Дело № 2а- 2556/2021
УИД 55RS0006-01-2021-003492-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«22» июля 2021 года г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Фарафоновой Е.Н., при помощнике судьи Альжановой А.Х., секретаре судебного заседания Серебренниковой О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пахомова А.С. к призывной комиссии Советского административного округа города Омска, призывной комиссии Омской области, военному комиссариату Омской области по Центральному и Советскому административному округу города Омска, военному комиссариату Омской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Пахомов А.С. обратился в Советский районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к призывной комиссии Советского административного округа города Омска, военному комиссариату Омской области по Центральному и Советскому административному округу города Омска, военному комиссариату Омской области указав, что решением призывной комиссии Советского административного округа г. Омска он был признан годным к прохождению военной службы. С указанным решением он не согласен, поскольку прохождении медицинского освидетельствования он предъявил врачам районного и областного военкоматов жалобы на состояние своего здоровья, а именно: частые режущие боли, тошнота после жаренного и жирного, частая отрыжка, изжога, диарея. При прохождении медицинского освидетельствования он предъявил врачам-специалистам районного и областного военкоматов следующие медицинские документы: заключение по ФГДС от клиники ОГМУ от …, заключение гастроэнтеролога от …. Вышеперечисленные жалобы и медицинские документы свидетельствуют о наличии заболевания, по которому он должен быть освобождён от призыва на военную основании ст. 59 Расписания болезней (Постановление Правительства РФ от 3. N° 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»). Вместо категории годности «В» ему была определена иная категория годности, образом, врач, руководящий работой по освидетельствованию граждан, вынес заключение о его годности, проигнорировав многочисленные медицинские документы, предъявляемые жалобы, чем нарушили его право на освобождение от призыва на военную службу. Просит отменить решение административных ответчикв, обязать направить на дополнительное медицинское обследование в целях установления диагноза и категории годности к военной службе.
В судебном заседании административный истец участие не принимал, о времени и месте его проведения извещен, ходатайств об отложении дела не представил.
Представитель административных ответчиков военного комиссариата Центрального и Советского административных округов г. Омска Омской области, военного комиссариата Омской области, призывной комиссии Советского административного округа города Омска - Никитин Ю.А., действующий на основании доверенностей в судебном заседание возражал по поводу удовлетворения заявления, поддержал письменные возражения, в которых указано, что оснований для признания решения призывной комиссии незаконным, необоснованным и подлежащим отмене не имеется.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе", предусматривающий, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 5 Закона № 53-ФЗ граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе по пяти категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе: Г - временно не годен к военной службе: Д - не годен к военной службе.
Положением в пункте 17 определено, что при наличии оснований, предусмотренных Законом № 53-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункты 18 и 19 Положения).
Таким образом, федеральным законодательством именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565 (далее - Положение о военно-врачебной экспертизе).
Согласно пункту 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
Согласно п. 22 Положения граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Совместным приказом Министерства обороны РФ и Минздрава РФ от 23.05.2001
№ 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3).
Раздел 1 регулирует порядок организации и проведения медицинского освидетельствования призывников.
Согласно пункта 7, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся:
а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев);
б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов);
в) анализ мочи (удельный вес, белок);
г) электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела.
Кроме того, при необходимости им проводятся плановые профилактические прививки по месту жительства.
Призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (силы) (п. 32).
Судом установлено, что Пахомов А.С., … года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате по Центральному и Советскому административному округу г. Омска с ….
… истцу в соответствии с подпунктом А пункта 2 статьи 24 Закон № 53-ФЗ была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на период получения высшего профессионального образования в … до …. Согласно выписки из приказа … №… от …, Пахомов А.С., отчислен из учебного заведения … в связи с окончанием срока обучения. Пахомов А.С., подлежит призыву с 01.03.2021.
При прохождении медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией Советского административного округа г. Омска …, …, …, Пахомов А.С., по состоянию здоровья был признан в установленном законом порядке категории годности призывника к военной службе - А (годен к военной службе), …, …, ….., и … Пахомов А.С., по состоянию здоровья был признан категории годности призывника к военной службе- Б ( годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями)
Пахомов А.С. подлежит призыву на военную службу с …
…. Пахомов А.С., прибыл на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, предъявил жалобы на боли в области желудка, изжогу, пояснил, что болеет с 2014 года, представил результаты медицинского обследования проведенного клиникой … от …, и результат консультации у врача- гастроэнтеролога клиники … от …, с ним было проведено освидетельствование военно-врачебной комиссией ЦАО и САО г.Омска, Омской области, по результатам обследования Пахомов А.С., врачом- гастроэнтеролога выставлен диагноз: « Хронический гастрит, дауденит, эрозия.», признан в установленном порядке годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория Б) на основании п. В ст.59 графы I расписания болезней (раздел II приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565) «Другие болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, болезни печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы, с незначительным нарушением функций ».
… Пахомов А.С., в установленном законом порядке признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория Б), выдана повестка о явке на 10.06.2021.
В связи с поступлением в призывную комиссию Омской области жалобы на решение призывной комиссии ЦАО г.Омска в отношении Пахомова А.С., от …. го да, назначено проведение контрольное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией Омской области.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) « О воинской обязанности и военной службе» Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
Контрольное медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссии Омской области в отношении Пахомова А.С.„ проведено …г, истец признан годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями (категория Б) решение призывной комиссии ЦАО г.Омска в отношении Пахомова А.С., от … года оставлено без изменения.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) « О воинской обязанности и военной службе» Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения. При этом при принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид и род Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
Таким образом, согласно п. 30, п. 32 Приказа Министра обороны Российской Федерации и Минздрава РФ от 23.05.2001 г. N 240/168 «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», если в результате контрольного медицинского освидетельствования ранее установленный диагноз и вынесенное заключение подтверждаются, то врачами-членами призывной комиссии субъекта РФ делается запись в разделе II «Б» учетной карты призывника. Призывники, признанные годными к военной службе, годными к военной службе с незначительными ограничениями и не имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу по другим основаниям, должны быть отправлены в войска (вооруженные силы).
При проведении освидетельствования зафиксированы жалобы Пахомова А.С. на состояние здоровья, которые учтены при проведении медицинского осмотра, также врачами приняты во внимание протоколы исследовании из ….
В этой связи, к доводам административного истца о том, что его жалобы на серьезные проблемы со здоровьем не были учтены и не исследованы, суд относится критически, поскольку они противоречат материалам дела.
Сведений о том, что при медицинском осмотре у Пахомова А.С. были выявлены отклонения в состоянии здоровья, изменяющие его категорию годности к военной службе, материалы административного дела не содержат.
Оценив состояние здоровья административного истца с учетом имеющихся данных, которые врачи-специалисты сочли достаточными, врачебная комиссия обоснованно выставила заявителю категорию годности к военной службе «Б».
Выводы призывной комиссии подтверждены специалистами, при этом всем представленным медицинским документам, имеющимся в личном деле, была дана оценка. Имевшиеся в распоряжении врачебной комиссии медицинские документы и результаты проведенного обследования заявителя позволили сделать вывод о наличии у него заболеваний, которые влекут признание гражданина годным к прохождению военной службы с незначительными ограничениями.
Жалоба в вышестоящую призывную комиссию административным истцом подавалась, контрольное медицинское освидетельствование подтвердили выводы врачей-специалистов медицинской комиссии по Советскому АО г. Омска.
Состав врачей-специалистов медицинской комиссии по Советскому АО для работы в военном комиссариате по Советскому и Центральному АО г. Омска, привлекаемых к медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, с согласован с Главным врачом БУЗОО осуществляющим координацию бюджетных учреждений Здравоохранения Омской области на территории ЦАО г. Омска, и утвержден Главой администрации САО г. Омска.
При указанных установленных судом фактических обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя, так как оспариваемое им решение призывной комиссии ни по содержанию, ни по порядку принятия данного решения не противоречит действующему законодательству.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26.07.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░