Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1150/2022 ~ М-1098/2022 от 24.08.2022

УИД 35RS0019-01-2022-002321-80

    Дело № 2а-1150/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года                                                     с. Устье Усть-Кубинский район                                                           Вологодская область

Сокольский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующей судьи Серебряковой О.И.,

при ведении протокола помощником судьи Селивановой Е.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Усть-Кубинского района Егаревой Е.А.,

заинтересованных лиц Попова А.М., Ковалева И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Усть-Кубинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить круглогодичное автомобильное и пешеходное сообщение с деревней Кочеватик,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Кубинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области о признании незаконным бездействия администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению устойчивого круглогодичного автомобильного и пешеходного сообщения с деревней Кочеватик Усть-Кубинского района Вологодской области, возложении обязанности в срок до 01 сентября 2023 года обеспечить в соответствии с законодательством Российской Федерации устойчивое круглогодичное автомобильное и пешеходное сообщение с деревней Кочеватик Усть-Кубинского района Вологодской области (от д. Новое до д. Кочеватик).

Требования мотивированы тем, что в результате проведения кадастровых работ, а так же мероприятий по изъятию земельного участка для муниципальных нужд в июне 2022 года завершена процедура обращения в собственность Усть-Кубинского муниципального района земельных участков с кадастровыми номерами №, предназначенных для обслуживания автомобильных дорог Власьево-Новое и Новое-Клыжово.

Проверкой по обращению установлено, что до июня 2022 года проезд к д. Кочеватик Усть-Кубинского района осуществляется по земельному участку, принадлежащему физическому лицу, не включенному в перечень автомобильных дорог пользования местного значения, расположенных вне границ населенных пунктов Усть-Кубинского муниципального района, отдельные участки которого в осенний и весенний периоды находятся в неудовлетворительном состоянии.

Указанное нарушение требований законодательства влечет угрозу бесперебойному и безопасному движению транспортных средств, а также правам неопределенного круга лиц (пользователей автомобильных дорог) на безопасность дорожного движения.

Дорога до д. Кочеватик (от д. Новое до д. Кочеватик) как объект недвижимости фактически не существует, ее местоположение не определено, жители деревни не имеют возможности проезда в деревню в периоды весенней и осенней распутицы, поскольку вынуждены добираться по полю, дорожное полотно отсутствует.

Ответственность за выявленные нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в данном случае возлагается на администрацию района.

Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не освобождает ответчика от принятия необходимых мер для обеспечения транспортного сообщения с д. Кочеватик.

Несоответствующее предъявляемым требованиям состояние транспортного сообщения имеется на протяжении продолжительного периода времени, следовательно, непринятие своевременных мер по обследованию, финансированию, планированию работ, направленных на приведение транспортного сообщения в надлежащее состояние, ограничивает право граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.

Администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области как орган местного самоуправления, которому передано осуществление полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, бездействует, не выполняет возложенные на нее Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по организации дорожной деятельности, полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, тем самым нарушает права населения в указанной сфере.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области от 29 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных отношений администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области, администрация Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области.

Определением Сокольского районного суда Вологодской области, занесенным в протокол судебного заседания от 19 сентября 2022 года, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ковалев И.Н.

Представитель административного истца - помощник прокурора Усть-Кубинского района Егарева Е.А. исковые требования поддержала, пояснила, что прокуратурой района было выявлено нарушение в необеспечении проезда в д. Кочеватик, причем в 2020 году прокуратурой района было вынесено представление в адрес администрации района об организации проезда, однако мер принято не было, в связи с чем было направлено исковое заявление. Через земельные участки №, которые были обращены в собственность для обслуживания автомобильных дорог Власьево-Новое, Новое-Клыжово, дорога к д. Кочеватик не проходит, там лишь часть проезда к деревне. От д. Новое до д. Кочеватик на данный момент дороги нет, проведенным обследованием совестно с сотрудниками ГИБДД установлено, что имеющийся проезд нельзя назвать автомобильной дорогой, соответствующей всем требованиям. Просит исковые требования удовлетворить, считает, что срок, указанный в исковом заявлении - до 1 сентября 2023 года, является достаточным для включения необходимых денежных средств в бюджет на следующий год, так как работы в основном производятся в весенне-летний период времени.

Представитель административного ответчика - администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области по доверенности Сорокина Е.В. в судебном заседании выразила несогласие с иском, пояснила, что о данной проблеме администрации известно, она решается. Работа по обустройству подъезда к данным деревням ведется. На сегодняшний день сформирована программа развития улично-дорожной сети района, она разработана по 2023 год включительно, но мероприятия по данной дороге не включены в программу. Чтобы обустроить данную дорогу, необходимо произвести оканавливание и подсыпку, надлежащим образом оформить земельный участок, потому что участок на сегодняшний день – это земли сельскохозяйственного назначения, поэтому его необходимо перевести в земли под дороги. Ориентировочно данные работы укладываются от полутора до двух миллионов в сегодняшних ценах. На сегодняшний день таких сумм в бюджете района нет, будут ли они на следующий год не известно, поэтому установленный прокуратурой срок до 1 сентября 2023 года администрацию не устраивает, произвести в данный срок указанные работы нет возможности.

Представитель заинтересованного лица - Департамента сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал, в отзыве оставил разрешение дела на усмотрение суда, указал, что полномочиями по организации дорожной деятельности, содержанию автомобильных дорог Департамент не обладает.

Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных отношений Администрации Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал.

Представитель заинтересованного лица - администрации Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовал.

Заинтересованное лицо Попов А.М. в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что в администрацию района по данному вопросу обращался многократно с 2017 года, в 2020 году обратился в прокуратуру. Мост не проходит по дороге от д. Новое до д. Кочеватик. Кроме того, через д. Кочеватик проходит дорога, по которой люди в летний период попадают в д. Крыжово, другого проезда там нет.

Заинтересованное лицо Ковалев И.Н. в судебном заседании пояснил, что у него имелся земельный участок между д. Новое и д. Кочеватик, который относился к землям сельскохозяйственного назначения. Земельный участок с кадастровым номером № изъят у него постановлением администрации для создания дороги. Участок был изъят по форме и контуру соответствующий дороге, то есть где она исторически сложилась, контур этот согласовывался с администрацией, было проведено межевание.

Суд, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что для обслуживания автомобильных дорог Власьево-Новое и Новое-Клыжово администрацией Усть-Кубинского района проведены кадастровые работы, а так же мероприятия по изъятию земельных участков для муниципальных нужд, завершена процедура обращения в собственность Усть-Кубинского муниципального района земельных участков с кадастровыми номерами №.

Согласно выпискам из ЕГРН:

- земельный участок с кадастровым номером № площадью 15466 +/- 218 кв.м относится категории земель промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования: размещение автомобильных дорог;

- земельный участок с кадастровым номером № площадью 15254 +/- 1741 кв. м относится к категории земель сельскохозяйственного назначения.

В ответ на требование прокуратуры ОГИБДД МО МВД России «Сокольский» осуществлено обследование участка дороги от д. Новое до д. Кочеватик Усть-Кубинского района Вологодской области. Установлено, что дорога грунтовая, не имеет насыпи, дорожной одежды и покрытия, проходит по землям сельхозназначения, на всем протяжении данного участка имеются дефекты в виде колейности, выбоин, провалов. Указанный участок земли объектом транспортной инфраструктуры в виде автомобильной дороги не является, поскольку не соответствует определению, указанному в ФЗ № 257 от 08.11.2017 года.

Из ответа на запрос суда следует, что администрация Высоковского сельского поселения не располагает достоверными сведениями о зарегистрированных жителях в д. Кочеватик.

Согласно выписок из ЕГРН в д. Кочеватик Усть-Кубинского района Вологодской области зарегистрированы жилые дома №, один объект индивидуального жилищного строительства и один жилой дом без номера. Также в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированных правах собственности граждан на земельные участки в данной деревне.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пунктам 5, 6, 12, 18 ч.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава Усть-Кубинского муниципального района, к вопросам местного значения района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.1 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.

В соответствии с пунктами 1, 6 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ»), автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ч.2 ст.13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 названной статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта РФ за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В силу ч.10 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.

Согласно ч.3 ст.15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Таким образом, осуществление полномочий по содержанию автомобильных дорог в границах муниципального района отнесено к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.

В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно абз.11 п.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств не освобождает административного ответчика от принятия необходимых мер для обеспечения транспортного сообщения с деревней Кочеватик.

Как следует из материалов дела, несоответствующее предъявляемым требованиям состояние транспортного сообщения имеется на протяжении продолжительного периода времени, следовательно, непринятие своевременных мер по обследованию, финансированию, планированию работ, направленных на приведение их в надлежащее состояние, не может ограничивать право граждан на обеспечение безопасности дорожного движения.

Вышеуказанное свидетельствует о том, что администрация Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области как орган местного самоуправления, которому передано осуществление полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов, бездействует, не выполняет возложенные на нее ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, тем самым нарушают права населения в указанной сфере.

Таким образом, административный ответчик совершил бездействие, выразившееся в непринятии мер к обеспечению устойчивого круглогодичного автомобильного и пешеходного сообщения с деревней Кочеватик Усть-Кубинского района Вологодской области. Данное бездействие создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан – неопределенного круга лиц (участников дорожного движения, жителей деревни). При этом количество лиц, проживающих в населенном пункте, значения не имеет.

С учетом существующих различных вариантов обеспечения круглогодичного транспортного сообщения с д. Кочеватик, органы местного самоуправления вправе самостоятельно определить способ, которым будут осуществлять реализацию возложенных на них федеральным законодательством полномочий по решению вопроса местного значения в области дорожной деятельности.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Усть-Кубинского района подлежат удовлетворению в полном объеме.

Определяя срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, с учетом погодных и климатических условий, исходя из требований разумности и соблюдения баланса интересов сторон, суд считает определить срок исполнения решения суда до 1 сентября 2023 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░).

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                                                      ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.10.2022

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1150/2022 ~ М-1098/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Усть-Кубинского района
Ответчики
администрация Усть-Кубинского муниципального района
Другие
администрация Высоковского сельского поселения
Управление имущественных отношений
Ковалёв Иван Николаевич
Попов Александр Михайлович
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Суд
Сокольский районный суд Вологодской области
Судья
Серебрякова Ольга Игоревна
Дело на сайте суда
sokolsky--vld.sudrf.ru
24.08.2022Регистрация административного искового заявления
25.08.2022Передача материалов судье
29.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
29.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2022Судебное заседание
13.10.2022Судебное заседание
20.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2022Дело оформлено
05.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее