Дело №а-1816/2021

УИД 86RS0№-63

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<адрес> ХМАО-Югра                              18 октября 2022 года

Сургутский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Дитюк А.Б., с участием прокурора Литвинцевой К.А., представителя административного истца Галбура О.С., представителя ответчика Дегтярёвой Ю.П., при секретаре судебного заседания Евтеевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску АО «Югра-Экология» к администрации городского поселения Барсово о признании недействующим нормативно-правового акта в части,

УСТАНОВИЛ:

АО «Югра-Экология» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения <адрес> о признании недействующим в части постановления администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» в части определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для административных, офисных учреждений; дошкольных образовательных учреждений; общеобразовательных учреждений; клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков; библиотек, архивов.

Административный истец свои требования мотивирует тем, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, что следует из статьи 24.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории <адрес> - Югры, что следует из соглашения №, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения Барсово, в целях реализации отдельных государственных полномочий принято постановление № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов». Указанным постановлением административным ответчиком изменено ранее утвержденное постановление от ДД.ММ.ГГГГ №.

С принятым постановлением административный истец не согласен, поскольку постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» установлен порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений.

Согласно пункту 9 Методических рекомендаций установлены следующие сроки проведения замеров: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

На основании вышеизложенного следует, что нормативы накопления твердых коммунальных отходов рассчитываются с учетом всех четырех сезонов в году.

Таким образом, административным ответчиком при принятии Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № использовались методы, которые противоречат требованиям Постановления Правительства №, что влечет недействительность Постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, принятого административным ответчиком.

Принятое постановление повлекло убытки для регионального оператора. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского поселения <адрес> оказывается региональным оператором в соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в <адрес> - Югре», утвержденной распоряжением Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-рп (далее - Терсхема). Информация о нормативах накопления является составной частью Терсхемы, что следует из пункта 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-рп, в Терсхему были внесены изменения, в том числе по нормативам накопления ТКО на территории городского поселения <адрес>, Изменения нормативов накопления обусловлены, в том числе, принятием административным ответчиком Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Согласно положениям обновленной Терсхемы, информация о количестве ТКО классов опасности, рассчитанная исходя из показателей нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в муниципальных образованиях автономного округа, приведена в таблице 2 «Сведения по объемам и массе ТКО, определенные исходя из расчета по нормативам накопления ТКО».

В соответствии с п. 18 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются на основе данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из таблицы 2 Терсхемы, масса (объем образования ТКО) на территории <адрес> составляет 49 384,60 тонн/год (446597,20 куб.м./год). Данный объем рассчитан, в том числе, на основании постановления административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ № и был заложен административным истцом при формировании тарифной заявки и вошел в единый тариф на услуги по обращению с ТКО, установленного Региональной службой по тарифам ХМАО-Югры приказами №-нп от ДД.ММ.ГГГГ №-нп от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается экспертными заключениями на 2019 год и 2020-2022 года.

Между тем, административным ответчиком было принято новое оспариваемое постановление, которым нормативы накопления ТКО были уменьшены по сравнению с ранее действовавшим Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № и по сравнению с тем, что вошло в Терсхему и тарифную заявку.

Указанное повлекло для административного истца возникновение убытков за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общем размере 1 403 999 рублей 17 копеек.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, размер за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в помещении определяется на основании нормативов накопления ТКО.

Иными словами, размер норматива накопления ТКО влияет на окончательный размер платы потребителя за услуги по обращению с ТКО, соответственно в случае, если норматив накопления ТКО установлен неправильно или незаконно, это влечет причинение убытков административному истцу.

В связи с этим административный истец АО «Югра-Экология» просит признать недействующим в части определения норматива накопления ТКО для административных, офисных учреждений; дошкольных образовательных учреждений; общеобразовательных учреждений; клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков; библиотек, архивов постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» с даты его принятия. Взыскать с администрации городского поселения Барсово судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Югра-Экология» Галбура О.С. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме. На вопросы суда пояснила, что в исковом заявлении идет речь о постановлении администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», которое самостоятельно не оспаривается стороной истца. Просила признать незаконным только постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения <адрес> Дегтярёва Ю.П. в судебном заседании просила учесть, что оспариваемый нормативный акт утратил свое действие в виду принятия нового нормативно-правового акта, устанавливающего нормативы накопления твердых коммунальных отходов.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Литвинцевой К.А., полагавшей необходимым прекратить производство по административному делу в связи с отсутствием предмета спора.

Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав поступившее заявление об отказе от административного иска, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что акционерное общество «Югра-Экология» является региональным оператором на территории <адрес> - Югры, что следует из соглашения №, заключенного с Департаментом промышленности ХМАО-Югры ДД.ММ.ГГГГ.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО, коммерческий учет ТКО осуществляется региональным оператором исходя из нормативов накопления ТКО.

Установление нормативов накопления ТКО отнесено к полномочиям органов местного самоуправления, что следует из закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения <адрес> принято постановление № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Постановлением администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» в целях реализации отдельных государственных полномочий установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для административных, офисных учреждений; дошкольных образовательных учреждений; общеобразовательных учреждений; клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков; библиотек, архивов.

Данное постановление, равно как и постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» опубликовано в установленном порядке и обнародовано не было.

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Барсово» утверждены нормативы накопления твердых бытовых отходов на территории городского поселения Барсово согласно приложению к данному постановлению, а также признаны утратившими силу постановления администрации городского поселения Барсово:

– от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;

- ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов»;

- от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации городского поселения Барсово от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, постановление от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ; постановление от ДД.ММ.ГГГГ № признано утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ, т. е. с даты опубликования данного постановления в еженедельной газете <адрес> «Вестник» №(920) от ДД.ММ.ГГГГ.

Проанализировав нормы главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу в связи с утратой силы оспариваемыми нормами, которые не влекут нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов физических и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

По общему правилу, установленному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 данного Кодекса).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П и в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, и признание их недействующими недопустимы вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя.

В данном случае основным фактором, определяющим потребность в судебной защите, является доказанность факта сохранения свойств нормативности у формально прекратившего свое действие акта и факта нарушения им прав, свобод и законных интересов заявителя.

При этом в силу части 2 статьи 62, пункта 5 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец по делам об оспаривании нормативных правовых актов обязан подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права, свободы и законные интересы.

Поскольку доказательств конкретных фактов нарушений прав административного истца нормами, утратившими силу на момент рассмотрения дела, не имеется, суд не усматривает препятствий для прекращения производства по административному делу.

Как отмечено выше, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, а также все постановления, изменяющие его редакцию, признаны утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств его применения до и после подачи административного искового заявления в суд материалы дела не содержат.

Поскольку оспариваемым нормативным правовым актом безусловно не затрагиваются права и законные интересы АО «Югра-Экология», иного административным истцом не доказано, указанное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194, части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для прекращения производства по настоящему административному делу.

При этом суд учитывает, что проверка судом законности отдельных положений нормативного правового акта, полностью утратившего силу к моменту рассмотрения дела по существу, и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо субъективных прав административного истца, осуществлена быть не может.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Требований же об оспаривании постановления администрации городского поселения Барсово № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения Барсово» в действующей редакции АО «Югра-Экология» не заявлено.

Согласно ч.2 ст. 194 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

При названных обстоятельствах, суд прекращает производство по настоящему административному делу на основании ч. 2 ст. 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194, 195, 199, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ <░░░░░> - ░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> - ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                ░░░░░░░             ░.░.░░░░░

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ №░-1816/2022

░░░ 86RS0№-63

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░-░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░-░░░░

___________________________________░.░.░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1816/2022

Категория:
Административные
Статус:
Производство по делу ПРЕКРАЩЕНОоспариваемые НПА, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца
Истцы
АО ЮГРА-ЭКОЛОГИЯ
Прокуратура Суругтсского р-на
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ П. БАРСОВО
Суд
Сургутский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Дитюк А.Б.
Дело на сайте суда
surgray--hmao.sudrf.ru
20.09.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
20.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2022Подготовка дела (собеседование)
18.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2022Судебное заседание
16.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее