Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1371/2022 ~ М-1174/2022 от 13.09.2022

Дело №2а-1371/2022

УИД 66RS0057-01-2022-001824-43

(Мотивированное решение изготовлено 17 января 2023г.)

                                                                Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ        РОССИЙСКОЙ     ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2022 года                                           г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Жерновниковой С.А.,

с участием прокурора в лице помощника прокурора Талицкого района Чазовой Н.Д., представителя Администрации ТГО Шаферовой Н.А.,

при секретаре Братановой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Талицкого района в защиту неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения,

                                        установил:

Прокурор Талицкого района обратился, в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации Талицкого городского округа о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения прав жителей г.Талица.

Свои требования, обосновав тем, что прокуратурой Талицкого района были проведены надзорные мероприятия по доводам обращения Корсуновой И.И., являющейся собственницей земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части соблюдения земельного законодательства и законодательства о безопасности дорожного движения Администрацией Талицкого городского округа.

Установлено, что на основании распоряжения начальника Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Корсуновой И.И. и Козлову С.А. в общую долевую собственность однократно бесплатно предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1037 кв.м. с местоположением: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов) с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства.

Право общей долевой собственности на указанный участок было ими в установленном порядке зарегистрировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Образование земельных участков, расположенных в городе Талица в кадастровом квартале 66:28:2901044, осуществлялось в соответствии с разработанным Проектом планировки и проектом межевания территории земельного участка площадью 55,3 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> (далее по тексту - Проект), утвержденным постановлением Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающим, в том числе и территории общего пользования, предназначенные для организации улично- дорожной сети и проездов, а также строительство необходимой инженерной инфраструктуры.

Как следует из Положения о характеристиках планируемого развития территории, утвержденного постановлением Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №, площадь территории жилых зон составляет 26,90 га, площадь территории объектов инженерной инфраструктуры - 0,21 га; площадь транспортной инфраструктуры - 6,48 га.

В соответствии с п. 2.4.1 Проекта развитие улично-дорожной сети предполагает обеспечение оптимальной транспортной доступности внутри территории проектирования между кварталами различного функционального назначения, организацию транспортных и пешеходных связей с другими районами города, а также с внешними дорогами. Общая протяженность улично-дорожной сети составит 6,903 км. Проектом предлагается организация тротуаров и лотков дождевой канализации.

В силу п. 2.5 Проекта генеральным планом предусмотрено присоединение кварталов проектируемой территории к городской системе водоснабжения и строительство водопроводов диаметром 150 мм, идущими к проектируемой территории по ул. Луначарского и ул. Пушкина. Водоснабжение проектируемой территории предусмотрено путем подключения к ранее запроектированным сетям.

Электроснабжение проектируемой застройки запланировано в соответствии с информационным письмом ПАО «Облкоммунэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ. Основным источником электроснабжения проектируемой территории является РП-2 (запитана от ПС «БХЗ» 110/10 кВ). От РП-2 к объектам электроснабжения, располагаемым на площадке, предусмотреть прокладку кабельно-воздушной линии, сечение которой определить проектом. Электроснабжение рассматриваемого участка предполагается осуществить от четырех новых ТП 10/04 кВ, располагаемых с учетом оптимального радиуса обслуживания.

В соответствии с ранее разработанной градостроительной документацией газоснабжение проектируемого района предполагается осуществить от имеющегося газопровода с учетом строительства нового газорегуляторного пункта, от которого прокладываются распределительные газопроводы низкого давления к жилым домам. Проектируемый газорегуляторный пункт, обслуживающий рассматриваемую территорию, предполагается разместить в южной части проектируемого участка с учетом охранной зоны 15 м до жилых объектов и 8 м до проезжей части улицы.

К полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение проживающих на территории городского округа жителей необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.

Использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения, и соответственно, возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.

Отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения, энергоснабжения и дорожной деятельности, а также отсутствие финансовой помощи со стороны бюджета Свердловской области не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.

Прокуратурой района по итогам ранее проведенных надзорных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Талицкого городского округа внесено представление об устранении нарушения закона по факту необеспечения земельных участков в микрорайоне «Южный» надлежащей инфраструктурой, позволяющей использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство).

Согласно ответу Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №з на вышеприведенное представление, выделяемые земельные участки находятся в непосредственной близости с существующей инженерной инфраструктурой. Получение технических условий и подключение (технологическое присоединение) к инженерным сетям электроснабжения и газоснабжения объектов капитального строительства, находящихся на предоставленных земельных участках, осуществляется на основании договоров технологического присоединения после подачи заявки собственниками земельных участков (объектов капитального строительства) владельцам соответствующих инженерных сетей. Водоснабжение и водоотведение при выделении земельных участков предполагается автономным. Подъезд до границы территорий, на которых расположены земельные участки, возможен по асфальтированным и грунтовым дорогам общего пользования.

Из информации от ДД.ММ.ГГГГ №з, также предоставленной Администрацией Талицкого городского округа, следует, что земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 66:28:2901044, ранее находились в собственности Свердловской области. В конце 2018 года в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской федерации по итогам социального Форума «Эффективная социальная политика: новые решения» от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-П12-1826 по обеспечению земельными участками многодетных семей, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, часть земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером 66:28:2901044:451, переданы в собственность Талицкого городского округа Министерством по управлению имуществом Свердловской области (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Перечнем поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Пр-26 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос об обеспечении земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, необходимой инфраструктурой (инженерной, коммунальной, социальной), а также о финансировании соответствующих расходов.

Корсунова И.И. в ходе опроса сообщила, что предоставленный земельный участок расположен на территории бывшего плодопитомника в сплошном лесном массиве. Подъездные пути к земельному участку отсутствуют, в связи, с чем с 2019 года начать строительство жилого дома не представляется возможным. Сети электроснабжения непосредственно к земельному участку, предоставленному Корсуновой И.И. не подведены, а располагаются через дорогу.Системы водоснабжения и газоснабжения на участке также отсутствуют. Поскольку семья Корсуновой И.И. является многодетной, то обеспечение предоставленного им земельного участка необходимой инженерной инфраструктурой потребует значительные дополнительные расходы. Супруг Корсуновой И.И. неоднократно обращался в администрацию Талицкого городского округа с вопросом организации подъездных путей к предоставленному им земельному участку, на что получал ответ, что данные мероприятия запланированы, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не реализованы.

Актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в рамках надзорных мероприятий, зафиксирован факт отсутствия подъездных путей, а также необходимой инженерной инфраструктуры на предоставленном Корсуновой И.И. земельном участке.

Таким образом, до настоящего времени Администрацией Талицкого городского округа не разработан и не принят соответствующий комплекс мер по обеспечению земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 66:28:2901044, необходимыми объектами инфраструктуры. На сформированных земельных участках, принадлежащих на праве собственности многодетным семьям, отсутствуют электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и подъездные пути.

С момента предоставления земельного участка семье Корсуновой И.И. прошло более трех лет.

Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение длительного периода времени, превышающего разумные сроки, Администрацией Талицкого городского округа должных мер для обеспечения данных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.

Бездействие администрации города по указанному вопросу нарушает требования Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортабельным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» и влечет существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, нарушает жилищные права многодетных семей, относящихся к льготной категории граждан, круг лиц которых заранее определить не представляется возможным, создает препятствия к осуществлению прав и свобод граждан по использованию земельных участков по назначению и является незаконным.

В связи, с чем прокурор Талицкого района, ссылаясь на положения ст. ст. 39,124,125,218 - 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 07.07.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем»; п. 1 ч. 1 ст. 39.1,п. 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации; п.п. 3 п. 2 ст. 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»; методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации №372 от 09.09.2013; ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст.ст. 13,15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в определении от 9 ноября 2017 года№ 2516-0, Постановлении от 20.12.2010 № 33-П, просит:

Признать незаконным бездействие Администрации Талицкого городского округа по осуществлению полномочий по обеспечению инженерной инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельных участков, расположенных в Талицком районе в кадастровом квартале 66:28:2901044, предоставленных для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям как льготной категории граждан, и трассировке щебнем дорог, ведущих к указанным земельным участкам.

Обязать администрацию Талицкого городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав жителей города Талицы путем обеспечения подключения земельных участков, расположенных в Талицком районе в кадастровом квартале 66:28:2901044, предоставленных для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям как льготной категории граждан, к сетям инженерно-технического обеспечения (электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение) и осуществления трассировки щебнем дорог к указанным земельным участкам.

В последующем прокурор уточнил, заявленные требования и просил признать незаконным бездействие Администрации Талицкого городского округа по осуществлению полномочий по обеспечению инженерной инфраструктурой (электроснабжением, газоснабжением, водоснабжением, водоотведением) земельных участков, расположенных в Талицком районе в кадастровом квартале 66:28:2901044, предоставленных для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям как льготной категории граждан, и трассировке щебнем дорог, ведущих к указанным земельным участкам.

Обязать администрацию Талицкого городского округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав жителей города Талицы путем обеспечения земельных участков, расположенных в Талицком районе в кадастровом квартале 66:28:2901044, предоставленных для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям как льготной категории граждан, объектами инженерной инфраструктуры, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, а также объектами дорожной инфраструктуры (л.д. 164-165).

В судебном заседании прокурор отказался от исковых требований в части обеспечения земельных участков объектами дорожной инфраструктуры. В остальной части на заявленных исковых требованиях настаивал, полностью поддержав доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Определением суда отказ прокурора от иска принят, производство по делу в данной части прекращено.

Представитель ответчиков с доводами иска был не согласен, изначально ссылаясь на отсутствие у Администрации ТГО, предусмотренной законом обязанности по обеспечению земельных участков, расположенных в спорном кадастровом квартале необходимой инфраструктурой, поскольку техническая возможность присоединения к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения на территории имеется, а само подключение осуществляется по инициативе собственников земельных участков. Обеспечить водоотведение на данный момент не представляется возможным, по техническим причинам, которые не зависят от ответчика. В последующем представитель Администрации указал, что на сегодняшний день, указанные земельные участки действительно еще не обеспечены возможностью подключения к газоснабжению, водоснабжению, водоотведению и электроснабжению, так как непосредственно к участкам необходимая инфраструктура не подведена. Однако Администрацией предпринимались и предпринимаются все возможные и необходимые меры для приведения земельных участков в соответствие с требованиями закона. Были предприняты меры для обеспечения возможности предоставления, указанных участков нуждающимся в кратчайшие сроки. Участки были с личного согласия приняты гражданами, относящимися к льготной категории многодетных семей в том виде, в котором они есть. Разработаны и запланированы мероприятия для приведения их в соответствие с требованиями закона, а именно проведена работа по обустройству подъездныхпутей, муниципальный контракт уже исполнен и оплачен. Следовательно, доводы прокурора о бездействии ответчиков не состоятельны, так как бездействия ответчиком допущено не было и оснований для признания, якобы имевшего место бездействия нет. Аналогичные доводы приведены в отзыве (л.д. 219-223, том 2. л.д. 22-30)

Определением суда к участию в деле в процессуальном статусе третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены УЖКХ и строительства Администрации ТГО; АО «МРСК Урала», АО «ГАЗЭКС», АО «Облкоммунэнерго», Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также Корсунова И.И., Козлов С.А. в судебное заседание третьи лица не прибыли, участия своих представителей, за исключением УЖКХ и строительства Администрации ТГО не представили. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом и в срок ( том 2 л.д. 6-19).

Корсунова И.И., Козлов С.А. представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия (л.д. 223).

АО «МРСК Урала» АО «Облкоммунэнерго», свою позицию по иску изложили в представленных в суд отзывах (л.д. 125, 176-177).

Заслушав административного истца, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1, ч. 4 статьи 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска.

Исходя из содержания части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно п.п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» правом на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наделены граждане, являющиеся на день подачи заявления, указанного в части первой пункта 3 статьи 25 настоящего Закона Свердловской области, родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех и более несовершеннолетних детей, в случае их совместного обращения с указанным заявлением либо в случае обращения с этим заявлением одного из родителей или лиц, их заменяющих, с которым совместно постоянно проживают трое и более несовершеннолетних детей.

Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

Льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования перечня земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно.

При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).

Министерство регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложеннойв определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О - если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Из правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 года N 22-П, основная цель местного самоуправления - удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.

Согласно положениям п. 4 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения и городского округа относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом" О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8.1. Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации газоснабжения населения на соответствующих территориях относятся: подготовка к использованию газа в соответствии с межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций ; согласование схем расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Сводом правил СП 42.13330.2011"Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений определены требования к планировке и застройке сельских поселений, в том числе обеспечение их удобной, безопасной и здоровой средой проживания.

В соответствии с пунктом 12.1 Правил проектирование новых, реконструкцию и расширение существующих инженерных сетей следует осуществлять на основе программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры территорий в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ.

В силу п. 12.2 Правил проектирование систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализации городов и других населенных пунктов следует производить в соответствии с требованиями СП 31.13330, СП 32.13330 с учетом санитарно-гигиенической надежности получения питьевой воды, экологических и ресурсосберегающих требований. Жилая и общественная застройка населенных пунктов, включая индивидуальную отдельно стоящую и блокированную жилую застройку сучастками, а также производственные объекты должны быть обеспечены централизованными или локальными системами водоснабжения и канализации.

П.12.20 Правил предусмотрено, что электроснабжение городов и сельских населенных пунктов следует предусматривать от районной энергетической системы. В случае невозможности или нецелесообразности присоединения к районной энергосистеме электроснабжение предусматривается от отдельных электростанций.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что система сетей и сооружений, в том числе электроснабжения, водоснабжения относится к объектам инженерной инфраструктуры и находится в ведении муниципального образования, поэтому организация мероприятий, направленных на устройство, содержание и эксплуатацию системы энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения и водоотведения на территории городских и сельских поселений является обязанностью органа местного самоуправления муниципального района.

Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года N 2516-О, понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.

Термин "организация" в любом случае не может трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципальных образований в соответствующей сфере деятельности, поскольку в противном случае допускалась бы как возможность произвольного возложения на муниципальные образования публично-правовых обязательств, так и возможность выхода муниципальных образований за пределы своей компетенции. Поэтому содержательное наполнение компетенции муниципальных образований, определяемое указанным термином, не может раскрываться в отрыве от содержания компетенции иных территориальных уровней публичной власти, а также вне связи с обязанностями, которые могут быть возложены на участников гражданского оборота с учетом особенностей той или иной сферы отношений.

На уровне Российской Федерации законодательного регулирования не установлен специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей.

Поскольку же земельные участки предоставляются для индивидуального жилищного строительства, подлежит учету нормативное регулирование застройки территории городских и сельских поселений, которое должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и основанными на его положениях актами территориального планирования, а также документами градостроительного зонирования - правилами землепользования и застройки, включающими в себя градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ).

Часть 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не позднее, чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании предоставления такого земельного участка предоставляют заинтересованным лицам технические условия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающие максимальную нагрузку, срок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий и информацию о плате за подключение (технологическое присоединение).

В соответствии с пунктом 10 статьи 48 ГК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 N 83.

Настоящие Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления.

Как отражено в Определении Конституционного Суда РФ от 09.11.2017 N 2516-0, нашедший отражение в Земельном кодексе Российской Федерации подход, в силу которого полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей и в иных такого рода случаях, связанных с обеспечением социальной поддержки определенных категорий граждан, закреплены за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коррелирует с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающими, что решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) (подпункты 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3).

При этом Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что местный бюджет не существует изолированно, а является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135 (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 12 апреля 2005 года N 142-О, от 13 июня 2006 года N 194-О, от 2 ноября 2006 года N 540-О и от 10 октября 2013 года N 1591-О).

Как установлено судомна основании распоряжения начальника Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № Корсуновой И.И. и Козлову С.А. в общую долевую собственность однократно бесплатно, на основании личного заявления был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 1037 кв.м. с местоположением: <адрес> (категория земель - земли населенных пунктов) с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (л.д. 11-14).

Из материалов административного дела также следует, что на основании постановлений администрации муниципального образования ТГО Свердловской области 177 земельных участков с различными кадастровыми номерами, расположенные в кадастровом квартале    66:28:2901044, в микрорайоне «Южный» в г. Талица, также были переданы бесплатно в общую долевую собственность гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей. То есть льготной категории граждан из числа многодетных семей. 23 участка из указанного числа в последующем перешли в собственность иным лицам, не относящимся к льготной категории граждан, 6 участков на сегодняшний день не распределены (л.д. 18-80,82-84, л.д. 86-90. 224-250, том 2 л.д. 1-5).

Образование земельных участков, расположенных в приведенном квартале, осуществлялось в соответствии с разработанным Проектом планировки и межевания территории земельного участка площадью 55,3 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденным постановлением Администрации Талицкого городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №.

Проект планировки предусматривал, в том числе и территории общего пользования, предназначенные для организации улично-дорожной сети и проездов, а также строительство необходимой инженерной инфраструктуры.Планируемая площадь территории жилых зон составляет 26,90 га, площадь территории объектов инженерной инфраструктуры - 0,21 га; площадь транспортной инфраструктуры - 6,48 га (л.д.44-80).

В соответствии с п. 2.4.1 Проекта развитие улично-дорожной сети предполагало обеспечение оптимальной транспортной доступности внутри территории проектирования между кварталами различного функционального назначения, организацию транспортных и пешеходных связей с другими районами города, а также с внешними дорогами,общей протяженностью 6,903 км., с организацией тротуаров и лотков дождевой канализации (л.д. 64-65).

В силу п. 2.5 Проекта генеральным планом предусмотрено присоединение кварталов проектируемой территории к городской системе водоснабжения и строительство водопроводов диаметром 150 мм, идущими к проектируемой территории по ул. Луначарского и ул. Пушкина. Водоснабжение проектируемой территории предусмотрено путем подключения к ранее запроектированным сетям (д.д. 65-66,81,82-84).

Электроснабжение проектируемой застройки было запланировано отосновного источника электроснабжения РП-2 (запитана от ПС «БХЗ» 110/10 кВ), от которой к объектам электроснабжения, располагаемым на площадке, предполагается предусмотреть прокладку кабельно-воздушной линии, сечение которой будет определено проектом. Электроснабжение рассматриваемого участка предполагается осуществить от четырех новых ТП 10/04 кВ, располагаемых с учетом оптимального радиуса обслуживания.

В соответствии с ранее разработанной градостроительной документацией газоснабжение проектируемого района предполагается осуществить от имеющегося газопровода с учетом строительства нового газорегуляторного пункта, от которого прокладываются распределительные газопроводы низкого давления к жилым домам. Проектируемый газорегуляторный пункт, обслуживающий рассматриваемую территорию, предполагается разместить в южной части проектируемого участка с учетом охранной зоны 15 м до жилых объектов и 8 м до проезжей части улицы.

В связи с отсутствием на указанных земельных участках объектов инженерной инфраструктуры (газо-, водо-, электроснабжения, водоотведения), а также на тот момент дорожной инфраструктуры Козлов С.А. и Корсунова И.И. ДД.ММ.ГГГГ обратились в прокуратуру Талицкого района Свердловской области (л.д. 10).

В ходе проведения надзорных мероприятий, указанная информация нашла свое подтверждение, установлено, что земельные участка, в том числе переданные заявителям, а также другим гражданам, отнесенным ко льготной категории многодетных семей, не были обеспечены инженерной инфраструктуры (газо-, водо-, электроснабжения, водоотведения).

Так согласно акту осмотра земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и фото-таблице к нему установлено, что в нарушение требований Закона    "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющим трех и более детей" администрацией муниципального образования город Талица земельные участки, предоставленные на территории, не обеспечены возможностью подключения к газовым сетям, электрическим, водопроводным сетям и системе водоотведения, что делает затруднительным строительство на указанных земельных участках жилых домов и фактическое проживание многодетных семей без приведенных объектов инфраструктуры (л.д. 96-98).

Указанная информация была подтверждена Корсуновой И.И. в ее объяснениях, данных прокурору Талицкого района (Л.Д. 99-100), а также подтверждается информацией предоставленной на запросы прокурора ОАО «МРСК Урала» (л.д. 133-136), УЖКХ и строительства Администрации ТГО; АО «МРСК Урала» (л.д. 138-139), АО «ГАЗЭКС» (л.д. 140-145, 147-150), АО «Облкоммунэнерго» (л.д. 115-116,119-124, 158-161,171 -173, 179-209, том 2 л.д. 22-30).

По изложенным обстоятельствам прокурором в адрес Главы Талицкого городского округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушения закона, по факту необеспечения спорных земельных участков в микрорайоне «Южный» г. Талица, ул. Луначарского надлежащей инфраструктурой, позволяющей использовать их по целевому назначению (индивидуальное жилищное строительство) (л.д. 91-92).

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ №з, предоставленного Администрацией на приведенное представление, следует, что выделяемые земельные участки находятся в непосредственной близости с существующей инженерной инфраструктурой. Получение технических условий и подключение (технологическое присоединение) к инженерным сетям электроснабжения и газоснабжения объектов капитального строительства, находящихся на предоставленных земельных участках, осуществляется на основании договоров технологического присоединения после подачи заявки собственниками земельных участков (объектов капитального строительства) владельцам соответствующих инженерных сетей. Водоснабжение и водоотведение при выделении земельных участков предполагается автономным. Подъезд до границы территорий, на которых расположены земельные участки, возможен по асфальтированным и грунтовым дорогам общего пользования (л.д. 93-94).

Из информации от ДД.ММ.ГГГГ №з, также предоставленной прокурору Администрацией Талицкого городского округа, следует, что земельные участки, расположенные в кадастровом квартале 66:28:2901044, ранее находились в собственности Свердловской областив конце 2018 года в целях исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации по итогам социального Форума «Эффективная социальная политика: новые решения» от ДД.ММ.ГГГГ № ДМ-П12-1826 по обеспечению земельными участками многодетных семей, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, часть земельных участков, в том числе земельный участок с кадастровым номером № были переданы в собственность Талицкого городского округа Министерством по управлению имуществом Свердловской области (право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии с Перечнем поручения Президента Российской Федерации от 06.01.2022 № Пр-26 Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено рассмотреть вопрос об обеспечении земельных участков, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей, необходимой инфраструктурой (инженерной, коммунальной, социальной), а также о финансировании соответствующих расходов (л.д. 95).

Суд, оценив приведенные сторонами доводы и представленные ими доказательства, приходит к выводу о том, что требования, заявленные прокурором к Администрации ТГО, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, так как Администрацией не были предприняты меры по организации обеспечения предоставленных земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры, в то время как орган местного самоуправления муниципального района был обязан при передаче земельных участков предоставить заинтересованным лицам технические условия присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Поскольку граждане могут подключиться к сетям инженерно-технического обеспечения только при наличии таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.

В противном случае цель предоставления земельных участков льготной категории граждан - для индивидуального жилищного строительства не будет достигнута.

Факт отсутствия объектов инфраструктуры, пригодных для присоединения к ним, на спорном земельном участке установлен и в целом ответчиком не оспаривается.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у Администрации     признаков бездействия, так как меры по организации обеспечения предоставленных земельных участков объектами коммунальной, а именно транспортной инфраструктуройне могут являться основанием для отказа в иске, поскольку предпринятые меры не носили своевременный и исчерпывающий характер и не привели к полному восстановлению прав многодетных семей, которым предоставлены земельные участки.

Как установлено судом действия, направленные на частичное обеспечение спорных участков необходимой для их целевого использования инфраструктурой, а именно дорожной были предприняты органами местного самоуправления, спустя значительный период времени, после выделения земельных участков многодетным семьям, который нельзя считать разумным.

Только в октябре 2022 года начальник Управления УЖКХ и строительства Администрации ТГО, ссылаясь на письмо прокурора, обратился к начальнику финансового управления Администрации ТГО, с просьбой запланировать на 2023 год выделение денежных средств на выполнение проектно-изыскательских работ для электроснабжения земельных участков (л.д. 171).

Доказательств того, что какие-либо меры, для проведения мероприятий, направленных на обеспечение спорного участка, предусмотренной законом инфраструктурой суду представлено не было.Из информации направленной ответчиком    в ответ на акт прокурорского реагирования следует, что    наличие правовых оснований для принятия мер пообеспечению земельного участка коммунальной инфраструктурой последний оспаривал и о проведении в период с 2018 по 2022 год, для достижения указанных целей каких-либо мероприятий      не сообщал.

При таких обстоятельствах факт бездействия Администрации ТГО установлен, и это бездействие является незаконным. Так как исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 2516-О, плата за инфраструктурное оснащение предоставленных в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не должна возлагаться на многодетные семьи.

При этом анализируемые выше положения закона    не предписывают осуществлять мероприятия по обустройству инфраструктуры только за счет средств местного бюджета, что, однако не является основанием для иной, нежели дана, судом оценки бездействия ответчика, как незаконного.

То обстоятельство, что по представленной ответчиком информации на данный момент собственниками некоторых земельных участков стали лица, не отнесенные к льготной категории - многодетных семей, правового значения не имеет и основанием для отказа в иске, в интересах не определенного круга лиц не является,так как обязанность по обеспечению указанных участков необходимой инфраструктурой у ответчика возникла еще на момент их предоставления семьям, имеющим трех и более детей.

Признавая административный иск обоснованным, суд обязан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, что не ущемляет самостоятельности органов в решении вопросов входящих в их компетенцию, направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.

Руководствуясь ст.ст.272, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 66:28:2901044, ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ 150, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░)░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 66:28:2901044, ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ 150,      ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 66:28:2901044, ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░. ░░░░░░░░░░░░ 150, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1371/2022 ~ М-1174/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Талицкого района
Ответчики
Администрация Талицкого городского округа СО
Другие
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Управление городского хозяйства г.Талица Администрации ТГО
ЗАО ГАЗЕКС
Корсунова Ирина Игоревна
АО "МРСК Урала"
Козлов Степан Анатольевич
Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Талицкого городского округа
ПАО "Облкоммунэнерго"
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Судья
Жерновникова Светлана Александровна
Дело на сайте суда
talicky--svd.sudrf.ru
13.09.2022Регистрация административного искового заявления
13.09.2022Передача материалов судье
16.09.2022Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2022Судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
21.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
17.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее