Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-929/2023 (2а-9245/2022;) ~ М-9426/2022 от 21.12.2022

Дело № 10RS0011-01-2022-018219-92 (2а-929/2023 (2а-9245/2022))

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.01.2023    г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия к Степановскому Д.Н. о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия (далее – административный истец, Управление, налоговый орган) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Степановскому Д.Н. (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей по тем основаниям, что административный ответчик с 05.07.2016 по 22.09.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и согласно представленной декларации подлежащий уплате налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы» (далее – УСН) за 2017 год налогоплательщиком не исполнен, в связи с чем образовалась недоимка, на которую начислены пени. Кроме того, на административного ответчика возлагалась обязанность самостоятельно исчислить и уплатить страховые взносы на ОПС и ОМС.

С учетом изложенного, Управление просит взыскать:

- 1437,52 руб. – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии за 2017г (далее – ОПС), начисленные за период с 25.10.2017 по 29.08.2018, с 30.08.2018 по 25.09.2018;

- 281,95 руб. - пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017г (далее – ОМС), начисленные за период с 25.10.2017 по 25.09.2018;

- 77,70 руб. - пени на недоимку по УСН за 2017г, начисленные за период с 03.05.2017 по 25.09.2018.

Помимо требований о взыскании вышеназванных обязательных платежей, административным истцом испрашивается о восстановлении срока на подачу административного иска, как пропущенного по уважительным причинам, к которым относятся интересы государства, необходимость предоставления плательщику достаточного срока для погашения имеющейся задолженности.

Стороны, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебном заседании участия не принимали.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Налогоплательщик в период с 05.07.2016 по 22.09.2017 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП (способ прекращения деятельности – прекращение деятельности в связи с принятием соответствующего решения) и применял УСН объектом налогообложения, которой выбрал «доходы».

Положениями пп. 2 п. 1 ст. 346.23 НК РФ предусмотрено, что по итогам налогового периода индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со статьей 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются доходы. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

В силу пункту 3 статьи 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу. Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Первичную декларацию о доходах за 2017 год, которую в силу требований п. 1 ст. 229 НК РФ ответчику следовало направить в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. не позднее 03.05.2018г, административный ответчик подал лишь 19.06.2018, т.е. с пропуском срока.

17.09.2018 административным ответчиком в налоговый орган представлена уточненная налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017г. Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период на основе представленной декларации, составила 18051,00 руб., в том числе по срокам уплаты 25.04.2017 - 4295,00 руб., 25.07.2017 – 6232,00 руб., 25.10.2017 – 7368,00 руб., 03.05.2018 – 156,00 руб.

Налогоплательщиком произведена уплата авансовых платежей и налога 16.08.2017 в размере 10527,00 руб., 24.10.2017 – 7404,00 руб., 13.07.2020 – 120,00 руб.

В установленный законодательством срок обязанность по уплате авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, исполнена не была, в связи с чем налогоплательщику заказным письмо по месту его регистрации было направлено требование от 25.09.2018 № 23055, которое в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма, с предложением уплатить в срок до 07.11.2018, в том числе недоимку по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» за 2017 год, в размере 120,00 руб. и пени в размере 180,44 руб. (сохраняется задолженность по пени по налогу, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения «доходы» за 2017 год в размере 77,70 руб.).

В силу взаимосвязанных положений ст.ст. 419, 420, 430, 432 НК РФ на административного ответчика возлагалась обязанность самостоятельно исчислить и уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ст. 432 НК РФ, страховые взносы на ОПС и ОМС, а в случае прекращения физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя - не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

В установленный законодательством срок обязанность по уплате страховых взносов на ОПС и ОМС исполнена не была, в связи с чем налогоплательщику заказным письмо по месту его регистрации были направлены требования от 29.08.2018 № 22335 и 25.09.2018 №23055, которые в силу п. 6 ст. 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма, с предложением уплатить в срок до 10.10.2018 и в срок до 07.11.2018 (соответственно), в том числе недоимку по страховым взносам: по взносам на ОПС за 2017г – 8,50 руб. и пени – 1325,06 руб.; пени на недоимку по страховым взносам на ОПС за 2017 год – 112,46 руб., пени на недоимку по страховым взносам на ОМС за 2017 - 281,95 руб.

В силу абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Таким образом, налоговому органу надлежало обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа по требованиям о взыскании недоимки по обязательным платежам в срок до 10.04.2022.

Налоговый орган 22.09.2021 обратился с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании истребуемой задолженности, по результатам рассмотрения которого мировым судьей 24.09.2021 отказано в принятии в связи с пропуском срока.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 21.12.2022.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемой задолженности уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что таковых Управлением не указано.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

Не проявление таковой, в том числе, вследствие необходимости согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), загруженность налогового органа, а также иные внутренние организационные причины, зависящие только и исключительно от действий налогового органа, его сотрудников, а также лиц, находящихся в его подчинении (в том числе, вследствие служебных и процессуальных недочетов, допущенных при исполнении ими своих должностных обязанностей), повлекших несвоевременную подачу заявления, не могут являться основанием для восстановления пропущенного процессуального срока.

Указанные в административном иске причины не могут являться основанием для восстановления столь значительно пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.

Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд.

Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.

Установленное судом является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении требований в полном объеме.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и пени.

Руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 286, 289-290,295,298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

– ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░;

– ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░    ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 20.01.2023.

░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░ 20.02.2023 ░░░░░░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-929/2023 (2а-9245/2022;) ~ М-9426/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия
Ответчики
Степановский Дмитрий Николаевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Елена Владимировна
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
21.12.2022Регистрация административного искового заявления
21.12.2022Передача материалов судье
22.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2023Судебное заседание
20.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2023Дело оформлено
06.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее