТИК) № 62/235 от 6 августа 2023 года ему было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2, выдвинутому в порядке самовыдвижения. Считает, что данное решение принято с нарушением действующего избирательного законодательства и подлежит отмене.
В обоснование заявленных требований указал, что одной из причин отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты послужило указание в подписном листе сведений об отсутствии судимости и указание номера специального счета кандидата. Данные обстоятельства, по мнению административного ответчика, нарушают требования пункта 13 части 12 статьи 36 Закона Сахалинской области от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО «О муниципальных выборах в Сахалинской области» (далее - Закон Сахалинской области № 35-ЗО), указание таких сведений признано излишним, несоответствующим форме подписного листа, которые по этой причине признаны недействительными.
Полагает вышеизложенные доводы комиссии надуманными, поскольку помещение в форму сведений об имевшейся или имеющейся судимости признано обязательным, то и указание об отсутствии судимости не нарушает законодательных норм, не искажает форму подписного листа и, более того, дает более полную информацию о кандидате ввиду того, что непогашенная или неснятая судимость ограничивает избирательное право.
Указание корректного специального счета кандидата также не может служить причиной для признания подписей избирателей недействительными, поскольку указание таких сведений не нарушает форму подписного листа и не порочит его, так как не влияет на порядок сбора и оформления подписей избирателей.
Другим основанием для отказа в регистрации Броненко Д.О. в качестве кандидата в депутаты стала неоднозначность восприятия должностными лицами Углегорской территориальной избирательной комиссии места жительства избирателей. Ссылаясь на «неоднозначность восприятия» члены комиссии имели ввиду город Углегорск, расположенный в регионе, имеющем статус Республики, в котором до настоящего времени границы округов и муниципальных образований не определены, выборы депутатов в Собрание этого округа не ведутся. При этом город Углегорск Донецкой Народной Республики находится в зоне боевых действий.
Кроме того, административный истец указывает, что решением Углегорской территориальной избирательной комиссии № 48/136 от 5 июля 2023 года утверждено, в частности, Приложение № 2, позволяющее в графе подписного листа «Адрес места жительства» не указывать какой-либо из реквизитов места жительства избирателя. Лицом, производившим сбор подписей, удостоверение личности избирателя осуществлялось на основании предъявленного избирателем паспорта. Реквизиты места жительства вносились в подписные листы исходя из данных, указанных в паспорте, где указание на регион проживания отсутствует.
В связи с этим административный истец просит суд отменить решение Углегорской территориальной избирательной комиссии № 62/235 от 6 августа 2023 года об отказе Броненко Д.О. в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2, восстановить нарушенные избирательные права, и обязать Углегорскую территориальную избирательную комиссию зарегистрировать Броненко Д.О. кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2.
До судебного заседания в суд поступили возражения Углегорской территориальной избирательной комиссии, в которых административный ответчик с административным исковым заявлением не согласился, полагал требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседания Броненко Д.О. на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам иска. Пояснил, что при изготовлении подписных листов с утвержденной формой ознакомлен не был, обратился к индивидуальному предпринимателю, с которым заключил договор на их изготовление, в соответствии бланка подписного листа утвержденной законодательством форме не сомневался. Полагал, что при принятии решения комиссия придерживалась формального подхода. Указание сведений об отсутствии судимости само по себе не свидетельствует о несоответствии формы подписного листа. В части указания в подписных листах сведений о специальном избирательном счете требования закона и презумпцию равенства кандидатов в депутаты полагает не нарушенными.
Представитель административного ответчика - председатель Углегорской территориальной избирательной комиссии Ладошина Е.А., действующая на основании постановления Избирательной комиссии Сахалинской области «О назначении председателя Углегорской территориальной избирательной комиссии» от 01.06. 2023 г. №75/336, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований Броненко Д.О.
Представитель Углегорской территориальной избирательной комиссии Косенкова С.В., действующая на основании доверенности от 16.08.2023 г., с требованиями заявителя не согласилась, полагая, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2 является законным. Дополнительно пояснила, что по результатам проверки подписных листов был составлен итоговый протокол, согласно которому 18 подписей избирателей из 18 представленных были признаны недействительными по основанию пункта 13 части 12 статьи 36 Закона Сахалинской области № 35-ЗО. Форма подписного листа не соответствует требованиям Приложения № 8 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) в части указания специального счета и сведений о судимости кандидата. Комиссия полагает, что сведения об отсутствии судимости характеризует кандидата с положительной стороны, что нарушает равенство кандидатов в отношении тех кандидатов, которые не указали сведения об отсутствии судимости, не имея таковой. Кроме того, Приложения № 4.1 и № 5, содержат форму подписных листов для выборов иного уровня, тогда как форма подписного листа для муниципальных выборов кандидатом использована не была. Сведения о городе Углегорске в ДНР присутствуют как в информационной системе ГАС «Выборы», которую использует комиссия, так и в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС). В соответствии со статьей 38 Федерального закона № 67-ФЗ комиссия не имеет права регистрировать кандидатов при наличии оснований для отказа в регистрации. Отказ в регистрации является обязанностью комиссии, а не ее правом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о принятии настоящего административного искового заявления к производству суда и о дате и месте его рассмотрения надлежащим образом уведомлена вышестоящая избирательная комиссия – Избирательная комиссия Сахалинской области.
Выслушав заявителя Броненко Д.О., председателя Углегорской территориальной избирательной комиссии Ладошину Е.А., представителя Углегорской территориальной избирательной комиссии Косенкову С.В., заключение старшего помощника Углегорского городского прокурора –Бовтрук М.Н., полагавшей административное исковое заявление Броненко Д.О. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены в Федеральном законе № 67-ФЗ.
В соответствии со ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 11 ст. 20 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для признания решения избирательной комиссии незаконным является его несоответствие требованиям действующего законодательства, либо принятие его с превышением установленной компетенции.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
На территории Сахалинской области гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав определяет Закон Сахалинской области № 35-ЗО.
Как установлено судом, решением Собрания Углегорского городского округа № 482 от 13 июня 2023 года на 10 сентября 2023 года назначено проведение выборов депутатов Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва.
Согласно требованиям статей 32, 33, 35, 38 Федерального закона № 67-Ф3, статьей 6, 27 Закона Сахалинской области № 35-ЗО граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
О выдвижении кандидата (кандидатов) избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 настоящей статьи, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 22 июля 2023 года в Углегорскую территориальную избирательную комиссию от Броненко Д.О. поступили документы, определенные статьями 27, 28 Закона Сахалинской области № 35-ЗО, необходимые для уведомления комиссии о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты (подтверждение № 23).
28 июля 2023 года Броненко Д.О. в комиссию представлены документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе 4 подписных листа, содержащих 18 подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей на 1 листе.
Решением Углегорской территориальной избирательной комиссии от 30 июня 2023 года № 47/133 «О сборе подписей при выдвижении кандидатов на выборах депутатов Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва 10 сентября 2023 года» установлено необходимое количество подписей содержащихся в подписных листах, представляемых для регистрации кандидата в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатным избирательным округам от 14 до 18 штук.
Образец заполнения подписного листа утвержден Решением Углегорской территориальной избирательной комиссии от 5 июля 2023 года № 48/136 «Об образце заполнения подписного листа на выборах депутатов Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва 10 сентября 2023 года».
Решением Углегорской территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2023 года № 62/235 Броненко Д.О. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2, поскольку 18 подписей избирателей, содержащихся в представленных кандидатом подписных листах, признаны недействительными по следующим основаниям:
1) на основании пункта 13 части 12 статьи 36 Закона Сахалинской области № 35-ЗО, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям приложения № 8 Федерального закона № 67-ФЗ, а также образцу заполнения подписного листа. Подписные листы, представленные кандидатом, содержат сведения о специальном избирательном счете, а также сведения о несудимости кандидата. Данные сведения признаны комиссией излишними, их указание не соответствует форме подписного листа;
2) на основании пункта 3 части 12 статьи 36 Закона Сахалинской области № 35-ЗО, согласно которому недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с частью 9 статьи 32 названного Закона, и (или) без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист. В подписных листах, представленных кандидатом, адреса места жительства избирателей не содержат сведения о наименовании субъекта Российской Федерации (Сахалинская область) и района (Углегорский район). Комиссия пришла к выводу, что указание в графе «Адрес места жительства» наименования населенного пункта Углегорск препятствует однозначному восприятию места жительства избирателей, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата, поскольку населенный пункт Углегорск имеется также в Донецкой Народной Республике.
Все 18 подписей избирателей были признаны комиссией недействительными, на основании чего и в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 7 части 4 статьи 37 Закона Сахалинской области № 35-ЗО Броненко Д.О. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2.
Частью 1 статьи 35.1 Федерального закона № 67-Ф3 определено, что необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом (п. 1 ст. 37 Федерального закона № 67-Ф3).
Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме.
Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 09.06.2021 г. № 9/75-8 утверждены методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (далее по тексту - Методические рекомендации ЦИК от 09.06.2021 г. № 9/75-8), в соответствии с которыми проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист (п. 3.1.3).
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений (п. 3.1.4).
По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании официальной справки уполномоченного органа. Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.). В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо официальной справки уполномоченного органа. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных им исследований, в соответствии со своими специальными знаниями (п. 3.1.5).
Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, определяется в соответствии со ст. 37 Федерального закона № 67-Ф3.
Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата (п. 11 ст. 37 Федерального закона № 67-Ф3).
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума (п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-Ф3).
В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-Ф3, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии необходимых документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В силу п. 3.1 ст. 38 Федерального закона № 67-Ф3, для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главы и депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением), при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, референдума городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородской территории города федерального значения используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (п. 6.1 ст. 38 Федерального закона № 67-Ф3).
Основания отказа в регистрации кандидата установлены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. К их числу, в частности, отнесено недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ).
В силу пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ недействительными признаются, в частности:
-подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт «б»); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункт «г»);
-все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, в частности, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт «з»).
Как следует из материалов дела, по результатам проверки подписей Углегорской территориальной избирательной комиссией принято решение 06 августа 2023 года № 62/235 об отказе Броненко Дмитрию Олеговичу в регистрации кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2. По результатам проведенной рабочей группой проверки подписных листов, недействительными признаны 18 подписи избирателей, что составляет 100% от общего количества подписей, подлежащих проверке.
В соответствии с итоговым протоколом проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2 от 02 августа 2023 года количество представленных подписей избирателей - 18; количество проверенных подписей избирателей - 18; количество подписей, признанных недействительными - 18 (100%), из которых:
-18 подписей признаны недействительными, поскольку форма подписного листа не соответствует требованиям приложений 6, 7-1, и 8 Федерального закона № 67-ФЗ (п. 13 ч. 12 ст. 36 Закона Сахалинской области № 35-ЗО), указание специального счета, указание сведений о судимости, которые указываются только при наличии. Подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ, (п. 3 ч. 12 ст. 36 Закона Сахалинской области № 35-ЗО), адрес места жительства может не содержать каких-либо указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов. В адресах отсутствует субъект, на территории Российской Федерации существует 2 города Углегорск.
В оспариваемом постановлении отмечено, что при проверке представленных кандидатом Броненко Д.О. подписных листов выявлено неполное указание данных в строке «адрес места жительства» избирателей, поставивших подписи в поддержку выдвижения кандидата. Адрес места жительства состоит лишь из улицы, дома и квартиры, города. Неуказание в листах наименования субъекта – Сахалинской области, наименования района - Углегорский район в адресах места жительства избирателей препятствует однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, так как в связи с отсутствием указания на субъект Российской Федерации, район в подписных листах, избирательной комиссией в целях однозначного восприятия, с учетом фактического наличия на территории Российской Федерации второго населенного пункта с указанным названием.
Анализ избирательного законодательства позволяет сделать вывод, о том, что нельзя признать форму подписного листа соответствующей закону, если в нем отсутствуют обязательные к заполнению строки или графы, необходимые для указания сведений, предусмотренными федеральным законодательством, то есть содержатся в подписном листе такие сведения не в полном объеме.
Судом установлено, что в представленных в избирательную комиссию подписных листах указаны сведения о специальном избирательном счете, а так же сведения о несудимости кандидата, что является излишним и не соответствует форме подписного листа.
Форма подписного листа в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность депутата муниципального образования изготавливаются и оформляется по формам согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
На основании форм подписных листов, установленных приложениями 6, 7-1, и 8 Федерального закона № 67-ФЗ, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с Приложением 8 Федерального закона № 67-ФЗ подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Так же мотивом принятия оспариваемого решения комиссии послужило то, что членами рабочей группы ТИК в ходе проверки подписных листов выявлено их несоответствие требованиям закона. В частности, указание в подписных листах № 1, 2, 3, 4 после места жительства кандидата указано: «не судим», что не подлежит указанию в силу требований п. 58 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ.
Статьей 37 данного Федерального закона определены сведения, которые должны содержаться подписном листе, и порядок его заполнения. Указание дополнительных сведений, которые не предусмотрены законом, в подписном листе является нарушением его формы. Из формы подписного листа в приложении № 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ, следует, что подписной лист начинается указанием на выборы депутатов с указанием наименования представительного органа муниципального образования, даты голосования. Затем в подписном листе записано, что нижеподписавшиеся поддерживают самовыдвижением или выдвижение кандидата в депутаты по наименованию или номеру избирательного округа гражданина с указанием гражданства, ФИО, даты рождения, места работы, занимаемой должности, или рода занятий, места жительства. Далее подписной лист представляет из себя таблицу: в первой графе которой указан номер по порядку, во второй ФИО, в третьей - год рождения, в четвертой - адрес места жительства, в пятой - серия и номер паспорта, в шестой - дата внесения подписи, в седьмой- подпись. Заканчивается подписной лист удостоверением подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, с указанием его данных и даты внесения. Подписывает этот лист кандидат и указывает дату.
Суд, исследуя представленные в материалы дела подписные листы, установил, что в подписных листах № 1, 2, 3, 4 вышеуказанные сведения представлены. Вместе с тем, помимо данных сведений на каждом подписном листе после места жительства кандидата имеются сведения об отсутствии судимости, после ФИО кандидата, подписи и даты ее внесения указан специальный избирательный счет.
Сведения о судимости кандидата, как это определено в п. 58 ст. 2 названного Федерального закона, - это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с примечанием к Приложению 8, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, в подписном листе после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата. Вместе с тем необходимости указания факта отсутствия судимости установленная форма подписного листа не содержит. Кроме того, сведения о специальном избирательном счете внесению в подписной лист в соответствии с Приложением № 8 не подлежат.
По мнению суда, указание расширительных данных, информирующих о кандидате в депутаты, а именно: о специальном избирательном счете, а так же об отсутствии у кандидата судимости не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, но вместе с тем свидетельствует об изменении реквизитов формы подписного листа, тем самым является нарушением принципа равенства кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Отсутствие в подписных листах сведений о субъекте Российской Федерации и наименовании района подтверждается документально.
Оспаривая наличие данного нарушения, административный истец указывает, что подписной лист может не содержать каких-либо реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
В соответствии с положениями пункта 5 части 2 Федерального закона № 67-ФЗ, адрес места жительства - это адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу положений части 11 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
Как разъяснено в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 октября 2010 года № 1426-О-О и от 03 июля 2014 года № 1483-О согласно подп. 5 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ адрес места жительства - это тот адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, адрес места жительства должен указываться в подписных листах в том виде, как он отражен в официальных документах, удостоверяющих наличие у гражданина регистрации по месту жительства, а именно в паспорте гражданина Российской Федерации или свидетельстве о регистрации по месту жительства. Закрепленный в подп. 5 ст. 2 указанного Федерального закона общий перечень сведений, образующих понятие адреса места жительства, носит ориентирующий характер. Следовательно, содержащееся в нем законоположение означает, что избирательные комиссии, на которые данным Федеральным законом возложена обязанность по обеспечению и защите избирательных прав граждан на основе демократических принципов и норм избирательного права (п. 3 ст. 20), не должны во всех без исключения случаях требовать указания в подписных листах всех перечисленных в данном перечне сведений, в том числе при отсутствии тех или иных сведений в паспорте гражданина Российской Федерации (свидетельстве о регистрации по месту жительства). Иное понимание данного законоположения допускало бы невозможность однозначного определения в каждом конкретном случае правильности указания места жительства избирателя, тем самым приводя к нарушению конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и не отвечало бы требованиям ясности и недвусмысленности правового регулирования.
На обязательность указания всех реквизитов, перечисленных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, так же обращено внимание Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с пунктом 70 которого, под адресом места жительства избирателя, участника референдума понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (подпункт 5 статьи 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Отсутствие одного или нескольких названных реквизитов в адресе места жительства, который должен быть указан в подписном листе собственноручно лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, независимо от уровня выборов, референдума, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума, не может рассматриваться как нарушение установленных законом требований к указанию адреса.
В частности, в качестве таких особенностей следует рассматривать отсутствие наименований улиц в населенных пунктах, наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина на межселенной территории.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации относительно соблюдения требований, предъявляемых законом к указанию в подписном листе адреса места жительства избирателя, были сформулированы в условиях действия п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, который закреплял, что избиратель приводит в подписном листе адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Позднее, при совершенствовании правового регулирования избирательных отношений, федеральный законодатель отказался от использования в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» категории «адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина», однако упомянул, что при определении места жительства гражданина его адрес должен соотноситься со сведениями органов регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (Федеральный закон от 23 июля 2011 года № 259-ФЗ).
Основываясь на этом, Конституционный Суд Российской Федерации распространил свою правовую позицию, сформулированную в Определении от 19 октября 2010 года № 1426-О-О на действующее правовое регулирование, в том числе в части, касающейся указания адреса места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (Определение от 22 ноября 2012 года № 2212-О).
Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил обязательность этой правовой позиции для правоприменителей, в силу чего она во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года № 24 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», должна подлежать безусловному соблюдению при применении указанных законоположений избирательными комиссиями и судами.
В дальнейшем такое толкование закона было учтено законодателем при принятии Федерального закона от 23.05.2020 № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в частности, в п. 11 ст. 37 Федерального закона и в Приложение № 8 к настоящему Федеральному закону, которые дополнены нормой о том, что адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подп. 5 ст. 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше норм Закона и конкретных обстоятельств дела, следует, что необходимость указания в подписных листах в адресах места жительства избирателей наименования субъекта Российской Федерации является безусловным требованием федерального законодательства, обязательного для исполнения всеми участниками избирательного процесса, в связи с чем доводы, приводимые административным ответчиком о допущенных нарушениях заполнения подписных листов кандидата Броненко Д.О., в части отсутствия наименования региона и района места проживания избирателей судом признаются состоятельными, так как указание места жительства избирателей в избранной ими форме препятствует их однозначному восприятию.
В связи с изложенным нельзя признать правомерными доводы административного истца о том, что отсутствие в паспорте избирателей сведений о регистрации по месту жительства наименования субъекта Российской Федерации дает право при оформлении подписного листа указать информацию в меньшем объеме, чем это предусмотрено действующим избирательным законодательством.
Поскольку нарушение норм федерального и областного законодательства при оформлении подписных листов в поддержку заявителя нашли свое подтверждение в суде, оснований не согласиться с выводами избирательной комиссии у суда не имеется.
Необходимость указания в представленных кандидатом подписных листах адреса места жительства избирателя, в том числе указания в этом адресе наименования области - прямое требование федерального закона, выполнение которого не может зависеть от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса.
Приведенные требования законодателя обязательны для исполнения каждым кандидатом, носят строго формальный характер и потому не позволяют отнести их нарушение к категории несущественных. Иное означало бы прямое нарушение принципа равенства всех кандидатов в их правах и обязанностях, установленного п. 1 ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ.
Положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ не применимы к правоотношениям по поводу оформления подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Требования закона о полном указании адреса места жительства избирателей, включая наименование области и района, не исполнены кандидатом Броненко Д.О., что свидетельствует о недействительности всех подписей избирателей по основанию, предусмотренному п. 5 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ.
Пояснения административного истца о том, что представленные им подписи избирателей могли быть признаны ТИК достоверными, поскольку всех избирателей можно было идентифицировать, несмотря на выявленные несоответствия, фактически направлены на то, чтобы предоставить административному истцу преимущества перед другими кандидатами, что недопустимо в силу закрепленного в ст. 39 Федерального закона № 67-ФЗ принципа равенства всех кандидатов, в соответствии с которым все кандидаты не только обладают равными правами, но и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Из определения Конституционного суда Российской Федерации от 11.05.2012 г. № 658-О следует, что изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан, а потому не может рассматриваться как нарушающее права и свободы граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 года № 1858-О-О).
При недостаточном количестве собранных подписей комиссия не вправе была зарегистрировать кандидата, следовательно, принятие решения об отказе является обязанностью избирательной комиссии.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о том, что совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение этим решением прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, действия административного ответчика соответствуют требованиям закона, оспариваемое решение принято в пределах компетенции, у суда не имеется оснований для удовлетворения административного иска.
По смыслу ч. 1 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления об оспаривании решения избирательной комиссии, ее действия (бездействия) является установление судом одновременно двух обстоятельств: несоответствия оспариваемого действия, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Анализируя установленное выше, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком нарушений федерального и регионального законодательства о выборах при проверке представленных истцом подписных листов, отказе в регистрации Броненко Д.О. кандидатом, допущено не было.
По мнению суда, решение ответчика о признания 100% подписей недействительными основано на вышеприведенных нормах закона, следовательно, обжалуемое решение об отказе в регистрации Броненко Д.О. кандидатом в депутаты Собрания Углегорского городского округа восьмого созыва по трехмандатному избирательному округу № 2, является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ № 62/235 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.