Дело № 2а-5197/2023
УИД 18RS0003-01-2023-003805-21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,
при секретаре Давтян А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании недоимки по пени,
у с т а н о в и л :
Первоначально Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (далее по тексту – административный истец) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 (далее по тексту – административный ответчик) о взыскании налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогооблажения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год, в размере 2 704 руб. 00 коп., пени в размере 1 805 руб. 00 коп.; пени по транспортному налогу в размере 1 354 руб. 16 коп.; пени по налогу на землю в размере 53 руб. 85 коп.
Административные исковые требования мотивированы тем, что МИФНС России № 10 по УР в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления № <номер> от <дата> г. с информацией об исчисленных налогах за 2015 год, № <номер> от <дата> г. перерасчет за 2015 год, № <номер> от <дата> г. за 2016 год, № <номер> от <дата> г. за 2017 год, № <номер> от <дата> г. за 2018 год, № <номер> от <дата> г. за 2019 г., № <номер> от <дата> за 2020 год с указанием на необходимость уплатить в указанных в них сроков уплаты налогов.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени Инспекция, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику требование № <номер> от <дата> г. со сроком уплаты до 06.11.2021 и требование № <номер> от <дата> г. со сроком уплаты до 14.12.2021 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов. Требования было отправлено налогоплательщику заказными почтовыми отправлениями.
Таким образом, недоимка по налогу на имущество за 2020 год составила 2 704 руб., пени в размере 1 859,08 руб.
Кроме того, ФИО1 являлась владелицей транспортного средства <данные изъяты> <номер> 4 месяцев 2015 года и являлась плательщиком транспортного налога. Транспортный налог установлен Законом Удмуртской Республики № 63-P3 от 27.11.2002 г.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 10 по Удмуртской Республике в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № <номер> от <дата> г. с указанием на необходимость уплатить в срок не позднее 01.12.2016 г. транспортный налог за 2015г. в размере 813,00 руб.
В налоговом уведомлении произведен расчет транспортного налога за 2015 г. в отношении автомобиля Шевроле Нива (ВАЗ 32123) государственный номер Р353ТМ 18 в размере 813 руб. (122,00 х 20,00% х 4/12=813,00 руб.), где 122,00 - налоговая база
20 - налоговая ставка (руб.), 4 - количество месяцев владения в году / 12.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени Инспекция, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику требование <номер> от <дата> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов со сроком уплаты до <дата> Требование направлено налогоплательщику заказным почтовым отправлением <дата>, однако не исполнено.
Кроме того, ФИО1 является плательщиком земельного налога за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> Земельный налог, подлежащий уплате ФИО1, составляет в размере 63 рубля ( 15520 +5352) х 0.3) за 2014-2020 годы, с учетом налоговых ставок, установленных решением Совета депутатов МО «Малая Пурга» статьей 394 НК РФ, исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости) земельных участок (ст. 390 НК РФ), доли в праве на земельный участок (ст. 392 НК РФ), налогового вычета (п.5 ст. 391 НК РФ), наличия или отсутствия налоговых льгот (ст. 395 НК РФ), периода владения земельным участком в течение налогового периода (п.7 ст. 396 НК РФ), наличия или отсутствия повышающих коэффициентов.
Срок уплаты земельного налога за 2014- 2020 годы указан в п.1 ст. 397 НК РФ. В установленный срок земельный налог за вышеуказанные периоды в размере 63 рубля налогоплательщиком в срок не уплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ ФИО1 начислены пени.
В ходе судебного разбирательства представителем истца в порядке ст. 46 КАС РФ изменен размер исковых требований, просил взыскать с ответчика задолженность в размере общем 1 430,57 руб. в том числе: пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 12,94 руб. за период с 02.12.2021 по 20.12.2021; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 105,86 руб. за период с 30.10.2019 по 23.08.2021; пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 75,48 руб. за период с 02.12.2020 по 21.06.2021; пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 232,03 руб. за период с 03.02.2020 по 25.08.2021; пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 68,46 руб. за период с 22.06.2021 по 30.10.2021; пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 156,07 руб. за период с 02.12.2015 по 22.03.2018; пени по транспортному налогу за 2014 г. в размере 748,60 руб. за период с 02.12.2015 по 30.10.2021; пени по земельному налогу за 2016 г. в размере 16,71 руб. за период с 02.12.2017 по 22.11.2018; пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 9,93 руб. за период с 04.12.2018 по 30.10.2021; пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 2,58 руб. за период с 03.12.2019 по 25.06.2020; пени по земельному налогу за 2019 г. в размере 1,91 руб. за период с 02.12.2020 по 21.06.2021.
В судебное заседание представитель административного истца УФНС по УР, административный ответчик Косолапов А.В. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ч. 2 ст. 289 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 3 статьи 48 НК РФ предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абзац второй пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 400, 401 НК РФ ответчик, имеющий в собственности квартиры и гараж, является плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии со ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Пункт 1 статьи 403 НК РФ устанавливает, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пункт 1 ст. 408 НК РФ определяет, что сумма налога исчисляется налоговыми органами истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Статьей 408 НК РФ установлен порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц: (налоговая база*налоговая ставка*количество месяцев владения, за которые производится расчет/12) ставки и сроки уплаты налога на имущество установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником:
- с <дата> года земельного участка по адресу: <адрес> (кадастровый номер <номер>);
- с <дата> г. квартиры по адресу: <адрес>
- с <дата> года квартиры по адресу: <адрес>
Кроме того, административный ответчик являлась собственником транспортного средства Шевроле в течении четырех месяцев 2015 г.
На основании положений статей 31, 52 НК РФ налоговым органом рассчитаны налог на имущество физических лиц, транспортный налог, земельный налог, о чем в адрес налогоплательщика налоговым органом направлены налоговые уведомления.
Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и пени Инспекция, руководствуясь ст. 69 НК РФ, выставила налогоплательщику:
- требование <номер> от <дата> об уплате в срок до <дата> земельного налога в размере 189 руб., пени в размере 16,71 руб.,
- требование <номер> от <дата> об уплате в срок до <дата> земельного налога в размере 63 руб., пени в размере 3,40 руб.,
- требование <номер> от <дата> об уплате в срок до <дата> земельного налога в размере 63 руб., 189 руб., пени в размере 2,58 руб.,
- требование <номер> от <дата> об уплате в срок до <дата> налога на имущество в размере 3 479 руб., пени 75,48 руб. и земельного налога в размере 63 руб., пени 1,91 руб.,
- требование <номер> от <дата> об уплате в срок до <дата> пени по транспортному налогу 1354,16 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 1264,84 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 505,82 руб., пени по земельному налогу 16,77 руб., пени по земельному налогу 12,48 руб.
- требование <номер> от <дата> об уплате в срок до <дата> налога на имущество физических лиц в сумме 2704 руб., пени по налогу на имущество физических лиц 12,94 руб.
Отраженные в уведомлении и требовании сведения являются ясными, не преследуют двоякого толкования, уведомления и требования направлены в установленные сроки и в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного ответчика как налогоплательщика, предусмотренных статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 16.08.2022 г., т.е. с соблюдением срока (3 года + 6 месяцев от 25.02.2019 г.).
Мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-3043/2022 от 16.08.2022 года, который определением мирового судьи от 06.02.2023 года отменен по заявлению должника.
Следовательно, с учетом части 2 и 5 статьи 6.1, абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации право на предъявление административного искового заявления у налогового органа возникло до 06.08.2023 года
Административное исковое заявление поступило в суд 28.07.2023 года.
Кроме того, судом установлено, что решением Октябрьского районного суда города Ижевска № 2а-1021/2021 от 05.03.2021 г. оставлены без удовлетворения административные исковые требования налогового органа о взыскании с Гафаровой Н.А. транспортного налога в размере 813 руб. (2015 г.) и пени по транспортному налогу в размере 3,79 руб. (период до 18.12.2017 г.), налога на имущество физических лиц в размере 4289 руб. (2016-2017 г.г.), пени по налогу на имущество физических лиц в размере 46,41 руб. (период до 05.02.2019 г.).
Также определением Октябрьского районного суда г. Ижевска от 11.10.2021 г. принят отказ от иска Межрайонная ИФНС России № 10 по Удмуртской Республике к ФИО1 о взыскании налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2 471 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с 19.04.2017 по 29.10.2019 и с 03.12.2019 по 02.02.2020 в размере 340,41 руб.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пени непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет, поскольку пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом установленного факта просрочки уплаты налогов со стороны административного ответчика суд приходит к выводу о взыскании с нее:
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2020 г. в размере 12,94 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 105,86 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 75,48 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 232,03 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2019 г. в размере 68,46 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 156,07 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по транспортному налогу за 2014 г. в размере 748,60 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по земельному налогу за 2016 г. в размере 16,71 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по земельному налогу за 2017 г. в размере 9,93 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по земельному налогу за 2018 г. в размере 2,58 руб. за период с <дата> по <дата>;
- пени по земельному налогу за 2019 г. в размере 1,91 руб. за период с <дата> по <дата>.
Расчет указанных выше пени соответствует материалам дела, арифметически верен. Административным ответчиком доводы административного истца в данной части не опровергнуты, доказательств уплаты транспортного налога, налога на имущество в полном объеме в установленный законом срок и в период, за который взыскиваются пени, не представлено, как и не предоставлено доказательств уплаты самих пени.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Налоговым органом обоснована законность взыскания с административного ответчика задолженности по налогам, пени. При изложенных обстоятельствах суд находит исковые требования подлежащими частично удовлетворению.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, в соответствии со статьей 114 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьей 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составит 400 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 1831101183) ░ ░░░1 (░░░ <░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 (░░░ <░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 1 430 ░░░. 57 ░░░., ░░ ░░░░░░░:
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2020 ░. ░ ░░░░░░░ 12,94 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2015 ░. ░ ░░░░░░░ 105,86 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░ 75,48 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2018 ░. ░ ░░░░░░░ 232,03 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░ 68,46 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014 ░. ░ ░░░░░░░ 156,07 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2014 ░. ░ ░░░░░░░ 748,60 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░. ░ ░░░░░░░ 16,71 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░. ░ ░░░░░░░ 9,93 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░. ░ ░░░░░░░ 2,58 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>;
- ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░. ░ ░░░░░░░ 1,91 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░1 (░░░ <░░░░░>) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 ░░░. 00 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░