Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-26/2021 ~ М-132/2020 от 18.12.2020

Дело № 3а-26/2021

                    УИД 19OS0000-01-2020-000156-21

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Абакан                                   25 февраля 2021 г.

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Абрамовой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шестоперова Олега Юрьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Шестоперов О.Ю. в лице представителя Леканцева А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № и здания с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, просит установить кадастровую стоимость равной их рыночной стоимости, определенной на основании отчетов от 2 октября 2020 г. № 20-10-02-10, № 20-10-02-12.

В судебном заседании административный истец Шестоперов О.Ю. не присутствовал, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административного истца ФИО9. на заявленных требованиях настаивал.

Представитель Минимущества Республики Хакасия ФИО10. не оспаривала право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка и объекта недвижимого имущества равной их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе по размеру рыночной стоимости.

Представитель административного ответчика- Управления Росреестра по Республике Хакасия Музалева Н.А., представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Хакасия ФИО11 просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменном отзыве указали, что право административного истца на установление рыночной стоимости объекта недвижимого имущества не оспаривают.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Саяногорска в судебном заседании не присутствовал.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г.           № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ).

Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Из материалов дела видно, что Шестоперову О.Ю. принадлежат на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № здание с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>

Административный истец признается плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости (статьи 390, 391, 400, 402 Налогового кодекса Российской Федерации), и относящихся к местным налогам.

Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности            государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 14 ноября 2016 г. № 020-153-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Хакасия. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 4 516 493,2 руб. по состоянию на            1 января 2016 г., о чем 27 декабря 2016 г. внесены сведения в ЕГРН.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27 октября 2016 г. № 020-146-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Республики Хакасия. Кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером № установлена в размере 25 702 657,18 руб., о чем внесены сведения ЕГРН 28 декабря 2016 г.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налогов, 18 декабря 2020 г. Шестоперов О.Ю. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В обоснование требований представлены отчеты об оценке от 2 октября 2020 г. № 20-10-02-10, № 20-10-02-12, выполненные ИП ФИО12., согласно которым рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2016 г. составляет 1 130 000 руб.; нежилого здания – 3 860 000 руб.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки    (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.

Суд полагает возможным принять отчеты от 2 октября 2020 г. № 20-10-02-10 и № 20-10-02-12 в качестве относимых и допустимых доказательств по делу, поскольку они составлены оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчеты содержат подробное описание проведенного исследования, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечают требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленным на его разрешение вопросам.

Возражений относительно достоверности определенной в отчетах стоимости объектов недвижимости и соответствия отчетов требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № и нежилого здания с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2016 г. превышала их рыночную стоимость, в связи с чем имеются основания для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 1 130 000 (один миллион сто тридцать тысяч) руб.; нежилого здания с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 3 860 000 (три миллиона восемьсот шестьдесят тысяч) руб. по состоянию на             1 января 2016 г.

Часть 3 статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются            для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

На основании пункта 2 статьи 403 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Часть 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности закрепляет, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной считать дату обращения в суд – 18 декабря 2020 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 130 000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2016 ░.;

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 860 000 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2016 ░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░          18 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                                           ░.░. ░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░ 2021 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-26/2021 ~ М-132/2020

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шестоперов Олег Юрьевич
Ответчики
Управление Росреестра по Республике Хакасия
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия
Другие
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра")
Леканцев Артем Михайлович
Администрация г. Саяногорска
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Петрова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
vs--hak.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация административного искового заявления
18.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2021Подготовка дела (собеседование)
28.01.2021Рассмотрение дела начато с начала
11.02.2021Подготовка дела (собеседование)
11.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2021Дело оформлено
13.05.2021Дело передано в архив
20.05.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
20.05.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
15.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее