Дело № 2а-336/2022
УИД 75RS0024-01-2022-000611-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Стуковой В.Д.,
с участием представителя административного истца – помощника прокурора Чернышевского района Волкова С.И.,
административного ответчика – главы сельского поселения «Комсомольское» Иваненко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чернышевского района, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения «Комсомольское» муниципального района «Чернышевский район», выразившееся в не принятии мер по обеспечению территории населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения и понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Чернышевского района обратился в суд с указанным административным исковым заявлениям, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов, о подготовке к пожароопасному периоду, в ходе которой установлено, что на территории Чернышевского района органами местного самоуправления не принимаются меры по обеспечению населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, чем нарушены требования ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22 июля 2018 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - на территории сёл Комсомольское и Багульное отсутствуют искусственные источники наружного противопожарного водоснабжения с постоянной автоматической бесперебойной подкачкой воды, которые обеспечат условия для забора в любое время года, имеющие приспособление для заправки пожарного автомобиля.
Необеспеченность населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения вызывает угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие администрации сельского поселения «Комсомольское» муниципального района «Чернышевский район», выразившееся в непринятии мер по обеспечению села Комсомольское и Багульное источниками наружного противопожарного водоснабжения незаконным. Обязать администрацию сельского поселения «Комсомольское» в срок до 31 сентября 2023 года создать источники наружного противопожарного водоснабжения на территории сел Комсомольское и Багульное с постоянной автоматической бесперебойной подкачкой воды, которые обеспечат условия для забора в любое время года, имеющие приспособление для заправки пожарного автомобиля.
В судебном заседании представитель административного истца – Волков С.И. заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, и просил их удовлетворить.
Административный ответчик – глава сельского поселения «Комсомольское» Иваненко Т.В., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, пояснив, что источники наружного противопожарного водоснабжения на территории сел Комсомольское и Багульное отсутствуют по причине отсутствия денежных средств на эти цели в бюджете поселения.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 46 (ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, проверкой, проведенной прокуратурой района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о защите населенных пунктов от пожаров выявлено необеспечение администрацией сельского поселения «Комсомольское» первичных мер пожарной безопасности.
Согласно информационному письму отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Сретенскому, Чернышевскому районам и г. Сретенск ГУ МЧС России от 25.03.2022 №39 в ходе проведения работы по подготовке к весеннему пожароопасному периоду 2022 года на территории МР «Чернышевский район» отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сретенскому, Чернышевскому районам и г. Сретенск были выявлены факты нарушения требований пожарной безопасности, а именно в сельском поселении «Комсомольское» не обеспечены первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов (с. Комсомолец, п. Ареда, с. Багульное), включающие в себя создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенном пункте и на прилегающих к нему территориях, отсутствует приспособление для заправки пожарного автомобиля, отсутствует нужный объем резервуара.
Из представленной главой муниципального района «Чернышевский район» информации от 25.03.2022 №1-7/727 следует, что в с. Комсомольское, п. Ареда имеется источник наружного противопожарного водоснабжения - водозаборная скважина, емкость 5 куб.м принадлежит ОАО «Племзавод Комсомолец», в с. Багульное имеется водозаборная скважина безхозяйственная, емкости для целей пожаротушения нет. Имеющиеся резервуары ненадлежащих объемов и характеристик. В 2023 году планируется установка резервуаров соответствующих всем нормам.
Указанные обстоятельства представителем ответчика – администрации сельского поселения «Комсомольское» не оспаривались.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Пунктом 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, предусмотрено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
Согласно статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Статьей 62 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные ) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно статье 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения (часть 1).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары (часть 2)
В силу п.9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
В соответствии с п. 4 ст. 8 Устава сельского поселения «Комсомольское» муниципального района «Чернышевский район» Забайкальского края принятого решением Совета сельского поселения «Комсомольское» от 17.05.2018 №11, к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельского поселения.
Согласно ч.ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
При установленных обстоятельствах дела, когда указанные нарушения объективно подтверждены имеющимися в деле доказательствами (актом проверки, ответами на требования, информационными письмами), суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора и находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░ 2022 ░░░░.