32RS0027-01-2023-002333-02
Дело № 2а-3996/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Позинской С.В.,
при секретаре Портной В.А.,
с участием представителя административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по доверенности Ширшовой С.Н., представителя административных ответчиков УФСИН России по Брянской области, ФСИН России по доверенности Прищепа А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комарова Алексея Юрьевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Комаров А.Ю. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 2008 г. по 2010 г. включительно получал пенсию по потере кормильца в связи со смертью отца К.Ю.
Комаров А.Ю. указывает, что <дата> был взят под стражу, а в последствии осужден. Отбывая наказание в ИК-1 УФСИН России по Брянской области в период с <дата> по <дата> включительно, он обучался в школе в 12 классе, затем в училище до 23 лет. На его обращение начальник социальной защиты ИК пояснил, что он на полном государственном обеспечении и пенсия по потери кормильца ему не положена. Как только ему стало известно, что пенсия по потери кормильца выплачивается осужденным, Комаров А.Ю. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области со справками, подтверждающими его обучение до 23 лет и просьбой выплатить ему пенсию за период с 2011 г. по 2013 г.
Ответом №АК-32-07/27831 от 19.04.2023 г. административный ответчик отказал в назначении пенсии по потери кормильца за период с 2011 г. по 2013 г., ссылаясь на то, что выплата пенсии по потери кормильца была прекращена с 01.07.2010 г. в связи с окончанием учебного заведения. В период с 2010 г. по 2013 г. Комаров А.Ю. не обращался в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца с приложением соответствующих документов.
Административный истец полагает, что ответ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 19.04.2023 г. незаконным, нарушающим его права.
На основании изложенного просит признать незаконным ответ Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 19.04.2023 г. незаконным; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации повторно рассмотреть его заявление о назначении и выплате ему пенсии по потери кормильца за период с 2011 года по 2013 год.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, ИК-1 УФСИН России по Брянской области, в качестве заинтересованного лица начальник отдела социальной защиты населения ИК-1 УФСИН России по Брянской области Черненок Т.П..
Представитель административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по доверенности Ширшова Ю.В. административные исковые требования не признала, в их удовлетворении просила отказать, поскольку действия административного ответчика является законными и обоснованными. Указала, что Комаров А.Ю. не обращался в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца с приложением соответствующих документов. Кроме того указала, что административным истцом пропущен срок для обращения с таким заявлением.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Брянской области, ФСИН России по доверенности Прищеп А.М. в судебном заседании поддержал позицию представителя административного ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Указал, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку Комаров А.Ю. при наличии оснований для выплаты пенсии должен был обратиться с заявлением к представителю администрации ИК. Из материалов личного дела усматривается, что никаких заявлений в адрес администрации ИК от осужденного Комарова А.Ю. не поступало. Ответ пенсионного фонда законный и обоснованный. Просил в удовлетворении требований отказать.
Административный истец Комаров А.Ю., представители административных ответчиков УФСИН России по Брянской области, ФСИН России, ИК-1 УФСИН России по Брянской области, заинтересованное лицо начальник отдела социальной защиты населения ИК-1 УФСИН России по Брянской области Черненок Т.П. в судебное заседание не явились о времени и мести судебного заседания извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 150, ст. 226 КАС РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав представителей административных ответчиков, изучив и оценив письменные материалы дела, приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что оспариваемый ответ от 19.04.2023 г. получен административным истцом, с административным иском Комаров А.Ю. обратился в Советский районный суд г. Брянска 05.05.2023 года через администрацию ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области, поступившего в суд 23.05.2023 г.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) должностных лиц может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что процессуальный срок для обжалования указанного в административном иске ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области от 19.04.2023 г. соблюдён.
Согласно частям 8, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Кроме того, суд выясняет, в том, числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как усматривается из материалов дела, Комаров А.Ю., <дата> г.р. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области в период с <дата> по <дата>.
С <дата> Комаров А.Ю. являлся получателем социальной пенсии по случаю потери кормильца. С 01.07.2010 г. выплата была прекращена в связи с окончанием учебного заведения <дата>.
Из справки директора МБОУ «ВСОШ №...» при ФКУ «ИК-1 УФСИН России по Брянской области» №60 от 13.03.2023 г. следует, что Комаров А.Ю., <дата> г.р. во время отбывания наказания в Исправительном учреждении ФБУ «ИК №1 УФСИН России по Брянской области» действительно обучался в МБОУ «ВСОШ №...» при ФБУ «ИК №1 УФСИН России по Брянской области» в период с <дата> по <дата>. В июне 2012 г. в пределах учебных планов и программ среднего (полного) общего образования, окончил полный курс обучения названного образовательного учреждения и получил аттестат о среднем (полном) общем образовании за №..., выдан <дата>, Приказ о выпуске и вручении аттестатов выпускникам школы №....
Согласно справки директора ФКП образовательное учреждение №... ФСИН России Комаров А.Ю., <дата> рождения проходил обучение в федеральном казенном образовательном учреждении начального профессионального образования ФСИН России Профессиональном училище №... с <дата> по <дата> по профессии <данные изъяты>, квалификация – <данные изъяты>. Основанием для выдачи справки: приказы о зачислении от <дата> №...-к; приказы о выпуске от <дата> №...-к; протокол заседания экзаменационной комиссии от <дата> №.... ФКОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище №... переименовано в федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №... Федеральной службы исполнения наказаний, приказ ФСИН России от 17.12.2013 г. №776.
Из ответа №32-04/93069 от 09.10.2023 г. руководителя клиентской службы (на правах отдела) в Фокинском районе городского округа г. Брянска следует, что в соответствии с положением о сроках хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пенсионное дело Комарова А.Ю. уничтожено, поскольку истек срок хранения (акт №25 от 09.04.2021 г.).
Из материалов личного дела осужденного Комарова А.Ю. следует, что он с заявлением через администрацию ИК в отделение пенсионного фонда за назначением и выплатой пенсии по потери кормильца с приложением соответствующих документов, подтверждающих его обучение в 2011-2013 г. не обращался. Кроме этого отсутствует в личном деле Комарова А.Ю. и сведения о его обращении по данному вопросу и в отдел социальной защиты ИК – 1.
13.03.2023 г. Комаров А.Ю. обратился в ОСФР по Брянской области о назначении и выплаты ему пенсии по случаю потери кормильца за период с 2011 г. по 2013 г.19.04.2023 г. ОСФР по Брянской области ответом №АК-32-07/27831 отказало Комарову А.Ю. в назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца за период с 2011 г по 2013 г. в связи с отсутствием правовых оснований.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков назначения пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по случаю потери кормильца является одним из видов страховой пенсии.
На основании части 1 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет либо достигшие возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Согласно пункту 46 Приказа Минтруда России от 4 августа 2021 г. № 538н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 42, 43 настоящего Перечня, необходимы документы (сведения): а) о смерти кормильца; б) подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 цитируемой статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг. (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно пп. 2 п. 7 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется: в случае поступления в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, документов (сведений), подтверждающих наличие у лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктами 2 (в связи с истечением шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 3, 3.1 и 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона), 4 части 1 настоящей статьи, права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до поступления соответствующих документов (сведений).
Согласно пп. 1 п. 7.1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в предусмотренных частью 7 настоящей статьи случаях суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения или поступления соответствующих документов (сведений).
В соответствии со статьей 98 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.
Администрации исправительных учреждений оказывают содействие осужденным в сборе, оформлении необходимых документов, направлении их в соответствующее отделение Пенсионного фонда.
Согласно материалам личного дела осужденного Комарова А.Ю. за время отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области с <дата> по <дата> заявлений о рассмотрении вопроса о назначении пенсии по потери кормильца от Комарова А.Ю. не поступало. Сведениями, о необходимости оформления пенсии по потери кормильца Комарову А.Ю. администрация ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области не располагало.
При указанных обстоятельствах административный ответчик правомерно отказал административному истцу в назначении и выплате пенсии по случаю потери кормильца за 2011-2013 г., Комаров А.Ю. в период с 2011 г. по 2013 г. не обращался как в пенсионный орган, так и в администрацию исправительного учреждения для направления заявления в пенсионный фонд для возобновления выплаты пенсии по случаю потери кормильца в связи с продолжением обучения.
Таким образом, поскольку возобновление выплаты пенсии по потери кормильца обусловлено правом на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя данного права и осуществляется путём подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а в период с 2011 – 2013 г. Комаров А.Ю. в пенсионный орган с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца в администрацию исправительного учреждения не обращался, следовательно суд приходит к выводу об отсутствии неправомерных действий (бездействия) со стороны пенсионного органа, исправительного учреждения, которые нарушали бы права административного истца.
Кроме этого суд считает отметить, что обжалованию подлежат решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержании и о взыскании излишне выплаченных сумм, вместе с тем, оспариваемое письмо не является по своему характеру решением об отказе в возобновлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца, в силу чего не может быть обжаловано или признано недействительным, оно содержит лишь разъяснения, которые соответствуют, по мнению суда, требованиям закона.
Суд в рамках процедур, предусмотренных главой 22 КАС Российской Федерации, рассматривает требование об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, принявшего соответствующее решение, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями. По результатам рассмотрения, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, в частности, может быть вынесено решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2023 ░.