Дело № 2а-1041/2024
УИД 44RS0001-01-2023-006533-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комиссаровой Е.А.,
при секретаре Приказчиковой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента здравоохранения Костромской области к судебному приставу - исполнителю СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России по Костромской области Аверкиевой Надежде Николаевне, ГМУ ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Департамент здравоохранения Костромской области обратился в суд с административным исковым заявлением, обосновав тем, что судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области (в настоящее время реорганизован в Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Костромской области) Аверкиевой Н.Н. <дата> вынесено Постановление № о взыскании с департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Решением Свердловского районного суда г. Костромы по делу № 2-1747/2022, вступившим в законную силу <дата>, на департамент здравоохранения Костромской области возложена обязанность организовать обеспечение В.О. <дата> г.р., расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMtd Quick-set ММТ-399 (бмм/бОсм) в соответствии с назначением лечащего врача до отмены/изменения назначения лечащего врача за счет средств бюджета Костромской области. Согласно п. 12 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 (далее - Порядок) за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. В п. 19 Порядка установлено, что в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно данным единой региональной системы все рецепты, выписанные В.О. в ОГБУЗ «Городская больница г. Костромы», обслужены, что подтверждается прилагаемыми счетами пациента за 2022 год, истекший период 2023 года. В ответе на второй вопрос раздела «Процессуальные вопросы» Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15.09.2010, указано, что надлежащим ответчиком по делам, связанным с освобождением от взыскания исполнительского сбора, должен выступать соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
Истец просит освободить департамент здравоохранения Костромской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей по Постановлению №, вынесенному <дата> судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИЛ УФССП России по Костромской области (в настоящее время реорганизован в Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов СОСП по Костромской области) Аверкиевой Н.Н.. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Административный истец департамент здравоохранения Костромской области своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, направил в суд письменое ходатайство, в котором просит восстановить срок для обращения в суд, поскольку копия постановления получена в виде приложения к иску по делу № 2а-692/2024, рассматриваемому судом, провести судебное заседание в отсутствии представителя.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по Костромской области ГМУ ФССП России по Костромской области Аверкиева Н.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве суду просила рассмотреть дело в её отсутствие, против удовлетворения заявленных требований возражала.
ГМУ ФССП России для участия в деле своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ определено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 данного Закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве (ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении названного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной относительно правовой природы исполнительского сбора, взыскиваемого с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения, приведенной в постановлении от 30.07.2001 № 13-П по делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», этот сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Полномочие судебного пристава от имени государства налагать названное взыскание на должника в предусмотренных законом случаях признано направленным на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов, и воплощающим конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.
Судом установлено, что на основании решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> исковые требования В.О. удовлетворены, бездействие Департамента здравоохранения Костромской области, выразившееся в непринятии мер к обеспечению В.О. расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) 10 штук в месяц с <дата> в соответствии с медицинскими показаниями признано незаконным, Департамент здравоохранения Костромской области обязали организовать обеспечение В.О., <дата> года рождения расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) в соответствии с назначением лечащего врача с января 2021 года до отмены/изменения назначения лечащего врача за счет средств бюджета Костромской области. Решение в части обязания Департамента здравоохранения Костромской области организовать обеспечение В.О., <дата> года рождения расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MiniMed Quick-set MMT-399 (6мм/60 см) в соответствии с назначением лечащего врача с января 2021 года до отмены/изменения назначения лечащего врача за счет средств бюджета Костромской области обращено к немедленному исполнению.
<дата> решение суда вступило в законную силу.
На основании исполнительного листа, выданного Свердловским районным судом г. Костромы постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата> в отношении должника – Департамента здравоохранения Костромской области возбуждено исполнительное производство №-ИП.
<дата> судебным приставом-исполнителем СОСП по Костромской области Удаловой Е.А. вынесено постановление о взыскании с Департамента здравоохранения Костромской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение должником указанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительного сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Общие основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены в статье 401 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.112015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники (кроме субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Судом установлено, что решение по делу № от <дата> было обращено к принудительному исполнению.
В период после принятия судом вышеназванного решения и в настоящее время департаментом здравоохранения Костромской области предпринимались и предприняты меры для обеспечения В.О. указанными медицинскими изделиями.
Из представленного счёта пациента В.О. следует, что за период после вынесения решения и возбуждения исполнительного производства В.О. обеспечивалась назначенными врачом медицинскими изделиями.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 18.10.2022 года постановление начальника отдела - врио начальника отделения старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области Карповой О.А. № 301 от 23.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении департамента здравоохранения Костромской области отменено, а производство по делу - прекращено за отсутствием в действиях департамента здравоохранения Костромской области состава административного правонарушения, т.е. по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Из решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> следует, что В.О. обеспечена расходными материалами для инсулиновой помпы Медтроник 722 - устройство для инфузии MinuMed ММТ-399 (бмм/бОсм) в соответствии с назначением лечащего врача до конца 2022 года. Согласно счета пациента В.О. получила медицинские изделия 4, 5,<дата>, всего в количестве 12 упаковок ММТ-339.
При этом суд учитывает, что для обеспечения В.О. медицинскими изделиями разрабатывается и проходит согласование конкурсная документация в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, для чего необходимы существенные временнее затраты.
Доводы, изложенные представителем истца о несвоевременном получении копии постановления, суд полагает достаточными для восстановления в порядке, предусмотренном ст. 219 КАС РФ, срока для подачи настоящего искового заявления в суд.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 74 постановления Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
С учетом вышеизложенного, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2024 ░░░░