УИД 59OS0000-01-2022-000424-92 копи
Дело № 3а-546/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 декабря 2022 года г. Пермь
Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Скороходовой М.М.,
с участием прокурора прокуратуры Пермского края Синевой А.М.,
представителя административного истца Аслановой Р.Н.,
представителя административного ответчика Правительства Пермского края Кыровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Вектор» об оспаривании в части постановления Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость»,
установил:
Правительство Пермского края постановлением от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 940-п) утвердило согласно таблице 1 приложения Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2022 год, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
Постановление № 940-п опубликовано 6 декабря 2021 года в издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», за № 49, том 1, а также размещено 30 ноября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации http:/www.pravo.gov.ru.
Названным постановлением Правительства Пермского края определен на 2022 год перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, согласно приложению к Постановлению.
Под пунктом 1310 таблицы № 1 приложения к Постановлению № 940-п включен объект недвижимости с кадастровым номером **:44, наименование «административное здание», общей площадью 3727,9 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, город Пермь, Ленинский район, улица Пермская, дом 70.
Административному истцу ООО «Вектор» принадлежат на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами **:244, **:241, **:228, расположенные в здании с кадастровым номером **:44.
ООО «Вектор, являясь собственником указанных помещений, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1310 Перечня на 2022 год, полагая, что данный объект недвижимости не отвечает требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемые правовые предписания противоречат приведенным законоположениям и нарушают права административного истца, так как незаконно возлагают обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Представитель административного истца Асланова Р.Н. в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Правительства Пермского края Кырова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, общество с ограниченной ответственностью «***», общество с ограниченной ответственность «***», Р., С., П., И. извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектом обложения этим налогом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве объектов основных средств (пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, при этом в отношении отдельных объектов недвижимости она определяется как их кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 указанного Кодекса.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Пермского края определены статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае».
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года № 848-п «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п «Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» был утвержден сформированный Министерством перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2022 год.
В пункте 1310 Перечня на 2022 год включен объект недвижимости с кадастровым номером **:44.
Административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые помещения с кадастровыми номерами **:244, **:241, **:228, расположенные в оспариваемом здании.
Постановление Правительства Пермского края от 29 ноября 2021 года № 940-п издано в установленном порядке уполномоченным органом в пределах компетенции, что следует из анализа положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края».
Проверяя порядок принятия, опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного правового акта, суд нарушений не установил. При рассмотрении и разрешении административного дела суд исходит из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Пермского края, с соблюдением требований к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения его в действие, что не оспаривается административным истцом.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, объект недвижимости с кадастровым номером **:44 был включен в оспариваемый административным истцом Перечень на основании сведений Единого государственном реестре недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410109:3, а именно «под строительство административного здания». Кроме того, площадь помещений, поименованные как «офис» составляет 1948,9 кв.м, то есть 52,3 % от общей площади спорного объекта недвижимости. Данные обстоятельства, по мнению представителя административного ответчика, позволяют сделать безусловный вывод, что спорный объект предназначен для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что оснований для вывода о неправомерности включения спорного здания в оспариваемый Перечень не имеется.
Так, согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из приведенных выше правовых норм следует, что для признания отдельно стоящего нежилого здания административно-деловым центром необходимо установление в отношении этого здания одного из условий, перечисленных в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав нормы приведенного федерального и регионального законодательства, оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции приходит к выводу, что спорное здание отвечает признакам, приведенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Одним из критериев отнесения здания к объектам недвижимого имущества, подпадающим под требования статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу содержания пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости.
В материалы дела на запрос суда представлен технический паспорт оспариваемого объекта недвижимости с кадастровым номером **:44 от 05 сентября 2006 года, расположенного по адресу: Пермский край, город Пермь, Ленинский район, улица Пермская, дом 70, составленный ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» и учтенный в качестве технической документации здания при регистрации в едином реестре недвижимости, из содержания которого следует, что в здании имеются следующие помещения: «стоянка на 13 машин», «трансформаторная подстанция», «вспомогательное помещение», «электрощитовая», «венткамера», «техническое помещение», «коридор», «насосная», «насосная пожаротушения», «лестничная клетка», «тамбур», «бытовое помещение», «офис», «вестибюль», «комната уборочного инвентаря», «комната охраны», «санузел», «лестница», «умывальная», «техническое помещение», «машинное отделение», «газовая котельная».
Помещения с наименованием «офис» составляют 1948,9 кв.м, то есть 52,3 % от общей площади спорного здания.
Остальные перечисленные помещения не могут быть однозначно отнесены к офисам, торговым объектам, объектам общественного питания либо бытового обслуживания в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, назначение помещений в спорном здании в соответствии со сведениями технического учета однозначно предполагают размещение в нем офисных помещений площадью более 20 процентов его общей площади. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый истцом Перечень в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, объект недвижимости с кадастровым номером **:44, наименование «административное здание» расположен на земельном участке с кадастровым номером **:3 с видом разрешенного использования «под строительство административного здания».
Вместе с тем, основанием для включения в Перечень спорного объекта вид разрешенного использования названного земельного участка однозначно являться не может, поскольку не предусматривает возможность эксплуатации административно-деловых (торговых) центров либо нежилых помещений, в которых могут быть размещены офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания.
Фактическое использование помещений в здании является одним из оснований для включения объектов в Перечень, в связи с чем наличие иного основания (техническая документация) при отсутствии доказательств фактического использования здания не исключает обоснованность включения объекта в соответствующий Перечень.
Позиция административного истца, основанная на использовании помещений, принадлежащих административному истцу, которые не относятся к офисам, не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку правовое значение для разрешения настоящего административного дела имеют обстоятельства наличия не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) предусматривающих размещение офисов.
С учетом изложенного, следует отказать административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 1310 ░░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 940-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ 2022 ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.