Дело № 2а-1102/2020
55RS0007-01-2020-001157-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16.07.2020 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Васильевой Т.А., при помощнике судьи Миллер Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Косарева П.А. к Администрации г. Омска, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска о признании незаконным отказа во внесении изменений в документацию по планировке территории, переносе красной линии и границы территориальной зоны № от ДД.ММ.ГГГГ., возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Косарев П.А. обратился в суд с названным административным иском к Муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в лице Администрации г. Омска (Департамент архитектуры и градостроительства), просил признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска № от ДД.ММ.ГГГГ. во внесении изменений в документацию по планировке территории, с учетом сложившейся жилой застройки, планируемой к сохранению, путем изменения координат красной линии и переноса границы территориальной зоны ЖЗ-517 <адрес> по границе сложившейся существующей застройки путем включения существующей жилой застройки в данную территориальную зону ЖЗ-517 и о возложении обязанности внести указанные изменения, с возложением судебных расходов на ответчика. В обоснование указано, что ДД.ММ.ГГГГ Косаревым П.А. был заключен договор купли — продажи жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенных по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Косаревым П.А., было предоставлено заявление о получении муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В соответствии с полученным градпланом № выяснилось, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон: зона городского наземного транспорта ИТ2 и зона жилой застройки средней этажности ЖЗ-517. Также установлено, что жилая территория земельного участка с кадастровым номером №, а также соседние прилегающие земельные участки попадают под действие проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 года №1543-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области». Из предоставленной документации по планировке территории и градостроительного плана земельного участка следует, что строительство, реконструкция, перепланировка, а также иные манипуляции с объектами капитального строительства на земельном участке невозможны, так как зона допустимого размещения объекта значительно мала, и в соответствии с чертежом градплана площадь таковой составляет примерно 3 кв.м. Также в градплане указана установленная документацией по планировке территории красная линия, которая не учитывает ранее сложившуюся жилую застройку земельного участка Косарева П.А., и соседних земельных участков территориальной зоны ЖЗ-517, что противоречит основным направлениям развития архитектурной—планировочной и функционально—пространственной структуры территории проекта: «в жилом квартале в границах: <адрес> сохраняется существующая застройка малой и средней этажности». Земельный участок с кадастровым номером №, находящейся в собственности истца, носит статус «ранее учтенный» и был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что в документации по планировке территории, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, не учтена перспективная возможность развития города Омска и не соблюдены интересы населения города при установлении границ территориальных зон и красных линий, а также зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения с возможностью оказания их негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, при установлении красных линий улиц не были соблюдены интересы собственников как земельного участка истца (кадастровый №), так и земельных участков, граничащих с земельным участком истца (кадастровые номера земельных участков №, №, №, №, №). Поэтому в настоящий момент истец не может полноценно использовать свой земельный участок, размещать на нем индивидуальный гараж, подсобные сооружения, проводить реконструкцию жилого дома, в котором он проживает, так как существующий жилой дом на земельном участке истца фактически расположен в двух территориальных зонах ИТ2 и ЖЗ-517. Кроме того, в соответствии с утвержденными нормативами градостроительного проектирования на территории малоэтажной застройки допускается размещение жилых домов по красной линии улиц в условиях сложившейся застройки. В соответствии с указанной информацией в градплане «красные линии установлены проектом планировки территории, характерные точки красных линий в составе проекта планировки территории не определены, координаты отсутствуют». В связи с вышеизложенным, Косарев П.А., был вынужден обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о внесении изменений в документацию по планировке территории, переносе красной линии и границы территориальной зоны от ДД.ММ.ГГГГ., однако, на данное заявление был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на положения ст.ст. 209, 304 ГК РФ, ч. 5, ч. 17 ст. 45, п. 2 ч. 6 ст. 43 ГрК РФ, пункт 4.4 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30 полагает, что правовое регулирование не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, а лицо, права которого могут быть нарушены в результате установления данных линий, не лишено возможности оспорить в судебном порядке соответствующий административный акт. Учитывая что, ответ Муниципального образования городского округа г. Омск Омской области в лице Администрации г. Омска (Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска) от ДД.ММ.ГГГГ нарушает законные права и интересы Косарев П.А. вынужден обратиться в суд за защитой своих прав. В указанной связи просил: признать ответ Муниципального образования городского округа г. Омск Омской области в лице Администрации г. Омска (Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска), от ДД.ММ.ГГГГ – незаконным; обязать Муниципальное образование городского округа г. Омск Омской области в лице Администрации г. Омска (Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска), внести изменения в документацию по планировке территории с учетом сложившейся жилой застройки, планируемой к сохранению, путем изменения координат красной линии и переноса границы территориальной зоны ЖЗ-517 <адрес> по границе сложившейся существующей застройки путем включения существующей жилой застройки в данную территориальную зону ЖЗ-517 (л.д.5-6).
В судебном заседании административный истец Косарев П.А., его представитель по доверенности Архицкая К.В. (л.д.13, 14 -диплом) полностью поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Администрации г. Омска по доверенности Бруева Е.А. (л.д.106-107 - диплом) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 63-68). Пояснила, что в качестве способа восстановления нарушенного права административный истец указывает на необходимость возложения на Администрацию города Омска обязанности внести изменения в документацию по планировке территории путем изменения границ красных линий и переноса границы территориальной зоны ЖЗ-517. Таким образом, истец фактически ставит вопрос об обязании Администрации города Омска внести изменения в нормативные правовые акты, между тем, суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять ту или иную норму исходя из конституционного принципа самостоятельности и разделения ветвей власти в Российской Федерации (данная позиция отражена в определении ВС РФ от 14.02.2002 № КАС 02-29). Кроме того, суд не правомочен обязать орган местного самоуправления совершить какое-либо действие без признания его решений, действия (бездействия) незаконными, поскольку обязании совершить какие-либо действия является мерой вследствие незаконных действий или решений, после признания их таковыми. В рамках настоящего спора обжалуются действия департамента архитектуры и градостроительства, а не какие-либо действия (бездействие) Администрации города Омска. Относительно требования о переносе границы территориальной зоны ЖЗ-517 следует также отметить, что данное требование сводится к обязанию Администрации города Омска внести изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 (далее - Правила). Вместе с тем, следует учитывать, что статьей 46 ГрК РФ не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять решение об утверждении документации по планировке территории, либо о внесении изменений в действующие проекты планировки, межевания территории. Действующее законодательство не устанавливает конкретных оснований для отказа в утверждении такой документации и не возлагает на уполномоченный орган обязанности при наличии каких-либо условий принять решение об утверждении, относя вопрос об утверждении этой документации к сфере административного усмотрения уполномоченного органа. Кроме того, исходя из смысла части 10 статьи 45 ГрК РФ документация по планировке территории должна соответствовать, в первую очередь, документам территориального планирования. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований. Таким образом, Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденный Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 является основным документом территориального планирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В соответствии со Схемой развития объектов транспорта местного значения (11.2) в составе Генерального плана земельный участок с кадастровым номером № ограничен планируемой магистралью районного значения - <адрес>. В соответствии с Правилами спорный земельный участок расположен в границах территориальной зоны ИТ2 (зона наземного транспорта) и границах территориальной зоны жилой застройки средней этажности (ЖЗ-517). Таким образом, проекты планировки, межевания территории, утвержденные постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 № 1543-п, приняты в соответствии с действующими Генеральным планом. Правилами, в связи с чем, основания для внесения изменений в действующую документацию по планировке территории отсутствовали, отсюда следует, что оспариваемый отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска является законным и обоснованным. На момент приобретения административным истцом в собственность спорного земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ) ограничения, установленные проектами планировки, межевания территории. Правилами, Генеральным планом, являлись действующими. Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявленных Косаревым П.А. требований отсутствуют
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по доверенности К. (л.д.104-105-диплом) в судебном заседании заявленные требования не признал в полном объеме, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.30-33), суду пояснил, что документация по планировке территории разрабатывается на перспективу, для обеспечения развития территорий, а не для исключительно четкой фиксации фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства. На основании разработанного и утвержденного постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 № 1543-п проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес>, указанный в обращении земельный участок частично расположен в зоне размещения индивидуальной жилой застройки (застроенная территория), частично - в красных линиях <адрес> - магистрали районного значения. Согласно расчетным показателям для проектирования сети улиц и дорог городского округа нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных Решением Омского городского Совета от 22.03.2017 № 519 (далее - нормативы), ширина улицы в красных линиях магистрали районного значения 30 - 45 м. Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.) с учетом санитарно-гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц в красных линиях принимается в соответствии с таблицей 5.8.2. нормативов, при обосновании может быть больше максимального значения, но не меньше минимального. Согласно проекту межевания территории, расположенной в границах: <адрес>, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 № 1543-п, (согласно приложению № к настоящему постановлению) указанный в обращении земельный участок подлежит разделу. В отношении вышеназванной градостроительной документации до её утверждения были проведены публичные слушания в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В ходе публичных слушаний замечаний и предложений о переносе красной линии в связи со сложившейся застройкой на рассматриваемой территории не поступало. Согласно изложенному внесение изменений в проект планировки рассматриваемой территории за счет средств бюджета города Омска не предусмотрено. Согласно требованиям действующего законодательства разработан и утвержден Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области. Генплан разработан в целях обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, определено функциональное зонирование территории города. В развитие Генплана разработаны и утверждены Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которыми определено градостроительное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Рассматриваемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах. В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. Заинтересованное лицо должно обратиться в департамент с заявлением о принятии распоряжения о подготовке документации по планировке территории с приложением задания на выполнение инженерных изысканий, с указанием предельного срока подготовки документации, а также с приложением обоснования необходимости ее подготовки. В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. В рассматриваемой ситуации отсутствуют указанные выше признаки. На основании вышеизложенного, считает требования необоснованными, просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", следует, что оспариваться могут не только действия указанных в статье лиц, но и их решения.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем: признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом (ст. 12 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений п.п. 2 п. 1 ст. 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может содержать требования, в том числе: о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия).
Одной из правовых предпосылок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих является нарушение решениями, действиями (бездействием) указанных лиц прав и свобод граждан.
В соответствии с положениями ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч. 2).
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле (ч. 3).
В силу положений ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно статье 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ формирование одного земельного участка в двух и более территориальных зонах не допускается.
Муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденного Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 (с изм. 02.07.2019) в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области, создающим условия рационального использования территорий города Омска с целью формирования гармоничной среды жизнедеятельности, планировки, застройки и благоустройства территории города Омска, развития программы жилищного строительства, производственной, социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования, сохранения историко-культурного наследия являются Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Решением Омского городского Совета от 10.12.2008г. № 201 были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Омск Омской области, включающие в себя карту градостроительного зонирования территорий города Омска, а также градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска (ст.2 Правил).
Исходя из п.7 ст. 5 Правил, контроль за их исполнением, а также деятельностью муниципальных органов, уполномоченных в сфере землепользования и застройки, в пределах своей компетенции осуществляет Омский городской Совет.
Согласно ст. 9 Правил землепользования и застройки, градостроительное зонирование территории города Омска осуществляется в соответствии с Генеральным планом, на основе комплексного анализа всех характеристик и особенностей территории города Омска.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне жилой малоэтажной застройки приведены в таблице № (ст. 42 Правил) и ст. 43 Правил.
В соответствии с Правилами: зона ЖЗ - зона жилой застройки средней этажности, включающая в себя участки территории города Омска, предназначенные для размещения многоквартирных жилых домов средней этажности, дополнительные территориальные зоны - зоны территории общего пользования в границах коридоров красных линий объектов автомобильного транспорта (ИТ-2).
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 16.06.2010 № 1019 «О внесении изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах, установленных Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» контроль по подготовке документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах, осуществляет комитет Омского городского Совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства.
Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3 утверждено Положение о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в соответствии с которым департамент при осуществлении своих полномочий взаимодействует с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Омской области, органами местного самоуправления города Омска, организациями и гражданами по вопросам, входящим в его компетенцию. В своей деятельности департамент руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Омской области, муниципальными правовыми актами города Омска, настоящим Положением. Департамент возглавляет директор департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром города Омска.
В сфере архитектуры и градостроительства департамент обеспечивает реализацию Генерального плана муниципального образования городской округ город Омск Омской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в пределах своей компетенции. Департамент в установленном порядке обеспечивает ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (далее - ИСОГД города Омска), в том числе осуществляет предоставление сведений ИСОГД города Омска по межведомственным запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (подп. 20 п. 18 Положения).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ. Косарев П.А. на основании договора купли — продажи жилого дома и земельного участка с кадастровым номером № (земли населенных пунктов), расположенных по адресу: <адрес> является собственником указанных объектов недвижимости (л.д.109-114).
Из Кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о спорном земельном участке были внесены в ГКН декларативно ДД.ММ.ГГГГ., с определением координат поворотных точек в ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.124), что подтверждается копией Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.135-141). Градостроительный план спорного земельного участка оформлен ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.125-134).
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска № 14312-р от 10.12.2009 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с кадастровым номером №, относящегося к категории земель населенных пунктов и установлен вид разрешенного использования земельного участка – для размещения домов индивидуальной жилой застройки (л.д.146).
ДД.ММ.ГГГГ Косаревым П.А. в адрес департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было подано заявление, поименованное административным истцам как «о внесении изменений в документацию по планировке территории, переносе красной линии и границы территориальной зоны». В просительной части заявления Косарев П.А. просил учесть в документации по планировке территории сложившуюся застройку, планируемую к сохранению, путем изменения координат красной линии и переноса границы территориальной зоны Ж3-517 <адрес> по границе сложившейся существующей застройки, путем включения существующей жилой застройки в данную территориальную зону Ж3-517, на основании чего внести изменения в указанную документацию по планировке территории» (л.д.42-43).
