22RS0068-01-2023-004382-80
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
24 августа 2023 года г.Барнаул
Центральный районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи: Быхуна Д.С.,
при секретаре Мардарь В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению имущественных отношений Алтайского края о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению имущественных отношений Алтайского края (далее – Алтайкрайимущество) о признании незаконным решения от 10 апреля 2023 года № об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: .... согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства; возложении обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка; взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование заявленных требований указано на то, что ФИО3 обратился в Алтайкрайимущество с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, расположенного по адресу: .... «г», согласно схеме, для индивидуального жилищного строительства, на что ответом от 10 апреля 2023 года № принято решение об отказе, с которым административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его права. Указывает, что в отказе административного ответчика не отражено, какие именно положения пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации нарушаются выделением испрашиваемого земельного участка, в чем именно выразятся такие нарушения.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении административного искового заявления настаивал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Алтайкрайимущества – ФИО7 против удовлетворения административного иска возражала по доводам письменных возражений.
Представитель заинтересованного лица комитета по строительству архитектуре и развитию г.Барнаула в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято Алтайкрайимуществом 10 апреля 2023 года, в суд настоящее административное исковое заявление направлено 25 июня 2023 года, то есть в установленный законом срок.
Согласно пункту 2 статьи 22 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями9-11 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 23 декабря 2014 года № 102-ЗС «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Барнаул Алтайского края и органами государственной власти Алтайского края», пунктом 1.1 Положения об управлении имущественных отношений Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 3ноября 2016 года № 131, принятие оспариваемого решения относится к компетенции административного ответчика.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусматривает необходимость подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Исходя из подпункта 2 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка прилагается к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как установлено в судебном заседании, административный истец 27 марта 2023 года обратился в Алтайкрайимущество с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 1000 кв.м, расположенного в кадастровом квартале №, по адресу: .... с последующим предоставлением в аренду, что не оспаривается стороной административного ответчика.
Указанное заявление поступило и зарегистрировано Алтайкрайимуществом 27марта 2023 года за № 815.
Решением Алтайкрайимущества от 10 апреля 2023 года № ПолторыхинуИ.В. отказано в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в связи с образованием с северной стороны границы образуемого земельного участка незначительной площади, на которой невозможно осуществить размещение объектов капитального строительства.
Оценивая законность оснований отказа, суд приходит к следующим выводам.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливаиию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно графической информации комитета по строительству, архитектуре и развитию г.Барнаула с северной стороны граница образуемого земельного участка в полной мере не привязана к красным линиям, в связи с чем образуется территория незначительной площади, представляющая собой вклинивание между образуемым земельным участком и красными линиями земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данное обстоятельство исключает возможность предоставления земельного участка, поскольку в результате вдоль его границы с северной стороны образуется земельный участок незначительной площади, что не позволяет, исходя из положений пункта 6 статьи11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, использовать таковой для размещения объектов недвижимости и ведет к нерациональному использованию земель, что представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предоставления испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, суд учитывает, что недостаток схемы является устранимым, что дминистративным истцом не отрицалось.
При установленных обстоятельствах оспариваемое решение соответствует действующему законодательству.
Учитывая, что судом установлено наличие законного основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду без торгов испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в связи невозможностью утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заявленные требования о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворению не подлежат.
Требование о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении земельного участка является производным от требований о признании незаконным решения, в связи чем также подлежит оставлению без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований, не подлежат удовлетворению требования о взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░.