Таким образом, из буквального толкования текста заявления следует, что обращение с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по подготовке и утверждению градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от административного истца административному ответчику не поступало.
Суд отмечает, что правом свободного усмотрения при разрешении обращений граждан Департамент не наделен.
В ответ на указанное обращение Косарева П.А. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком был дан ответ об отказе в удовлетворении заявления о внесении изменений в документацию по планировке территории, переносе красной линии и границы территориальной зоны, разъяснением заявителю права на обращение с заявлением о принятии распоряжения о подготовке документации по планировке территории с приложением задания на выполнение инженерных изысканий, а также с приложением обоснования необходимости ее подготовки с мотивированными ссылками на положения п. 8 ст. 45 ГрК РФ (л.д.8).
При этом, как указано административным истцом в соответствии с полученным ДД.ММ.ГГГГ градостроительным планом №, ему известно, что земельный участок с кадастровым номером № расположен в границах двух территориальных зон: зона городского наземного транспорта ИТ2 и зона жилой застройки средней этажности ЖЗ-517; жилая территория земельного участка с кадастровым номером №, а также соседние прилегающие земельные участки попадают под действие проекта планировки и проекта межевания территории, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 года № 1543-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области».
Доказательств оспаривания в установленном законом порядке положений приведенного постановления Администрации города Омска от 26.12.2016 года № 1543-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области», суду административным истцом не представлено. Вопрос на публичных слушаниях по инициативе административного истца не обсуждался.
Соответственно, указанное постановление является действующим и соответствует Генеральному плану муниципального образования городской округ город Омск Омской области, а также не противоречит Правилам землепользования и застройки территории указанного муниципального образования (л.д.37-39).
Также в названном градостроительном плане указано на наличие установленной красной линии, что, по мнению административного истца не учитывает ранее сложившуюся жилую застройку земельного участка Косарева П.А., и соседних земельных участков территориальной зоны ЖЗ-517 и противоречит основным направлениям развития архитектурной—планировочной и функционально—пространственной структуры территории проекта: «в жилом квартале в границах: <адрес> сохраняется существующая застройка малой и средней этажности», что подтверждается фрагментом проекта межевания территории, утвержденного постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 года № 1543-п «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (л.д.9,40-41).
Истец полагает, что поскольку земельный участок с кадастровым номером №, находящейся в его собственности, носит статус «ранее учтенный» и был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, в документации по планировке территории, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, не учтена перспективная возможность развития города Омска и не соблюдены интересы населения города при установлении границ территориальных зон и красных линий, а также зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения с возможностью оказания их негативного воздействия на окружающую среду; при установлении красных линий улиц не были соблюдены интересы собственников как земельного участка истца (кадастровый №), так и земельных участков, граничащих с земельным участком истца (кадастровые номера земельных участков №, №, №, №, №), соответственно, истец не может полноценно использовать свой земельный участок, размещать на нем индивидуальный гараж, подсобные сооружения, проводить реконструкцию жилого дома, в котором он проживает, так как существующий жилой дом на земельном участке истца фактически расположен в двух территориальных зонах ИТ2 и ЖЗ-517.
Указанное послужило основанием для обращения Косарева П.А. с настоящим административным иском в суд.
Обсуждая доводы сторон, суд учитывает следующее.
Статьей 3 Градостроительного Кодекса РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
Пунктом 26 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В силу положений части 16 статьи 45 ГРК РФ проект межевания подлежит обязательному опубликованию.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ).
Исходя из п. 17 ст. 45 ГрК РФ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.
Вместе с тем, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах, определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны, и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны. Подготовка проекта межевания территории осуществляется для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (части 1 и 2 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов: территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6, 7 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно статье 38 Правил на карте градостроительного зонирования территории города Омска обозначены территориальные зоны.
Согласно ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 1. 3 части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе, физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (пункт 5 части 3 статьи 33 ГрК РФ).
Согласно части 4 статьи 33 ГрК РФ комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
Статьей 35 Правил землепользования и застройки также определен порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 35 Правил землепользования и застройки предложения о внесении изменений в настоящие Правила направляются в письменной форме в Комиссию. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменений в настоящие Правила рассматривает его и подготавливает заключение, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в настоящие Правила или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение Мэру города Омска.
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 3 Положения о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 08.06.2006 № 172-п, Комиссия рассматривает предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки; обеспечивает внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Как установлено судом, административный истец правом на инициирование процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки не воспользовался.
В соответствии с подпунктами 9. 11, 12 пункта 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 11.04.2012 № 3, департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска осуществляет: организационно-техническое обеспечение деятельности рабочего органа Администрации города Омска по организации и проведению публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территорий муниципального образования городской округ город Омск Омской области; принимает решение о подготовке документации но планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), обеспечивает подготовку указанной документации; обеспечивает подготовку проектов муниципальных правовых актов города Омска об утверждении документации по планировке территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области (проектов планировки территории, проектов межевания территории), о внесении изменений в указанную документацию.
В соответствии с частью 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.
Из указанных выше взаимосвязанных положений действующего законодательства следует, что к компетенции именно органа местного самоуправления отнесены вопросы определения зонирования соответствующей территории.
При этом, заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке обратиться в орган местного самоуправления, в данном случае в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, для установления соответствующей территориальной зоны.
Как установлено судом, оспариваемым письмом, в пределах своих полномочий, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № проинформировал Косарева П.А. о том, что на основании разработанного и утвержденного постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 № 1543-и «Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории Ленинского административного округа муниципального образования городской округ город Омск Омской области» проекта планировки территории, расположенной в границах: <адрес>, спорный земельный участок частично расположен в зоне размещения индивидуальной жилой застройки (застроенная территория), частично - в красных линиях <адрес> - магистрали районного значения.
Согласно чертежу межевания территории элементов планировочной структуры №№, линейных объектов №№, расположенной в границах: <адрес> (приложение № к постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с кадастровым номером №, площадью 544 кв.м. подлежит разделу путем образования земельных участков с видами разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, автомобильный транспорт; индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей).
Как указано судом выше, Решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 43 разработан и утвержден Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения устойчивого развития территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, определено функциональное зонирование территории города. В развитие Генплана Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 разработаны и утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, которыми определено градостроительное зонирование, где для каждой территориальной зоны установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По приведенным административным истцом доводам, снований для возложения обязанности внести изменения в документацию по планировке территории в данном случае суд не усматривает.
Таким образом, проекты планировки, межевания территории, утвержденные постановлением Администрации города Омска от 26.12.2016 № 1543-п, приняты в соответствии с действующими Генеральным планом. Правилами, в связи с чем, основания для внесения изменений в действующую документацию по планировке территории отсутствовали, отсюда следует, что оспариваемый отказ департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска является законным и обоснованным, поскольку спорный земельный участок расположен в двух территориальных зонах, а на момент приобретения административным истцом в собственность спорного земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ) ограничения, установленные проектами планировки, межевания территории, Правилами, Генеральным планом, являлись действующими.
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному нормативному акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
Совокупность приведенных признаков в данном случае судом не установлена.
Кроме того, суд отклоняет доводы административного истца о нарушении прав и законных интересов смежных землепользователей (кадастровые номера земельных участков №, №, №, №, №), поскольку правом обращения в защиту неопределенного круга лиц Косарев П.А. не наделен, а доказательств делегированного права на представление интересов указанных лиц, суду не представлено.
Таким образом, из анализа представленных доказательств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Косаревым П.А. требований к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в полном объеме, поскольку оспариваемый ответ принят в соответствии с требованиями закона в пределах полномочий административного ответчика.
При этом, принимая во внимание, что административным истцом оспаривается ответ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омка - структурного подразделения Администрации города Омска, являющегося самостоятельным юридическим лицом, суд соглашается с доводами административного ответчика и приходит к выводу, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу с учетом характера заявленного спора. Кроме того, Администрация г. Омска, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, полномочиями по внесению изменений в нормативный правовой акт, принятый в пределах компетенции представительным органом местного самоуправления - Омским городским Советом, не обладает.
Учитывая изложенное, заявленные исковые требования Косарева П.А. к Администрации г. Омска также не подлежат удовлетворению.
Доказательств нарушения каких-либо прав и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков суду не представлено.
Иных доказательств помимо исследованных, суду не представлено, судом не установлено.
Вместе с этим, суд полагает необходимым разъяснить стороне административного истца, что он не лишен права на обращение, в том числе, в судебные органы за защитой нарушенного права, если такие нарушения, по его мнению, будут иметь место, иным способом, предусмотренным положениями ст. 12 ГК РФ, в том числе и в порядке КАС РФ с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о принятии распоряжения о подготовке документации по планировке территории.
Судебные расходы по делу суд относит на административного истца.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № № ░░ ░░.░░.░░░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20.07.2020 ░░░░.